Сегодня мы приглашаем наших
читателей к участию в беседе корреспондента
“Дошкольного образования” с Николаем
Богдановым, кандидатом медицинских наук,
уникальным специалистом в области фенетики –
науки о совокупности внешних признаков
организма и ее влиянии на поведение. |
Кор. В последнее
время ученые все чаще заговаривают об отличиях
мальчиков и девочек, причем не только на уровне
физиологии, но и на уровне устройства отдельных
структур головного мозга — механизмов памяти,
внимания, восприятия и даже на уровне различия
поведенческих реакций в тех или иных ситуациях.
На этом фоне стали раздаваться и голоса о
возможном возврате к раздельному обучению. Что
вы по этому поводу думаете? — Раздельное обучение порождает
массу проблем в общении между мальчиками и
девочками — проблем совершенно лишних.
Педагоги отмечают, что в присутствии девочек
мальчики ведут себя иначе: и мягче, и сдержанней.
Девочки гасят их возбудимость, агрессивность.
Короче, облагораживают. И те и другие учатся
общению друг с другом. Без этого невозможно
нормальное поведение взрослого мужчины и
взрослой женщины.
Кор. То есть вы
принципиальный противник раздельного обучения?
— Раздельного
обучения — пожалуй, да. На мой взгляд, деление по
половому признаку — не путь решения проблемы. Но
сама проблема при этом никуда не девается. И,
безусловно, подход к обучению мальчиков и
девочек должен быть различен.
В первую очередь это надо учитывать педагогу.
Особенно педагогу-женщине.
Безусловно, мальчики отличаются от девочек
биологически. И эти различия затрагивают весь их
организм в целом. Может, это прозвучит
неожиданно, но мальчики намного нежнее девочек.
Они более ранимы, быстрее устают, чаще и тяжелее
болеют. То же и в психологическом плане: их
гораздо легче испугать, придавить, даже сломать.
Кор. Я читала, что это
предопределено биологическими законами
сохранения популяции, т.е. человечества как
биологического вида. Для воспроизведения рода
мужчин требуется меньше, чем женщин. Женщина
должна не только родить, но и выходить ребенка.
Поэтому она как биологическое существо
наделяется большими возможностями для
выживания.
- Но поскольку
исторически сложилось так, что мужчина имел
большее отношение к охоте и военному делу,
принято думать, что он более адаптирован к
столкновению с различными формами насилия.
Именно поэтому на бытовом уровне насилие по
отношению к мальчикам считается более
допустимым, чем к девочкам. И не только в семье,
где мальчики гораздо чаще, чем девочки получают
подзатыльники и шлепки (а кое-где и ремнем по
попе), но и в детском саду, и в школе.
По отношению к девочкам на телесные наказания
существует определенное табу, запрет: девочка —
будущая невеста, мать. Это святое.
Кор. Возможно, мальчишки
чаще и острее провоцируют взрослых на такое
поведение?
— И да, и нет.
Мальчишки, конечно, более непоседливы, вертлявы,
я бы даже сказал, вездесущи. Они доставляют
больше беспокойства. Но при этом они более
чувствительны к словам.
Девочки, если им вздумается упрямиться, способны
довести воспитателя просто до бешенства.
Кор. А женщины — мужчин?
— Безусловно. Вообще в
мужской среде гораздо проще установить внешнюю
дисциплину. Можно сказать, что мужчин легче
привести к некоему общему знаменателю.
Девочки же оппозиционны внутренне. Может быть,
это одна из причин, по которой армии различных
государств состоят преимущественно из мужчин.
Есть, конечно, исключения. Но вспомните
замечательный фильм «А зори здесь тихие…”
Женщина в чине рядового. Но у нее прекрасные
волосы и замечательный бюст. На приказ сержанта,
который, как ей кажется, отдан не к месту, она
отвечает просто взглядом. И сержант — трепещет.
Не рядовой, который является женщиной, а сержант!
С мужчиной такую ситуацию трудно представить. У
мужчины в порядке вещей — слушаться командира.
«Командир всегда прав!» Это показатель
вменяемости. Без этого и в армию не возьмут —
скажут, психическая патология.
