«Что
вас беспокоит в ребенке?» —
спрашиваю я воспитателей.
И часто слышу ответ:
«Он плохо себя ведет».
Как
много может скрываться
за такой формулировкой!
|
Мы
продолжаем разговор, и выясняется, что мальчишка,
о котором идет речь, замечательный, активный, но
когда разойдется, то его уже очень трудно
остановить: он начинает носиться, устраивает в
группе кавардак, в результате разбивается
вдребезги любимая ваза... Что делать?
Действительно,
бывает, что ребенка очень трудно заставить
собраться. Предоставленный сам себе, он сначала
некоторое время занимается делом, а потом его
интерес истощается и активность в большинстве
случаев становится хаотической. Ребенок не
знает, как переключиться, как себя остановить. У
него нет средств для организации собственной
деятельности. И здесь необходимо ваше участие.
Можно помочь
ему, предложив посидеть на «молчаливом» стуле. Не
ругать, не наказывать, а просто сказать:
«Отдохни». Очень быстро вы почувствуете: ребенок
и сам благодарен, что его остановили.
Ребенок с
радостью откликается на возможность совместной
деятельности со взрослым. Возьмите лист бумаги,
придумайте и нарисуйте вместе сказку, постройте
что-нибудь из конструктора, полепите. И
постарайтесь обратить внимание ребенка на
разные аспекты моделируемой ситуации, раскрывая
ее новые возможности и интересные особенности.
Это поможет ребенку научиться находить новые
стороны в известных вещах — а значит, и быть
внимательным.
Важна даже
не столько конкретная деятельность, на которую
вы переключаете ребенка, но те приемы, которыми
вы пользуетесь. Ведь иногда достаточно просто
позвать, в глазки посмотреть и что-нибудь сказать
шепотом. Но обязательно прямо в глаза посмотреть
— чтобы ребенок почувствовал этот контакт со
взрослым, контакт, который дает ему возможность
услышать и быть услышанным. Можно попросить
ребенка посмотреть «влюбленными глазами».
Взгляд сразу становится не только нежным, но и
внимательным, сосредоточенным. Часто бывает
необходим и прямой телесный контакт: обнять,
прижать к себе, остановить на время, даже просто
коснуться. Импульсивное состояние проходит,
внимание ребенка переключается — и он
преображается.
Как
известно, огромную роль в общении играет не
только вербальная коммуникация, когда мы
передаем нашу мысль, чувство, желание словами, но
и невербальные формы общения: контакт глаз,
прикосновения, жесты. И когда вы пользуетесь ими,
ребенок не только получает необходимое ему
внимание и «обратную связь» о своих действиях, но
и учится лучше понимать вас, становится более
внимательным и чувствительным к вашим
собственным состояниям, а в дальнейшем применяет
эти навыки в общении как со сверстниками, так и с
другими взрослыми.
Одно из
основных стремлений ребенка — быть как взрослый,
и с этим связан еще один важный прием
педагогической работы. Можно дать ребенку
поручение, оказывая доверие, и он почувствует
себя, да и станет немного старше, немного
ответственнее и серьезнее, чем был несколько
минут назад.
Но, наверное,
самое главное, что необходимо сделать, — это
попробовать понять, что стояло за таким
поведением. Помимо проблем самоконтроля,
подобным образом может проявляться и
неудовлетворенность потребностей ребенка. Это
могут быть как основные физиологические
потребности (устал, не выспался, хочет есть,
что-то болит — дети часто начинают капризничать,
когда они чувствуют себя плохо, некомфортно,
неуютно), так и социальные: ребенку не хватает
общения с вами, вашего внимания или он поссорился
с другом.
Большое
значение для возможностей самоконтроля имеют
навыки произвольной регуляции собственных
функциональных состояний. Помогите ребенку
научиться справляться с повышенным напряжением,
расслабляться, держать себя в тонусе, собирать
все силы, когда это требуется, концентрировать
свою энергию.
Для этого
подходят простейшие имитационные упражнения,
помогающие наиболее полно прочувствовать разные
состояния: например, попросите ребенка лечь на
пол и свернуться калачиком, а потом потянуться и
поурчать, как котенок на весеннем солнышке. Той
же цели служат и упражнения на расслабление:
повесить руки, а потом и ноги, как длинные вареные
макароны, спагетти из далекой Италии.
В упражнении
«Марионетка» достигается поочередное
расслабление отдельных частей тела. Ребенок по
примеру взрослого изображает куклу-марионетку,
подвешенную на длинных ниточках, которые
прикреплены к ее головке, ручкам, ножкам и спинке.
Идет увлекательный спектакль (пусть ребенок
выполнит несколько заданных вами движений), но
вот кончается представление (марионетка
застывает в какой-нибудь позе), и «кукловод»
отпускает сначала ниточки, поддерживающие
голову (головка падает), потом ниточку правой
руки, потом — левой руки и т.д. (в конце концов
марионетка, полностью расслабленная, лежит на
полу в свободной позе).
Трудности в
поведении, связанные с проблемами контроля и
организации собственного поведения, — одни из
основных в дошкольном возрасте. И в силах
воспитателя помочь ребенку, дать ему средства
управления своим поведением.
Наталия
ФЕДУНИНА психолог УВК № 1679
Автор
благодарит воспитательницу УВК № 1679
Е.Е. Кочемасову за помощь в работе над статьей.
|