Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2009

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Ребенок как Person. Я, Самость, Самоценность у детейдошкольников. Теоретические основы курса.

18

Лекция № 2. Поведенческие проявления нарушений развития личности. Диагностика мотивов «плохого» поведения: метод, принципы и технология.
Контрольная работа № 1.

19

Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий».

20

Лекция № 4. Привлечение внимания: описание поведения, стратегии воспитательного воздействия и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.

21

Лекция № 5. «Власть и месть» как мотивы: описание поведения, техники экстренного педагогического вмешательства и принципы профилактики.

22

Лекция № 6. «Избегание неудачи»: описание поведения, техники воспитательного воздействия и принципы профилактики.
Контрольная работа № 2.

23

Лекция № 7. Поддерживающие стратегии и направленное развитие самости. Понимание чувств и потребностей детей.

24

Лекция № 8. Как помочь детям и родителям вносить свой собственный вклад в общую деятельность. Способы привлечения родителей к профилактике и коррекции нарушений самости.

Итоговая работа

Фото Галины Соловьевой

Фото Галины Соловьевой

Литература для чтения

1. Снайдерс М. и др. Ребенок как личность. М.: Смысл, 1997.

2. Кривцова С.В. Феноменологический метод. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-м классе. М.: Генезис, 2006.

Лекция № 3. Составляем «Воспитательный план действий»

Из прошлых лекций, которые носили теоретический характер, вы узнали, почему некоторые дети «плохо» себя ведут. Вы также теперь понимаете, почему важно так строить взаимодействие с ребенком, чтобы его Я становилось сильнее, почему нужно демонстрировать уважительное внимание к проявлениям его личности, давать справедливую оценку его поступкам и при этом оставаться в позиции безусловного признания ценности его как Личности. Но в группе не один ребенок, дети в ДОУ живут по правилам и должны выполнять определенные процедуры. Как одному воспитателю справиться с задачами воспитания, не отвлекаясь на них специально, ведь у воспитателя есть и своя программа работы с группой? Программа «Профилактика личностных расстройств у детей» знакомит воспитателей с системой эффективных действий для приостановления и последующего постепенного уменьшения числа случаев нарушений поведения. В этой и последующих лекциях мы научим вас так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он все меньше и меньше хотел «плохо» себя вести. Это происходит за счет того, что ребенок начинает получать от вас то, что ему очень нужно, на что у него дефицит — понимание в его специфических потребностях.

Инструментом, с помощью которого воспитатель разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным ребенком, является «Воспитательный план действий».

Воспитательный план действий

«Воспитательный план действий» — это индивидуальная исследовательско-коррекционная программа работы воспитателя с конкретным ребенком, имеющим проблемы с поведением. «Воспитательный план действий» — ВПД — это план действий педагога в интересах ребенка, взрослый составляет его для себя.

Программа «Профилактика личностных расстройств» описывает систему условий для создания ВПД.

Пять шагов ВПД:

1. Наблюдение и описание поведения проблемных детей.
2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки».
4. Разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения и развития самости.
5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию ВПД.

ВПД — это диагностический, коррекционный и воспитывающий инструмент, обучающий воспитателя находить ответы на проступки ребенка, ответы научно обоснованные, а не спонтанные, «естественные». Каждый из пяти шагов приближает педагога к правильному выбору.

Шаг 1: Учимся выполнять диагностику — наблюдаем и описываем поведение детей.

  • Собираем и точно формулируем факты.

  • Избегаем субъективных оценок.

  • Составляем конкретные, а не общие описания: «где, когда, как часто и что конкретно делал ребенок»; без слов «всегда», «никогда», «ничего», «все время» и т.п.

Шаг 2: Определяем истинную цель (мотив) нарушения дисциплины.

Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Воспитателю необходимо это знать, чтобы правильно выбирать свое поведение. Знать мотив поведения нужно не только для выбора ответа, но и для понимания реакции ребенка на педагогическое воздействие.

Шаг 3: Выбираем технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

В результате первых двух шагов воспитатель получает достаточно информации, чтобы корректировать свой ВПД. Выбирая педагогическое вмешательство, нужно помнить, что педагогическое воздействие — не наказание. Оно преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на дальнейший выбор ребенком более правильного поведения в будущем.

Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть:

а) быстрым (здесь и сейчас, когда налицо недопустимое поведение);
б) верным, то есть соответствующим этому проступку.

«Быстрым» не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна прекратить проступок.

«Верным» означает учитывающим одну из целей поведения. Например, техника отсроченного реагирования подходит к детям, ищущим власти, но не подходит к боящимся неудачи.

Педагогическое воздействие также должно быть обязательным, неизбежным. Воспитатель должен реагировать каждый раз, когда ребенок совершает проступок.

Способы быстрого и уверенного реагирования могут быть самыми разными, но каждый должен соответствовать обстоятельствам. Задача воспитателя — выбрать его и «примерить» к себе: подходит ли он его личности и его стилю общения. Большинство предлагаемых приемов подходит и детям в детском саду, и старшеклассникам. Однако некоторые приемы рассчитаны только на определенную возрастную группу.

Шаг 4: Разрабатываем стратегию поддержки для формирования самоуважения.

Применение приемов экстренного педагогического вмешательства не гарантирует, что завтра или послезавтра, или через неделю ребенок не повторит свои выходки. Изменить характер поведения в целом может только стратегия поддержки для повышения самоуважения.

Стратегия повышения самоценности строится на принципе замены неприемлемых способов участия в садовской жизни более приемлемыми. Понимающая и поддерживающая стратегия для формирования самоценности не требует специального времени. Ее реализация занимает у воспитателя не больше сил и времени, чем традиционные воспитательные беседы, обличительные речи и выяснения отношений. Это единственный способ улучшить отношения с воспитанниками, которые по какой-либо причине нас не любят или боятся. Заменив свое традиционное поведение на поддержку, мы изменяем установку. Теперь мы ожидаем от ребенка хороших поступков и замечаем хорошие поступки. Поскольку наше отношение становится позитивным, меняется и отношение ребенка. Ребенок станет получать то, что ему необходимо, приемлемыми способами.

Шаг 5: Предложите родителям стать вашими партнерами в реализации ВПД. Здесь возможна и индивидуальная работа, когда необходимо рассказать родителям о постоянно повторяющихся проблемах в поведении ребенка, о том, какой ВПД вами разработан и какие получены результаты. Можно попросить родителей обратить внимание на поведение ребенка дома. Показывайте мамам и папам ваш партнерский стиль, не осуждая, не обвиняя. Если это возможно, создайте библиотеку для родителей с книгами по педагогике, психологии и воспитанию, организуйте родительский клуб или группы тренингов для родителей.

Учимся описывать поведение ребенка

Прежде чем определить мотив поведения ребенка и избрать тактику воспитательного воздействия, научимся точно собирать факты и формулировать, что, собственно, произошло.

Рецепт точности описания поведения ребенка.

1. Собирайте и точно формулируйте факты.

Качественное описание поведения ребенка включает: точное указание того, ЧТО делает ребенок, нарушая поведение, КОГДА, ГДЕ и КАК ЧАСТО он обычно это делает.

2. Избегайте субъективных оценок.

ЧТО делает ребенок, должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений. Естественно, что взрослый видит нарушения поведения сквозь призму своих эмоций или через призму несоответствия этого поведения ожидаемому или должному. Будьте объективны. Описывайте только то, что вы сами наблюдали, иначе вы рискуете поддаться чужим влияниям и описать рассказы других людей об этом ребенке.

Вот примеры типичных неправильных описаний, демонстрирующих различные предубеждения, установки, так называемые «шоры»: «Петя Круглов просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать», «Наташа Фролова такая рассеянная, несобранная», «Игорь Кротов такой драчун!», «Ваня Пашин один из самых необщительных детей, которых я встречала!», «Ирочка Петрова совершенно неуправляема. Она сводит меня с ума!».