Кор. А как же идеал кроткой
женщины, который пестовался веками? Этот образ
послушной, безропотной подруги, угадывающей все
желания мужчины?
— Это чисто мужское
изобретение, продукт «мужской идеологии». Образ
кроткой женщины потому и пестовался, потому и
превозносился мужчинами, что в жизни был
практически недостижим.
К тому же, по правде говоря, мужчине нужна вовсе
не кроткая женщина. Ему нужна жена, которая бы его
понимала.
Очень многие мужчины успокаиваются рядом с
женщинами. Женщина для мужчины — в первую
очередь залог стабильности жизни, т.е. жизни
вообще.
Кор. А что же делать с
женскими изменами?
— Это ведь не норма. Это ответ
на мужские измены, которые превысили допустимый
порог терпения. Поэтому женские измены — не
проблема для общества. Проблемой как раз
являются мужские измены, на которые мужчина идет
с легкостью. В то же время известно, что женщина
переживает измену мужа гораздо легче, чем
мужчина – измену жены. Для него это страшное
оскорбление, которое грозит разрушением
личности.
Кор. Что же такое,
по-вашему, эмансипированная женщина? Новый
психологический тип?>
— В первую очередь надо
уточнить, от чего она эмансипирована, то есть,
по-русски говоря, освобождена.
Кор. Освобождена от
тотальной зависимости от мужчины.
— Такой зависимости никогда в
истории и не было. Это тоже миф.
Кор. И тоже
выпестованный мужчинами?
— Здесь все в
одинаковой мере постарались — и мужчины, и
женщины. Тотальной зависимости не было никогда.
Даже на современном Востоке, где по-прежнему
существует многоженство, женщина может подать на
развод, и мужчина обязан выделить ей
значительную долю имущества. Поэтому, вступая в
брак, мужчина изначально должен просчитывать
свои экономические возможности. Иногда ему могут
даже сказать: «Извини, брат, еще одна жена тебе не
по карману».
Но вернемся к проблеме эмансипации, или
освобождения. От чего женщина хочет
освободиться? От грязной работы. От бытовой
рутины. Чаще всего под словами
«эмансипированность» женщина понимает
освобождение от быта и возможность достигнуть
определенного успеха в карьере. Но это вряд ли
возможно. То есть это вряд ли возможно по той же
схеме, как это происходит у мужчин.
Карьерный успех любого человека возможен только
в случае наличия у него за спиной крепкого тыла:
здоровой семьи и налаженного быта.
История сохранила имена женщин, которые
жертвовали собой во имя мужчин и их Дела. Это
вызывает в нас уважение. Но скажите, кто будет
жертвовать собой во имя Дела женщины? Муж? Это
трудно себе представить. Домработница? Это даже и
не жертва.
Кор. Но ведь
современный мир знает женщин, сделавших карьеру,
добившихся успехов в своей работе?
— Тут надо внести
определенную ясность. За счет чего женщина может
добиться успехов по службе? Совсем не за счет
того же, что и мужчина, а за счет все той же своей
природной выносливости.
Существует хороший социологический тест. Если
нам нужно определить, является ли тот или иной
вид работы тяжелым, мы должны посмотреть, кто по
преимуществу им занимается. Если большинство
работающих — женщины, значит, труд очень тяжелый.
Кор. Женщины и
«тяжелый» труд? Это как-то не укладывается в
голове. Мы привыкли считать, что тяжелым трудом,
например, физическим, занимаются обычно мужчины.
— Здесь требуется
раскрыть содержание слова «тяжелый». Известно,
что мужчина может поднимать большие тяжести. Но
делать это он может недолго. Через определенные
промежутки времени — не очень продолжительные —
ему нужно отдыхать.
Женщина, конечно, не может поднять вес в сто
килограммов. Но эти сто килограммов она может
перетаскивать малыми порциями в течение целого
дня, т.е. работать больше, а отдыхать меньше.
Мужчина к этому не способен.
А ведь тяжесть работы — это не только килограммы,
это еще и часы работы, ее монотонность,
повторяемость изо дня в день.
Начальное и дошкольное образование — что это
такое? В основном это работа по автоматизации
навыков. Именно поэтому в этом звене так мало
мужчин. Как ни убеждай их в важности начального
момента для обучения в целом, им это неинтересно.
