КНИЖНЫЙ ШКАФ
КУДЕСНИК ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
Музыка «детства» различных народов мира
будто бы специально предназначена для
первоначального музыкального воспитания. Она
неразрывно связана с речью и движением. А петь и
одновременно приплясывать, выкрикивать
дразнилку и чем-нибудь звенеть для детей так же
естественно, как и просто играть. Кто же тот
добрый и мудрый волшебник, отыскавший для них
музыкальный уголок, казалось бы, совершенно
незаметный в строгих лабиринтах высокой музыки?
Это Карл Орф. Карл Орф (1895—1982) был композитором,
довольно известным и почитаемым еще при жизни.
Его музыка завораживала магией ритма,
диковинными инструментами оркестра, танцующим
хором и стала для современников символом
простоты и яркой театральности.
Но действительную мировую славу принесли ему не
его сочинения, а созданная им система
музыкального воспитания.
Оказалось, что не только Моцарт и Чайковский,
Бетховен или Бах могут называться композиторами,
но и совсем маленькие дети. Они тоже способны
создавать музыку и импровизировать на
специально созданных для этой цели орфовских
инструментах. Рожденная детской фантазией, эта
музыка была названа элементарной не потому, что
примитивна, а потому, что проста и чудесна, как
сама страна детства.
Разнообразие шумовых инструментов детского
орфовского оркестра трудно даже перечислить. Это
и металлофоны, и ксилофоны со съемными
пластинами, откликающиеся на малейшее
прикосновение (по ним можно играть палочками,
подушечками и косточками пальцев, просто
щелчками и даже кулачками!); треугольники,
бубенцы и колокольчики, звенящие браслеты,
пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины,
деревянные коробочки, тон-блоки, гуиро и
маракасы, маленькие барабаны и бонго, литавры,
ручные тарелки и многое другое, имеющееся в
изобилии у каждого народа. Эти инструменты, как и
сама народная музыка, дошли до нас из глубины
веков. Рядом с ними будут уместны и естественны
звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные
стаканы и шуршащая бумага — все, что вызывает у
детей интерес к звукам.
Тем, кто впервые обращается к орфовским
принципам музыкального обучения детей, важно
понять главное: смысл этой педагогики не в
исполнении кем-то придуманного, а в совместном
творчестве педагога и детей, в их собственных
творческих находках.
Татьяна ТЮТЮННИКОВА,
преподаватель музыки