Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2000


Архив

ЯЗЫК ДВИЖЕНИЙ ПСИХОГИМНАСТИКА

занятия по психогимнастике

ПСИХОГИМНАСТИКА родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений.

Наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка — языка мимики и жестов.

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.

От актера, напротив, требуются утрированные, подчеркнуто выразительные движения: по ним зритель должен безошибочно опознать душевные переживания героя. Причем мы никогда не перепутаем мимику лица и движения, выражающие скорбь, с выражением радости. И актер на сцене, и зрители в реальной жизни пользуются одним и тем же языком жестов, при том условии, что они принадлежат одной культурной традиции. (Угадать чувства восточного человека, например японца или китайца, для живущих в России будет значительно труднее.)

Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.

В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребенка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям.

Этой задаче и служит психогимнастика.

Сегодня мы познакомим читателей с разработками занятий по психогимнастике руководителя физического воспитания из г. Магадана Галины Гончарук. В ее работе они включены в систему общей физической подготовки в качестве специальных оздоровительных комплексов, в первую очередь для детей, страдающих неврозами и легкими задержками психического развития.

 

 

Младшая группа

У НАС В ГОСТЯХ СОБАЧКА

Программное содержание:

  • Снижение эмоционального напряжения.
  • Обучение детей выразительным движениям.
  • Тренаж основных эмоций (радость, удовольствие, страх).
  • Коррекция настроения и отдельных черт характера.
  • Обучение ауторелаксации.

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения,
создание игровой ситуации.

Дети заходят в зал, подходят к ведущему, который предлагает им отгадать загадку:

Вы послушайте загадку
И найдите в ней отгадку:
– Что за зверь такой?

Если косточку грызет,
То сердито он поет: «Р-p-p»,
Если с вами он играет,
Весело и звонко лает: «Гав-гав-гав».

Дети отвечают: «Собака».

Ведущий:

Вы, ребята, походите,
Шарика скорей найдите.

Дети ходят врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут ведущему.

Ведущий:

Друг друга за руки возьмите
И за Шариком идите.

Упражнение «Мы за Шариком идем»: ходьба змейкой, взявшись за руки, способствующая успокоению и организации.

Шарик сядет-посидит
И на вас он поглядит.

Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им поиграть: «Сегодня все будут собачками».

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первая фаза:
мимка, пантомимика

1) "Собачка прислушивается"
(этюд на выражение внимания
и сосредоточения)

Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается.
Выразительные движения: голова слегка наклонена в сторону, взгляд сосредоточенный. Поза: собака стоит на четвереньках, застыв в напряжении, только меняется положение головы (наклон головы то в одну, то в другую сторону, как будто собака не может понять, откуда слышится шорох).

2)"Кто пришел?"
(этюд на выражение радости)

Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему. Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом, прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости. Мальчик тоже рад. Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные руки, треплет собаку по голове, приседает к ней.

3)"Ласка"
(этюд на выражение удовольствия)

Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове. Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику.

Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций 

1) Беседа "Какие бывают собаки"

Ведущий говорит:
-- Какая хорошая у мальчика собака, добрая, ласкается... А какие еще бывают собаки?
Дети отвечают:
-- Злые, сердитые, кусачие...

2) Этюд "Собака лает и хватает за пятки" 

Мальчик гуляет. На дороге сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и укусить. Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад. Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка произносит «фу», пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой.

3) Минута шалости 

Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По сигналу ведущего дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д.

Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера

1) Этюд "Жадный пес" 

Ведущий говорит детям: «А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой». Читает стихотворение В.Квитка:

Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам –
Гам-гам-гам!

Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

Ведущий говорит:
-- Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, она принесла деткам в детский сад конфетки.

2) Этюд "Вкусные конфеты" 

У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.

Мимика: Жевательные движения, улыбка.

3) Подвижная игра: "Лохматый пес"
(с бегом)

Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит:
Нe то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Играют 2–3 раза.

Четвертая фаза:
психомышечная тренировка 

Этюд "Спящий щенок"

Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки.

Этюд можно сопровождать музыкой Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Средняя группа

ПРОГУЛКА В ЛЕС

Программное содержание:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.
  • Коррекция настроения и отдельных черт характера.
  • Обучение ауторелаксации.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения с помощью различных видов ходьбы и создания игровой ситуации.

1) Дети заходят в зал 

Ведущий обращается к детям:
-- Ребята, давайте пойдем в лес. А поведет нас туда Синяя птица.

Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произнося слова:

Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Мы в лес идем.

2) "Гуляем по полянке" 

Ходьба врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на друга.