Описания со словами: невозможный, рассеянный, агрессивный, необщительный, взрывной и часто встречающееся инфантильный(!) — это оценки, которые дают детям обиженные взрослые. Такие описания впечатляют больше, чем само поведение. В них столько личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение ребенок не сможет никогда. Так, например, воспитательница, которая называет Ирочку неуправляемой, скорее, описывает неудавшиеся попытки изменить ее поведение. «Неуправляемая» — обобщенный негативный ярлык, который больше говорит об уровне воспитателя, чем о том, что действительно делает эта девочка. Когда воспитатель говорит так о своем воспитаннике, он как будто дает ему разрешение вести себя именно так. Взрослый ожидает неуправляемости, и дети ведут себя в соответствии с его ожиданиями.

«Ярлыки» быстро прилипают и легко перенимаются другими взрослыми, таким образом, становясь уже ИХ ожиданиями. Поэтому характеристика ребенка должна содержать точное описание того, как именно, часто ли и когда дерется Игорь, производя впечатление драчуна. Субъективные утверждения заведомо исключают тот факт, что один и тот же ребенок может вести себя по-разному с разными взрослыми.

3. Регистрируйте частоту поведения.

Объективное описание поведения включает также информацию о том, КАК ЧАСТО возникает подобное поведение. Когда у вас возникают трудности с определенным ребенком, возникает иллюзия, что это поведение появляется ЧАЩЕ, чем на самом деле. Например, вам кажется, что Лена «все время» отбирает игрушки у других детей. Но если «задокументировать» ее поведение в течение нескольких дней, мы удивимся, обнаружив, что она только 3 раза взяла без спроса куклу и что эта кукла Тани.

Использование слов «редко», «обычно», «часто», «временами», «постоянно», «однажды», «никогда», «всегда» не внесет ясности в описание поведения ребенка, так как эти слова означают для разных людей разные вещи.

Нет способов изменить «невыносимое» поведение. Но есть техники, чтобы помочь Лене просить разрешения поиграть чужой куклой или Вите не задирать других ребят во время прогулки. Речь идет о том, как научить ребенка просить разрешения поиграть чужой игрушкой или попроситься в игру к другим ребятам. Речь идет о формировании социальных навыков и умений.

4. Удвойте объективность.

Вот простой способ проверить, объективно ли вы описываете поведение ребенка. Если ваши слова описывают то же, что можно показать с помощью видеокамеры и магнитофона, ваше описание точно. Никакая воспроизводящая техника не может зафиксировать такие вещи, как «неуважительное» поведение или «необщительность». Уберите их из вашего описания.

Имея в виду все, что вы узнали, наблюдайте теперь поведение дошкольников, которых вы выбрали для ВПД в течение нескольких дней. Описывайте поведение, которое мешает вам более всего: что это, когда и как часто оно возникает. Старайтесь точно цитировать детей.

Вспомогательные упражнения (для психолога, ведущего программу в ДОУ)

Если вы психолог, который готовится проводить эту программу в своем ДОУ, попробуйте в тренинге использовать с воспитателями специальные упражнения, с помощью которых участники группы смогут настроиться на такой объективный безоценочный способ описания детского поведения.

Цели упражнений: 1) приблизиться к пределам собственных возможностей видеть факты объективно, 2) научиться объективно описывать «плохое» поведение воспитанников.

Упражнение на «разогрев» участников занятия «Слепой и поводырь»

Участники группы делятся на пары, в каждой паре распределяются роли «ведущего» и «ведомого». «Ведомому» плотно завязывают глаза повязкой. «Ведущий» берет ведомого под руку и становится его поводырем. На ближайшие пять минут вы становитесь единственным способом связи вашего ведомого с миром. Вы можете вести его куда угодно и делать с ним все, чтобы ему открылся новый мир, чтобы ему не было скучно. Запрещается говорить что-либо друг другу. (Можно включить медитативную музыку.) После упражнения спросите у участников, что они чувствовали во время упражнения, как развивались их безмолвные отношения, когда возникало или не возникало взаимопонимание. Этот обмен опытом может высветить стиль педагогической деятельности разных ведущих: попустительский или, наоборот, директивный.

При желании можно повторить упражнение, сменив роли в парах.

