Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2000


Рабочий стол

УЧИТЕ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

«Что вас беспокоит в ребенке?» —
спрашиваю я воспитателей.
И часто слышу ответ:
«Он плохо себя ведет».

Как много может скрываться
за такой формулировкой!

Мы продолжаем разговор, и выясняется, что мальчишка, о котором идет речь, замечательный, активный, но когда разойдется, то его уже очень трудно остановить: он начинает носиться, устраивает в группе кавардак, в результате разбивается вдребезги любимая ваза... Что делать?

Действительно, бывает, что ребенка очень трудно заставить собраться. Предоставленный сам себе, он сначала некоторое время занимается делом, а потом его интерес истощается и активность в большинстве случаев становится хаотической. Ребенок не знает, как переключиться, как себя остановить. У него нет средств для организации собственной деятельности. И здесь необходимо ваше участие.

Можно помочь ему, предложив посидеть на «молчаливом» стуле. Не ругать, не наказывать, а просто сказать: «Отдохни». Очень быстро вы почувствуете: ребенок и сам благодарен, что его остановили.

Ребенок с радостью откликается на возможность совместной деятельности со взрослым. Возьмите лист бумаги, придумайте и нарисуйте вместе сказку, постройте что-нибудь из конструктора, полепите. И постарайтесь обратить внимание ребенка на разные аспекты моделируемой ситуации, раскрывая ее новые возможности и интересные особенности. Это поможет ребенку научиться находить новые стороны в известных вещах — а значит, и быть внимательным.

Важна даже не столько конкретная деятельность, на которую вы переключаете ребенка, но те приемы, которыми вы пользуетесь. Ведь иногда достаточно просто позвать, в глазки посмотреть и что-нибудь сказать шепотом. Но обязательно прямо в глаза посмотреть — чтобы ребенок почувствовал этот контакт со взрослым, контакт, который дает ему возможность услышать и быть услышанным. Можно попросить ребенка посмотреть «влюбленными глазами». Взгляд сразу становится не только нежным, но и внимательным, сосредоточенным. Часто бывает необходим и прямой телесный контакт: обнять, прижать к себе, остановить на время, даже просто коснуться. Импульсивное состояние проходит, внимание ребенка переключается — и он преображается.

Как известно, огромную роль в общении играет не только вербальная коммуникация, когда мы передаем нашу мысль, чувство, желание словами, но и невербальные формы общения: контакт глаз, прикосновения, жесты. И когда вы пользуетесь ими, ребенок не только получает необходимое ему внимание и «обратную связь» о своих действиях, но и учится лучше понимать вас, становится более внимательным и чувствительным к вашим собственным состояниям, а в дальнейшем применяет эти навыки в общении как со сверстниками, так и с другими взрослыми.

Одно из основных стремлений ребенка — быть как взрослый, и с этим связан еще один важный прием педагогической работы. Можно дать ребенку поручение, оказывая доверие, и он почувствует себя, да и станет немного старше, немного ответственнее и серьезнее, чем был несколько минут назад.

Но, наверное, самое главное, что необходимо сделать, — это попробовать понять, что стояло за таким поведением. Помимо проблем самоконтроля, подобным образом может проявляться и неудовлетворенность потребностей ребенка. Это могут быть как основные физиологические потребности (устал, не выспался, хочет есть, что-то болит — дети часто начинают капризничать, когда они чувствуют себя плохо, некомфортно, неуютно), так и социальные: ребенку не хватает общения с вами, вашего внимания или он поссорился с другом.

Большое значение для возможностей самоконтроля имеют навыки произвольной регуляции собственных функциональных состояний. Помогите ребенку научиться справляться с повышенным напряжением, расслабляться, держать себя в тонусе, собирать все силы, когда это требуется, концентрировать свою энергию.

Для этого подходят простейшие имитационные упражнения, помогающие наиболее полно прочувствовать разные состояния: например, попросите ребенка лечь на пол и свернуться калачиком, а потом потянуться и поурчать, как котенок на весеннем солнышке. Той же цели служат и упражнения на расслабление: повесить руки, а потом и ноги, как длинные вареные макароны, спагетти из далекой Италии.

В упражнении «Марионетка» достигается поочередное расслабление отдельных частей тела. Ребенок по примеру взрослого изображает куклу-марионетку, подвешенную на длинных ниточках, которые прикреплены к ее головке, ручкам, ножкам и спинке. Идет увлекательный спектакль (пусть ребенок выполнит несколько заданных вами движений), но вот кончается представление (марионетка застывает в какой-нибудь позе), и «кукловод» отпускает сначала ниточки, поддерживающие голову (головка падает), потом ниточку правой руки, потом — левой руки и т.д. (в конце концов марионетка, полностью расслабленная, лежит на полу в свободной позе).

Трудности в поведении, связанные с проблемами контроля и организации собственного поведения, — одни из основных в дошкольном возрасте. И в силах воспитателя помочь ребенку, дать ему средства управления своим поведением.

Наталия ФЕДУНИНА психолог УВК № 1679

Автор благодарит воспитательницу УВК № 1679
Е.Е. Кочемасову за помощь в работе над статьей.

Рейтинг@Mail.ru