Фото из архива детского сада № 3
«Лесная сказка», г. Котово, Волгоградская область
Физкультурно-игровая среда для
занятий по физической культуре с детьми 4–7 лет в
спортивном зале
Перечень физкультурного
оборудования для спортивного зала
Тип оборудования |
Основной набор |
Размеры, масса |
Кол-во на группу |
Оборудование для ходьбы,
бега, равновесия |
Балансиры разного типа |
|
2 |
|
Бревно гимнастическое
напольное |
Длина 240 см
Ширина верхней поверхности 10 см
Высота 15 см |
2 |
|
Доска гладкая с зацепами |
Длина 250 см
Ширина 20 см
Высота 3 см |
2 |
|
Доска с ребристой поверхностью |
Длина 150 см
Ширина 20 см
Высота 3 см |
2 |
|
Дорожка-балансир (лестница
веревочная напольная) |
Длина 23 см
Ширина 33 см
Диаметр реек 5 см |
1 |
|
Дорожка-змейка (канат) |
Длина 200 см
Диаметр 6 см |
2 |
|
Кольцо мягкое |
Диаметр 13 см |
10 |
|
Коврик массажный |
75 х 70 см |
5 |
|
Куб деревянный малый |
Ребро 20 см |
5 |
|
Модуль мягкий (комплект из 6–8
сегментов) |
|
3 |
|
Скамейка гимнастическая |
Длина 200–300 см
Ширина 24 см
Высота 25, 30, 40 см |
3 |
Оборудование для прыжков |
Батут детский |
Диаметр 100–120 см |
2 |
|
Гимнастический набор: обручи,
рейки, палки, подставки, зажимы |
|
2 |
|
Диск плоский |
Диаметр 23 см
Высота 3 см |
10 |
|
Дорожка-мат |
Длина 180 см |
1 |
|
Козел гимнастический |
Высота 65 см
Длина 40 см
Ширина 30 см |
1 |
|
Конус с отверстиями |
|
10 |
|
Мат гимнастический
складной |
Длина 200 см
Ширина 100 см
Высота 7 см |
1 |
|
Мат с разметками |
Длина 190 см
Ширина 138 см
Высота 10 м |
2 |
|
Палка гимнастическая короткая |
Длина 75 см |
5 |
|
Скакалка короткая |
Длина 120–150 см |
10 |
Оборудование для катания,
бросания, ловли |
Кегли (набор) |
|
2 |
|
Кольцеброс (набор) |
|
2 |
|
Мешочек с грузом малый |
Масса 150–200 г |
5 |
|
Мишень навесная |
Длина 60 см
Ширина 60 см
Толщина 1,5 см |
2 |
|
Мяч средний |
10–12 см |
10 |
|
Мяч утяжеленный (набивной) |
Масса 0,5 кг, 1,0 кг |
по 10 |
|
Мяч для мини-баскетбола |
18–20 см |
5 |
|
Мяч для массажа |
Диаметр 6–7 см, 10 см |
по 5 |
|
Комплект для детских
спортивных игр
(сумка) |
|
1 |
Оборудование для ползания и
лазанья |
Дуга большая |
Высота 50 см
Ширина 50 см |
5 |
|
Дуга малая |
Высота 30–40 см
Ширина 50 см |
5 |
|
Канат с узлами |
Длина 230 см
Диаметр 2,6 см
Расстояние между узлами 38 см |
1 |
|
Канат гладкий |
270–300 см |
2 |
|
Лестница деревянная с зацепами |
Длина 240 см
Ширина 40 см
Диаметр перекладин 3 см
Расстояние между перекладинами 22–25 см |
1 |
|
Лабиринт игровой
(6 секций) |
|
1 |
|
Лестница веревочная |
Длина 270–300 см
Ширина 40 см
Диаметр перекладин 3 см |
2 |
|
Стенка гимнастическая
деревянная |
Высота 270 см
Ширина пролета 75, 80, 90 см |
1 |
Оборудование для упражнений
общеразвивающего воздействия |
Тренажеры простейшего типа:
детские эспандеры, диск «Здоровье», гантели, гири |
|
По
10 |
|
Кольцо плоское |
Диаметр 18 см |
10 |
|
Кольцо мягкое |
Диаметр 13 см |
10 |
|
Лента короткая |
Длина 50–60 см |
20 |
|
Массажеры разные:
«Колибри», мяч-массажер, «Кольцо» |
|
5 |
|
Мяч малый |
6–8 см |
10 |
|
Мяч утяжеленный (набивной) |
Масса 0,3 кг |
10 |
|
Обруч малый |
Диаметр 54–60 см |
10 |
|
Палка гимнастическая короткая |
Длина 75–80 см |
10 |
|
Ролик гимнастический |
|
10 |
Для подвижных игр в зале необходимо
иметь физкультурный передвижной уголок,
лабиринт игровой, «Парашют», мини-стадион.