Комментарий. Способность видеть и слышать мир реально отличает зрелого человека от инфантильного. Зрелая личность менее склонна видеть в реальном мире лишь подтверждение своих концепций относительно него, а незрелая — не может жить без концепций. Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни людей из-за того, что они неправильно истолковывали чьи-то поступки или жесты, слова или выражения лица! Предубеждения, установки, «шоры», розовые или серые «очки» — вот формы существования концепций. Большинство наших концепций не осознаются, однако они существуют и, вместо того чтобы сделать нас счастливыми, делают нас правыми. Есть люди, которые практически ничего не воспринимают, если это не соответствует их концепции о чем-то. Знаете ли вы таких людей? Можно ли сказать, что все присутствующие здесь обладают способностью реально воспринимать мир? После сегодняшних упражнений ответы могут быть разными. Сейчас у вас есть возможность попробовать дотронуться до границ своих возможностей в отделении реальности от концепций. Для начала попробуем отделить ощущения от мыслей.

Упражнение «Реальность и рассказы о ней»

Следующий шаг на пути к границам своих возможностей быть реалистом. Попробуем увидеть пользу в том, чтобы отличать реальность от концепций о ней. Реальность — это то, что меняет ситуацию. Рассказы о реальности ничего не меняют. Мы все время говорим о реальности, окружающей нас: воспитанниках, их родителях и о своих собственных поступках.

Скажите, что в наших словах — реальность, а что — рассказы о ней? Например, «Екатерина Ивановна сегодня опоздала на занятие на 20 минут. Когда она пришла, то объяснила свое опоздание тем, что ее задержала заведующая, которой срочно понадобилось ее участие в составлении расписания празднования Нового года по группам».

Комментарий. «Сильным» языком это может быть описано только так: в момент начала занятия ее здесь не было, все остальное — оправдания, которые являются признаком вежливости, но не меняют ситуацию «в момент начала занятия». Если это понятно, перейдем к таблице. Видите ли вы границу между левой и правой частями?

Таблица «Реальность — Рассказы о реальности»

Реальность («сильный язык»)

Рассказы о реальности («слабый язык»)

Факты, то, что дано в ощущениях

Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения

Попробуем сделать небольшое упражнение.

Опишите «сильным языком» ситуацию «здесь и сейчас», то есть ответьте на вопрос: «Что сейчас происходит с вами?». Все вы сидите здесь, (имя) сидит здесь, (имя) тоже сидит, хотя ей нужно домой, потому что у нее болен ребенок и т.п., но вы остаетесь, потому что кто-то боится получить санкции, кому-то интересно, кто-то боится сказать, что ему неинтересно, и т.п. Говорите, пожалуйста, от первого лица, «сильным языком», что происходит с вами в данный момент. Кто готов?

Комментарий. Правильный ответ: «Я сижу здесь».

Упражнение «Провокация»

Ведущий дает следующую инструкцию: «Я хлопну в ладоши и буду что-то делать. Когда закончу — снова хлопну. Опишите «сильным языком» то, что произойдет. Между двумя хлопками». Далее делайте что-нибудь провокационное. Можно собрать вещи и пойти к выходу со словами: «Вы мне не нравитесь, я не хочу больше работать с вами». Можно сказать: «Кстати, вы знаете, что зарплату в этом месяце не дадут — в банке нет денег?». Короче, это должна быть провокация, рассчитанная на данную аудиторию (ваша задача — вызвать недоумение, обиду или возмущение). Хлопок. Все начинают выполнять упражнение письменно или в виде «мозгового штурма».

Комментарий. Трудности в выполнении начинаются, когда дело доходит до слов ведущего. Некоторые участники вообще игнорируют слова, говоря, что они «не являются реальностью». На это можно возразить, что реальность со словами и без слов — разная реальность. Часто именно слова являются причиной переживаний и проблем, а педагоги, воспитатели — это люди, которые зарабатывают «на хлеб» — горлом (нелегким трудом), то есть произнося слова. Рассуждая, участники рано или поздно приходят к правильному решению: физические действия («Ведущий встал, взял свою сумку и подошел к двери...») продолжает прямая речь («...и сказал следующий текст: «Вы мне не нравитесь…»). Это и будет «сильное» описание. Описание «слабое»: «Ведущий обманул нас (пытался надуть, разыграл, вел себя возмутительно, обидел и пр.)».