И поэтому они оказываются к такой работе
неспособными.
Кор. Слишком тяжело?
— Возможно, именно
так и есть.
И то же самое происходит в начале обучения с
мальчиками.
Они гораздо менее успешны в начальной школе и в
детском саду, чем девочки.
Как исключение, успешен либо тот, кто сильно
опережает по развитию свой паспортный возраст,
либо тот, в чьем характере обнаруживаются
психопатологические черты. Одна из таких черт —
способность к кропотливой работе, наблюдающаяся
у эпилептиков. Им ничего не стоит писать палочку
к палочке, буковку к буковке. Но делают они это
совершенно механически, часто «не видя за
деревьями леса». Этот факт, безусловно, надо
учитывать.
Кор. В чем же, по-вашему,
заключаются основные сложности при обучении
мальчиков?
— Главная сложность
— в столкновении женщины-педагога и
мальчика-воспитуемого. Это всегда своего рода
драма.
Женщины не только более выносливы, они и более
консервативны. Это, между прочим,
взаимосвязанные вещи. Консерватизм родственен
устойчивости. В силу своих психологических
особенностей женщины-педагоги не склонны быстро
менять свое мнение по каким бы то ни было
вопросам, в том числе, если это мнение связано с
оценкой возможностей ребенка.
Существует феномен, характерный именно для
«женской» педагогики. Его можно обозначить
словом «клеймение».
Чаще всего за ребенком, попадающим в
воспитательную орбиту женщины-педагога
(особенно за мальчиком), с первых же дней
закрепляется некий социальный имидж. Если
учительница или воспитательница по каким-то
причинам, чаще всего случайным, решила, что от
этого ребенка ничего хорошего или ничего
особенного не дождешься, она и живет с этим
убеждением. Эта оценка, этот имидж проставлен на
ребенке, как клеймо.
Девочкам гораздо труднее совершить такие ошибки,
которые закрепили бы за ней устойчивое
отрицательное клеймо. К тому же девочка гораздо
более равнодушна к оценке педагога и поэтому
более защищена, хотя принято думать, что все
наоборот.
Мальчишки более ранимы и чрезвычайно
чувствительны и к похвалам, и к порицаниям;
гораздо более ревнивы и внимательны к успехам
одноклассников, даже если это внешне никак не
проявляется.
Еще одна серьезная опасность, подстерегающая
женщину-педагога, заключается в переносе своего
негативного опыта взаимоотношений с мужчинами
на учеников-мальчиков. Опасность тем более
острая,
что мальчик — это как бы полный антипод
тому будущему образу, которым ему суждено стать.
Мужчина — воплощение и символ физической силы.
Мальчик — слаб, раним, уязвим. И поэтому он
становится благодатным объектом для насилия —
не обязательно физического, но психологического.
Кор. Известны ли способы
борьбы с этими опасностями?
— Следить за собой.
Анализировать свое поведение. А может быть,
уповать на радости от общения с мальчишками.
Ведь с ними, по правде говоря, работать хотя и
труднее, но интереснее. Мальчики — это для
педагога лакмусовая бумажка и атмосферы в
группе, в классе, и успешности применяемых им
способов обучения. Они хорошо обучаются и ведут
себя относительно хорошо только в том случае,
если заинтересованы происходящим. Поэтому, если
мальчикам в данной педагогической среде хорошо,
значит, здесь работает хороший педагог. От этого
выигрывают все, и девочки — тоже.
Беседу вела Марина
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Предлагаем нашим
читателям принять участие в этом непростом
разговоре. Продолжение темы — в следующих
номерах.
Публикация произведена при поддержке компании «Лоу Кост Переезд». Компания «Лоу Кост Переезд» предоставлет профессиональные услуги перевозки мебели, офисных и квартирных переездов, по выгодным ценам. Опытные специалисты компании качественно и деликатно осуществят перестановку пианино или сейфа, осуществят сборку или разборку мебели, а так же в быстрые сроки проведут утилизацию крупногабаритной мебели. Подробнее ознакомиться с предложением, и ценами на предоставляемые услуги, можно на сайте компании «Лоу Кост Переезд», который располагается по адресу www.low-cost-pereezd.ru
|