Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2002

ВКЛАДКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ДЕТСКОГО САДА

Сейчас почти во всех регионах страны дошкольные учреждения составляют «Экологический паспорт» своего сада, форма которого в свое время была предложена Н.А. Рыжовой. Многие детские сады хотели бы иметь образец, опираясь на который можно оформлять собственные материалы. Мы предлагаем вам познакомиться с фрагментами самого первого «Экологического паспорта ДОУ», который разрабатывался в детском саду
№ 1908 г. Москвы (экспериментальная площадка по экологическому воспитанию с 1996 г. и по настоящее время). Материалы этого «паспорта» обсуждались на коллегии Московского комитета образования, с ними познакомились многие слушатели семинаров по экологическому воспитанию, проводимых Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Хотим подчеркнуть, что перед вами — всего лишь один из вариантов «Экологического паспорта». Вполне вероятно, что ваш собственный документ будет отличаться от него, однако в целом логика подачи материала вряд ли может измениться. Советуем особенно обратить внимание на раздел «Выводы и рекомендации». Опыт показывает, что именно он вызывает у педагогов наибольшее количество вопросов, являясь в то же время наиболее важной частью «Паспорта».

Общее количество детей, посещающих детский сад, — 175. Общее количество персонала — 46 человек. Количество групп — 7, из них одна группа круглосуточная.

Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели — 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели — 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники — 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники — 2 человека.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Местонахождение дошкольного учреждения: г. Москва, Восточный административный округ, район Перово; 2-я Владимирская улица, д. 26.
Вся Юго-Восточная зона, в которой расположен жилой район Перово, характеризуется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Это объясняется влиянием таких крупных промышленных зон, как ЗИЛ, Волгоградский проспект, Южный порт, железнодорожная сортировочная станция, завод «Прожектор», и др.
В районе наблюдается сильное загрязнение почв свинцом, никелем, алюминием. Электромагнитная обстановка в округе нормальная. Уровень радиационного загрязнения — средний по Москве. Грунтовые воды в прилегающих слоях очень сильно загрязнены. В составе загрязнителей — тяжелые металлы, органика, микрофлора. В воздухе наблюдается превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) висмута и свинца.

Состояние здоровья населения

Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.

Зеленые массивы

На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.

Примечание

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся большими транспортными потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько крупных промышленных предприятий, являющихся источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Измайловский лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: липовая аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны, берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Измайловский лесопарк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в самый дальний от автомагистралей и самый зеленый угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Измайловского лесопарка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка — 9425 кв. метров.
Общая площадь здания — 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы (песок утрамбован, загрязнен) и резиновые протекторы (шины), использующиеся как игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

Растительный мир

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий орех, груша — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).
Газоны занимают 70—75% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

Животный мир

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

Почва

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70—80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих местах поломан, сделаны проходы, которыми часто пользуются родители, ведущие детей в сад. На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов; производится выгул собак. Все это осложняет оформление участка.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная автомагистраль отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание блочное. Этажность здания: 3. Общая площадь здания — 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс, живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой уголок и экологический класс

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.
Площадь экологического класса — 70 кв. метров.
Оформление: фотообои, спилы деревьев, фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными пособиями и поделками детей.
Состав растений: амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

До открытия экспериментальной площадки в работе с детьми использовались следующие программы: Рыжова Н.А. «Наш дом — природа», Николаева С.Н. «Юный эколог», Российская государственная программа, а также отдельные разделы программ «Детский сад — дом радости» и «Радуга».

5.1. Используемая методическая литература:

Гусев В. «Животные у нас дома», Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду», Петров И. «Растительный мир нашей родины», Букин А.П. «В дружбе с людьми и природой», Гусев В.Г., Витте Л.А. «Наши питомцы», Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы» и др.

5.2. Дидактические материалы:

1) Экологические игры:
«С какого дерева листок»,
«Лишний предмет»,
«Грибы, овощи, фрукты».

2) Лото:
«Где что растет»,
«Что за птица»,
«Какое время года»,
«Магазин “Семена”»,
«Вершки и корешки»,
«Зоологическое лото».

3) Экологические кубики.

4) Аудиозаписи «Голоса птиц», «Шумы природы».

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 157; бронхит — 8; ангина — 6; скарлатина — 1; отит — 5; гастроэнтерит — 4; гастрит — 3; коклюш — 1; в/о — 12; прочие случаи — 9. Общее количество случаев: 206. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 10,7 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ — 7,5 дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является окружной экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

7. Выводы и рекомендации

7.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.

7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ

Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники и огород, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон участка, обращенных к автомагистралям, рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы только в случае прекращения транзитного прохода через территорию и ее закрытия для посещения посторонними. Поэтому необходимо отремонтировать забор и, по возможности, заменить на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.

7.3. Оформление помещений

Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная, кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий, подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из участков отмечены лесные растения: сныть обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места выделяются присутствием лютика ползучего, ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.

7.4. Влияние на окружающую среду

Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.

7.5. Профессиональная и методическая база

Для проведения занятий с детьми и организации методической работы необходимо ввести ставку эколога. Возможен обмен опытом с другими дошкольными учреждениями г. Москвы, занимающимися аналогичными проблемами.
Пополнить существующий книжный фонд периодическими изданиями: «Свирель» (экологический детский журнал) и «Вестник АсЭКО» (методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.
В живом уголке можно повесить карту, на которой флажками отмечать страны — родину растений, животных, находящихся в живом уголке.

Примечание

Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.

Наталья РЫЖОВА,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца,

Инесса КОХАНОВА,
заведующая ДОУ № 1908 г. Москвы

 

Рейтинг@Mail.ru