«Видите ли вы теперь границу между реальностью и рассказом о ней? Человека, который видит это, невозможно обмануть, если он сам не принимает решения обмануться. В реальности нет обмана. Человека, который видит эту границу, невозможно оскорбить. Он сам может приписать статус оскорбления какой-то прямой речи, сотрясению воздуха, именуемому говорением. В реальности нет агрессивности. Мир не агрессивен. Но и не добр. Реальность — это то, что мы о ней думаем!

Спросите, что чувствовали участники упражнения во время его выполнения? «Недоумение», «неприятное чувство», «неловкость» — вот типичные ответы. Спросите тех, кто «знал правильный ответ» или догадался, к чему клонит ведущий, что чувствовали они. Их ответы другие: азарт, радостное ожидание, удивление. Совсем другие чувства!

Упражнение «Сотрясение воздуха»

Попросите участников группы описать сильным языком то, что произойдет. Далее, по очереди обращаясь к ним, скажите: «(Имя), ты глупый человек (плохой учитель, плохая мать, неряшливая женщина, — любую глупость, которую в другой обстановке можно принять за оскорбление)».

Спросите, что было на самом деле, что чувствовал участник. Поздравьте участников упражнения. Скажите: «В эти тридцать секунд вы были внутренне свободным человеком. Я вам завидую! Как вам это понравилось?» Напишите на доске: «Словесное оскорбление — это всего лишь сотрясение воздуха».

Комментарий. Здесь вы можете провести свободную дискуссию по данной теме, если хорошо владеете предметом. В частности, вам придется отстаивать свою точку зрения в споре с представителями традиционно культурологического подхода: в культуре ЭТО принято считать оскорблением, я культурный человек, следовательно, оскорблен.

Выберите какого-нибудь ученика и опишите его «плохое» поведение сильным языком, избегая «рассказов».

Учимся доверять своим чувствам

Для диагностики мотива поведения недостаточно просто описать, что именно делает ребенок. Даже очень подробное и объективное описание еще не дает понимания истинных причин поведения. Для полной диагностики воспитатель должен обратиться к самому себе:

1) к собственным чувствам, которые возникают у него в ситуации нарушения поведения,
2) к импульсу: что хочется сделать в ответ на то или иное поведение ребенка.

Обращение педагога к своим собственным чувствам для понимания сути явления (поведения ребенка) означает использование на практике феноменологического метода познания. Метод феноменологического описания представляет собой попытку понимания объекта восприятия «из него самого». Он требует не столько наблюдательности, сколько эмоциональной открытости, смелости дать «впечатлить себя» тому объекту, на который мы смотрим. Чувства и импульсы, которые возникают у человека в разных ситуациях, — надежный диагностический инструмент, с помощью которого может произойти понимание того, что на самом деле происходит и что эта ситуация делает с ним. Однако этот диагностический инструмент нуждается в «настройке».

Впечатления от разных видов поведения ребенка будут разными. Посмотрим на эти различия, обобщив результаты диагностики мотивов «плохого» поведения в виде таблицы.

Мотивы «плохого» поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду

«Не буду и пробовать, все равно не

получится»

Спонтанные чувства воспитателя

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть, страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодова-

нию и страху

Профессио-нальная беспомощность

Спонтанный импульс воспитателя

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста

Задания для воспитателя

1. Опишите объективным языком ссору детей. Перед началом описания выпишите условия, при которых описание может считаться объективным.

Публикация произведена при поддержке казахстанского интернет портала NUR.KZ. Посетив сайт портала NUR.KZ, Вы найдете множество интересных и полезных разделов, один из которых посвящен прогнозам погоды. С его помощью Вы узнаете прогноз погоды в Байконыре на завтра или на неделю вперед, или метеосводки других городов Казахстана и зарубежья. Точные прогнозы погоды, представленные на сайте портала NUR.KZ помогут выбрать время и место для проведения отдыха и поездок, составить план на предстоящие дни, и выбрать подходящую одежду для улицы.

Рейтинг@Mail.ru