Физкультурно-игровая среда в
тренажерном зале
Перечень тренажеров простейшего типа
№ |
Наименование |
Размеры, масса |
Кол-во |
1 |
Гимнастический ролик |
Для укрепления разных групп мышц и
увеличения их силы |
12 |
2 |
Диск «Здоровье» |
Для укрепления мышц туловища и ног,
тренировки вестибулярного аппарата |
12 |
3 |
Детские гантели |
Для укрепления мышц рук и плечевого
пояса |
12 |
4 |
Коврик массажный |
Для массажа ступней ног, профилактики
плоскостопия |
12 |
5 |
Детский эспандер |
Для развития мышц плечевого пояса |
12 |
6 |
Массажеры «Колибри» I, II, III |
Для массажа ступней ног, профилактики
плоскостопия |
12 |
7 |
Малый мяч-массажер |
Для массажа кистей рук |
12 |
8 |
Большой мяч-массажер |
Для массажа мышц разных частей тела |
3 |
9 |
Резиновое кольцо |
Для развития мышц кистей рук |
24 |
Занятия с использованием тренажеров
сложного устройства
Физкультурно-оздоровительные тренажеры
сложного устройства отвечают основным
педагогическим требованиям:
доступны для использования детьми всех
уровней физической подготовленности (высокого,
среднего, низкого);
моделируют движения общеразвивающего
воздействия;
позволяют создавать игровые ситуации с
использованием разных сюжетов;
учитывают особенности
психофизического развития и образного
восприятия дошкольников;
соответствуют ростовым
характеристикам детей и их функциональным
возможностям;
имеют привлекательный вид, который
побуждает детей к разнообразным видам и формам
двигательной активности.
Дизайн и конструкция тренажеров
соответствуют условиям эксплуатации в закрытых
помещениях. Их можно размещать в физкультурном и
тренажерном залах (площадью не менее 18 кв. м).
Размещение тренажеров в физкультурном зале
осуществляется в соответствии с методическим
вариантом, т.е. методикой, реализуемой на
занятиях по физической культуре. При этом
следует соблюдать меры, предупреждающие
травматизм среди детей.
Методика использования тренажеров разного вида
во время занятий по физической культуре для
детей 5–7 лет направлена на развитие
функциональных возможностей и двигательной
активности.
В системе физкультурно-оздоровительных
мероприятий дошкольного образовательного
учреждения методика занятий с использованием
тренажеров включает в себя рассмотрение
следующих основных критериев:
врачебный допуск детей к занятиям с
определением их состояния здоровья и уровня
функциональной и физической подготовленности;
определение оптимального объема
физической нагрузки для детей данного возраста и
распределение ее с учетом состояния их здоровья
и уровня физической подготовленности.
предусматривание достаточной площади,
рациональное размещение тренажеров и соблюдение
санитарно-гигиенических требований, контроля за
наличием соответствующей обуви и одежды детей;
использование разных видов и форм
двигательной активности, направленных на
развитие интереса детей и раскрытие их
творческих замыслов и двигательных
способностей;
объем физической нагрузки должен быть
адекватен возрастным и индивидуальным
возможностям детей. Эффективность
оздоровительной тренировки сопряжена с
последовательностью применения физических
упражнений на тренажерах и постепенным
увеличением физической нагрузки в соответствии
с функциональными возможностями детей. Особое
внимание уделяется чередованию физических
нагрузок с отдыхом;
индивидуально-дифференцированный
подход к детям, осуществляемый с учетом их
состояния здоровья, уровня физической
подготовленности и двигательной активности;
активизация мыслительной и
двигательной деятельности детей путем
использования разных методов и приемов:
самостоятельный выбор способа выполнения
действий, создание поисковых ситуаций, включение
наводящих вопросов для проявления воли,
решительности, смелости и находчивости детей и
их поощрение;
создание вариантности педагогических
условий, способствующих удовлетворению
естественной потребности детей в двигательной
активности и развитию физических и
нравственно-волевых качеств личности (за счет
внесения нового тренажера, усложнения
содержания двигательных заданий и т.д.).
