КАК
РИСОВАТЬ С ДЕТЬМИ СНЕГ
Какого
цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Весна, зима и лето?
Н. Бромлей
Какого цвета снег?
Это знает любой дошкольник. Конечно, белого. Для
всех, кроме художников. Художники видят все
особенным образом. Это очень интересно —
взглянуть на снег глазами художника.
Предложите детям
поиграть. Игра должна проходить в тишине, чтобы
дети не подсказывали друг другу, чтобы бойкие и
быстрые не навязывали ответов более
медлительным и робким. Объясните, что зима —
самое тихое время года, поэтому ее красоту можно
разглядеть только в тишине.
Пусть дети подойдут к
окну, внимательно посмотрят на снег (глазами
художника), а потом скажут вам на ушко, какого
цвета снег увидел каждый из них. Запишите все
цвета, которые увидели дети, и прочитайте
стихотворение Ивана Никитина «Встреча зимы».
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей.
Словно рад он чему, –
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
Зимний снег не просто
белый. Он «блестит разноцветным огнем». А
капельки на ветках деревьев превратились в
льдинки. В них отражается солнце, и они сияют, как
драгоценные камни, как алмазы.
Такими увидел краски
зимы поэт. А дети? Здесь можно зачитать те цвета и
оттенки, которые они шепотом называли вам в
начале занятия. Оказывается, и дети сумели
увидеть зиму цветной!
Теперь можно
познакомить их с какой-нибудь зимней картиной.
Это может быть «Сорока» Клода Моне, «Февральская
лазурь» И.Э. Грабаря, «Конец зимы» К.Ф. Юона,
«Синие горы на закате» Н.К. Рериха или «Морозный
день» Б.М. Кустодиева.
Хорошо, если на
репродукции хорошо различимы мазки — работа
кисти художника.
Возьмите лист белой
бумаги и поднесите к репродукции. Дети сразу
увидят разницу между белым листом и тем, как
художник написал снег. Предложите детям найти на
картине какой-нибудь из тех цветов, какие они
сами увидели за окном. Похвалите детей за
наблюдательность, за то, что они увидели зиму, как
настояние художники и поэты.
Если вы выбрали
картину Клода Моне «Сорока», то вам очень
подойдет стихотворение Натана Венгрова:
Вороны, важно каркая,
Дорожку в сад протопали.
А солнышко не яркое –
Хорошее и теплое.
Не страшно ножкам холода:
Гляди, какие валенки?
По серебру, по золоту
Играет лучик маленький,
Смеется искрой колкою,
Зеленой, синей, розовой.
Гуляет ветер, щелкая,
По ветке по березовой.
А ветка жмется-плачется
От колкого от холода.
Играет лучик, прячется
То в серебро, то в золото.
В стихотворении
вороны важные, а на картине какая ворона?
Наверное, удивленная. Чему удивляется ворона?
Попросите детей придумать маленький рассказ об
этой вороне. Может быть, кто-нибудь сможет
придумать стихотворение-миниатюру. Пусть это
будет не очень складно, главное – искренне.
Помните, что ваша задача – поддержать любой
росток творчества!
Предложите детям
нарисовать радостную зиму. Обговорите с ними еще
раз, какими цветами рисуют радостную зиму
художники и поэты. Теперь можно приступать к
рисованию.
Для этого вам
понадобятся палитры (ими могут служить плоские
белые тарелки), гуашь (белая, желтая, голубая,
красная, зеленая, оранжевая, фиолетовая), бумага
серая или белая, любые мягкие кисти среднего
размера, изображение цветка с мелкими листочками
(астры или георгина).
По краю тарелки
выложите белую гуашь так, чтобы у вас получилось
семь «лужиц». В шесть из семи лужиц капните по
капле цветной гуаши и размешайте обратной
стороной кисти. У вас должно получиться шесть
нежных пастельных цветов и один белый. Если у вас
найдутся еще серебряная и золотая краски (такую
гуашь сейчас можно без труда купить в любом
художественном салоне), то эти краски вы можете
использовать в их первозданном виде, не
разбавляя белой.
Уберите со стены
репродукцию, чтобы у детей не возникло соблазна
нарисовать такую же картину. Освоить с детьми
технику мазка вам поможет еще одно
стихотворение. Оно же поможет разбудить их
воображение и отойти от увиденного на
репродукции.
Григор Витез
«Зима»
Еще не скоро быть
весне.
Зима мазками смелыми
Все, точно в сказке иль во сне,
Цветами кроет белыми.
Цветет фонарь и провода,
Забор – как алебастровый!
И дряхлый столб, как никогда,
Сегодня убран астрами!
И все меха – сплошной песец,
Все шубы нынче белые...
Ну и зима, ну, сорванец!
Ну как ты это сделала?
А снег сегодня – золотой,
К весне он станет оловом...
А ну, скорей, а ну, за мной
К дорожкам можжевеловым!
А ну-ка, лыжи надевай,
Кончай сидеть по лавочкам!
Бежим в сосновый зимний край
Навстречу снежным бабочкам!
Перевод с сербского И.
Токмаковой.
Покажите детям
изображение цветка и напомните, что поэт
сравнивает мазок с лепестком цвета. Как
нарисовать лепесток? Очень просто – обмакнуть
кисточку в краску и приложить к бумаге. «Зимние»
лепесточки лежат на земле, поэтому и рисовать их
надо лежащими горизонтально. Цвет мазков должен
чередоваться – соседние мазки не должны быть
одинаковыми по цвету. Как нарисовать деревья или
дома? Предложите детям сделать их серебряными
или золотыми, ведь они могут нарисовать зиму
праздничной и сказочной. Можно устроить на
рисунке еще и самый настоящий снегопад. Возьмите
жесткую кисточку (щетину), окуните ее в белую
краску, пальцем оттяните кисть к себе и резко
отпустите. Сделайте это несколько раз над
рисунком — и снегопад готов. Особенно хорош он
будет на серой бумаге.
Конечно,
использование такой техники может соблазнить
некоторых юных художников и друг друга
запорошить снегом, но это уже не относится к
проблемам художественного воспитания.
Тамара ВАЛКИНА
|