3) Игра "Чьи голоса?" 
(на развитие внимания
и памяти)

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, чьи голоса слышны в лесу. Используется грамзапись или звукоподражание. Издающий звуки находится за дверью или за ширмой. Ведущий предлагает детям рассказать, чьи голоса они слышали.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первая фаза:
мимика, пантомимика

1) "Кузнечик"
(этюд на выражение интереса
и сосредоточения)

Девочка гуляла в лесу и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения: Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

2)"Тим и Том" 
(этюд на выражение страдания)

В лесу живут два медвежонка – Тим и Том. Они съели вкусные, но немытые яблоки, и у них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!

Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.

3)"Медвежата выздоровели"
(этюд на выражение радости)

Заболели медвежата Том и Тим. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома. Выразительные движения: Положение сидя, ноги раздвинуты, тело отклонено назад, подбородок слегка приподнят, улыбка.

 Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций

1) "Король Боровик не в духе"
(этюд на выражение гнева)

Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.

(В.Приходько)

2) Минута шалости 

О сигнале к продолжению занятия нужно договориться с детьми заранее.

Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера

1) Этюд "Разные настроения" 

Ведущий читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Ox, как плачет малыш –
Что медведь рычит,

А смеется малыш –
Что ручей журчит.

А уж слезы текут –
Будто дождик льет...

Улыбается малыш –
Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш –
Сын мой.

(Е.Юдин)

2) Подвижная игра: "Сова"
(с бегом, прыжками)

Водящий – сова. Она сидит в гнезде и спит. Дети начинают бегать и прыгать по всему залу. Ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Дети замирают. Кто пошевелится – становится совой. Игра продолжается.

Четвертая фаза:
психомышечная тренировка

"Кукушонок кланяется"
(этюд на расслабление мышц)

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.

Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

Старшая группа

ПРЕВРАТИТЬСЯ
Я МОГУ И В СЛОНА
И В КЕНГУРУ

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения с помощью различных вариантов бега и ходьбы.

Дети по команде переходят на

– спокойный шаг,
– хороводный шаг,
– семенящий шаг,
– ходьбу на носках,
– спокойный шаг.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Первая фаза:
мимика и пантомимика

1) "Встреча друг с другом" 
 (этюд на выражение радости)

У мальчика был друг. Но вот настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал. Скучно без друга. Но вот прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как навстречу ему идет его друг. Как же они обрадовались друг другу!

Выразительные движения: Объятия, улыбка.

2) "Я так устал"
(этюд на выражение страдания)

Маленький гном несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил еловую шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал».

Выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

3)"Грязь"
(этюд на выражение отвращения)

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

Выразительные движения: Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.

Вторая фаза:
выразительное изображение
положительных черт характера

1)Капитан
(выражение уверенности)

Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури, он чувствует себя сильным, смелым и уверенным. Он довезет свой корабль до порта назначения.

Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед; иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.

2) Этюд "Робкий ребенок" 

Ребенок первый день в детском саду, он робеет.

Выразительные движения: сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.

3) Минута шалости

Третья фаза:
выражение чувств
в различных ситуациях 

1) Этюд "Посещение больного"

Разыгрывается в группах. Один ребенок изображает больного, другие без слов выражают ему сочувствие.

2) Игра "Четыре стихии"
(на развитие внимания, связанного
с координацией слухового
и двигательного анализатора)

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, «вода» – вытянут руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

3) Подвижная игра "Сова"

Ночь: сова летает, кто пошевелится – становится совой.

Четвертая фаза:
упражнения на
саморасслабление 

1) Этюд "Штанга"

Ребенок изображает, как он поднимает тяжелую штангу. Потом бросает ее и отдыхает.

2) "Я не знаю"
(этюд на выразительность жеста)

Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю, не имею понятия. Ничего не видел».

Выразительные движения: приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.

3) "Шалтай-болтай" 

Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают:

Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая
Поднять.

(Перевод с английского С.Маршака)

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

спокойная ходьба.

Спонсор публикации статьи интернет проект «Автостоянки и эвакуаторы Москвы». На страницах сайта проекта «Автостоянки и эвакуаторы Москвы», который располагается по адресу http://msk-parking.ru/, Вы найдете список охраняемых стоянок, предоставляющих такую услугу, как парковка автотранспорта. Все представленные на сайте парковки сопровождаются картами, подробным описанием, и фотографиями территории. А удобная система онлайн-бронирования позволит сразу заказать аренду места на понравившейся Вам автостоянке.

 

Рейтинг@Mail.ru