Варианты упражнений с тренажерами
1. Тренажер «Тяга верхняя» предназначен
для тренировки мышц рук, груди и спины из
положения сидя и для укрепления мышц плечевого
пояса из положения стоя.
Основное тренирующее и развивающее движение на
данном тренажере заключается в выполнении тяги
до уровня груди (1) и за голову (2).
Педагог заранее устанавливает нужную величину
отягощения (грузы — от 1,5 до 3 кг). Затем ребенок
захватывает обеими руками висящую ручку («гриф»)
и садится на скамью, обе руки располагаются
симметрично от середины «грифа».
Движения ребенком выполняются в медленном или
среднем темпе. Активные действия (тяга к груди и
за спину) и пассивная фаза выполняются в течение
одной секунды.
Для развития силовых возможностей тренируемых
мышц следует стремиться к медленному выполнению
упражнений. При узком и среднем захвате руками
«грифа» значительно загружаются мышцы рук и
верхняя часть спины, при этом тягу «грифа»
следует выполнять до уровня груди. При широком
захвате «грифа» загружаются мышцы груди, рук и
спины.
Одним из вариантов использования данного
тренажера является разгибание рук в локтевых
суставах (с целью развития мышц плеча). Ребенок из
положения стоя берет «гриф» средним хватом и,
прижав локти к туловищу, выполняет разгибание
рук, при этом спина должна быть прямой.
Количество грузов подбирается таким образом,
чтобы оптимальное число повторений данного
упражнения составляло 10–15 раз. При определении
величины отягощения следует учитывать уровень
функциональных возможностей детей.
И.п.: сидя спиной к тренажеру, поясничная область
спины прижата к валикам тренажера; ноги на ширине
плеч, стоят на полу с двух сторон от ножки
тренажера; руки подняты вверх, держат ручку
тренажера хватом сверху вниз.
Методические рекомендации. Кисти
рук должны находиться на одинаковом расстоянии
от вертикальной оси (натянутого шнура). Возможно
несколько положений рук: хватом за концы ручек;
хватом за середину ручки и за места сгибов ручек.
Выполнение:
а) Напрягая мышцы рук и сгибая руки в
локтях, опустить ручку тренажера до уровня груди.
б) Напрягая мышцы рук, опускать прямые руки перед
собой до уровня груди; ниже уровня груди.
в) Сгибая руки в локтях, опустить ручку тренажера
за спину до уровня плеч (лопаток).
Методические рекомендации. На этапе
обучения дети выполняют упражнения с весом груза
1,5–2 кг и не удерживая ручку тренажера на
определенном уровне по времени. Через несколько
занятий необходимо зафиксировать положение при
выполнении упражнения на несколько секунд в
течение 10 раз (10 секунд).
На одном занятии возможно чередование разных
способов выполнения упражнений.
Тренажер «Тяга нижняя» — для мышц
рук, груди и туловища в положении сидя и стоя.
Основное упражнение на этом тренажере —
выполнение тяги горизонтальной (обеими руками к
груди).
Величину груза устанавливают с помощью
фиксатора. После этого ребенок берет ручку
тренажера, садится на сиденье, опираясь слегка
согнутыми или прямыми ногами в упор.
Спина прямая, лопатки сведены как можно сильнее.
Тяга осуществляется только руками, при этом
отягощение (груз) должно соответствовать
возможностям ребенка. Движения ребенка к груди и
обратное действие осуществляются в медленном
темпе. Педагог обращает внимание на осанку
ребенка (спина прямая).
Другой вариант упражнения на тренажере
выполняется в следующей последовательности:
первое — тяга к груди, второе — отвод от груди,
третье — наклон туловища к ногам, касаясь руками.
Затем следует повтор упражнений в обратной
последовательности. Можно работать на тренажере
только с целью тренировки мышц туловища (т.е. без
тяги к груди), при этом руки должны быть прямыми, а
спина несколько прогнутой.
Предлагаем еще один вариант упражнения на данном
тренажере, который выполняется из положения
стоя, — «тяга к груди». В этом случае особенно
загружаются дельтовидные мышцы (они покрывают
плечи).
Ребенок становится лицом к стойке, берет ручку и
выполняет «тягу к груди». При выполнении этой
«тяги» следует несколько прогнуться в пояснице.
В целом величина сопротивления является такой,
где повторный максимум упражнений составляет
10–15 раз.
И.п.: сидя на тренажере, руками держа «гриф»,
стопами ног держаться за педали.
Выполнение: ребенок слегка
отклоняет корпус назад, обеими руками натягивая
трос, удерживает положение и затем возвращается
в исходное положение.
Тренажер «Брусья опорные» — для
тренировки мышц верхней части живота и рук, для
развития силы и выносливости мышц брюшного
пресса. Упражнения на данном тренажере
выполняются в нескольких вариантах.
Предлагаем их рассмотреть.
И.п.: вис с опорой на предплечье, хват руками за
поручни тренажера; спина касается спинки
тренажера, прямые ноги опущены вниз.
Выполнение: а) Согнуть ноги в
коленном суставе, подтянуть колени к животу.
Удержаться в таком положении 2–3 сек., затем
принять исходное положение.
Методические рекомендации. При
выполнении следить за тем, чтобы колени ног были
соединены друг с другом, тянуть носочки.
Дозировка определяется с учетом уровня
функциональных возможностей.
б) Поднять прямые ноги под углом 90
градусов — ноги соединены друг с другом, принять
исходное положение.
Методические рекомендации. В целях
усложнения — поднятые вверх ноги удерживать в
горизонтальном положении, постепенно увеличивая
продолжительность от 3 до 10 сек. (Ребенок сам
считает от 3 до 10 раз.)
в) Поднять прямые ноги вверх под углом 90
градусов; при подъеме развести ноги врозь,
принять исходное положение.
Тренажер «Скамья наклонная» предназначен
для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения
могут выполняться в нескольких вариантах. Один
из них — поднимание туловища из положения лежа,
при выполнении этого упражнения развиваются
мышцы нижней части живота. Для активизации
боковых мышц живота рекомендуется поднимать
туловище, поворачивать его в сторону: для
тренировки мышц левой стороны туловища следует
поворачиваться вправо, для мышц правой стороны
туловища — влево.
Другой вариант использования этого тренажера —
поднимание ног. Ребенок ложится или садится на
скамейку и, обхватив руками упор за голову,
медленно поднимает ноги. Если ребенку не удается
поднять прямые ноги, то их следует несколько
согнуть в коленях. Количество повторений может
быть от 5 до 10 раз и более, в зависимости от
возможностей ребенка. Предлагаем варианты
упражнений.
Тренажер «Жим ногами» предназначен
для тренировки мышц ног. Основное упражнение на
этом тренажере — поднимание платформы с грузом
по наклонной поверхности.
Прежде всего нужно установить нужную величину
сопротивления. Ребенок ложится спиной на стул,
голова находится на «подушечке», руки
фиксируются на держателях.
Выполнение: ноги согнуть в коленях,
стопы ног ставятся на середину платформы.
Ребенок двигает платформу вверх до полного
распрямления колен и опускает вниз до отпора.
Высота исходного положения платформы
регулируется в зависимости от роста ребенка.
И.п.: сидя на сиденье тренажера, спина лежит на
наклонной плоскости; хват руками за сиденье
тренажера; ноги согнуты в коленях, двигающаяся
платформа тренажера лежит на ступнях ног.
Выполнение: выпрямлять и сгибать
ноги в коленном суставе, двигая платформу
тренажера вверх вниз.
Методические рекомендации. Ступни
ног плотно прилегают к платформе, не отрываются
от нее. Обучение происходит без груза. Дозировка
и вес груза определяются с учетом функциональных
возможностей детей.
Тренажер «Велотренажер» — для
развития выносливости и укрепления мышц ног.
Велотренажер способствует развитию
выносливости детей. Он оказывает огромное
влияние на дыхательную и сердечно-сосудистую
системы, тренирует мышцы ног. Перед работой на
велотренажере необходимо установить высоту
сиденья в зависимости от роста ребенка и
«величину сопротивления». После этого ребенок
садится на велотренажер, стопы обеих ног
закрепляются на педали с помощью мягких
креплений. Ребенок кладет руки на руль тренажера
и вращает педали вперед и назад. Время выполнения
можно задать с помощью часового механизма,
расположенного на руле тренажера. После
истечения заданного времени звучит сигнал.
Скорость педалирования задается с помощью
датчика, закрепленного на руле велотренажера.