Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2000


Архив

Виктория СОЛОВЬЕВА

Дети с особенностями в развитии к пяти-шести годам уже отягощены грузом семейных проблем, домашних неудач и неуверенности в себе.

При работе с ними полезно начинать день с особых упражнений, создающих положительный эмоциональный настрой и ориентирующих на преодоление трудностей.

Упражнение 1.

Дети становятся в круг, берутся за руки и, поглаживая себя по голове, по груди, хором произносят такие слова:

Я – очень хороший,
Послушный, пригожий,
Я всеми любимый,
Я Богом хранимый.

Последнюю строчку при желании можно варьировать:

Судьбою хранимый.
Я жизнью хранимый.
Я мамой хранимый.

Второй раз те же слова адресуются соседу: местоимение «Я» заменяется местоимением «ТЫ».

Упражнение 2.

Дети становятся в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Что нам важно знать, чтобы общаться друг с другом?

Дети (хором):

Лишь пять вещей
должны все знать,
И нам язык не враг

Затем каждый ребенок, начиная с того, на которого укажет воспитатель, произносит по очереди одну стихотворную строчку, одновременно хлопая соседа по ладошке:

Кому сказать?
О чем сказать?
Когда?
И где?
И как?

Таким образом, задается установка на правильное речевое общение.

Упражнение 3.

Воспитатель: Кто сегодня самый лучший?
Дети (хором, притоптывая ногой в ритм):
Я  сегодня самый лучший!
Воспитатель: Кто сегодня будет первым?
Дети (сопровождая ответ любым понравившимся им жестом или движением, выражающим утверждение):
Я сегодня буду первым!

Упражнение 4.

(используется как прием
частичного освобождения
от страхов)

Дети становятся спиной в круг, руки свободны.

У страха глаза велики,
У страха не зубы - клыки.
У страха, как бочка, живот.
У страха желание есть
Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх
И жалобно ахает: «Ах!»,
А я ничего не боюсь:
Придумаю страх и смеюсь!

(В.Кудрявцева)

Стихотворение проговаривается с максимальной выразительностью: можно использовать утрированные мимику и жесты. Детям объясняется, что они должны представить свой Страх как живое существо. Как бы он мог кого-нибудь испугать? А как они могут изобразить свою смелость?

Вариант:

Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул:«Ах!»
Совсем наоборот!
Я крикнул: «Ха!» – и мигом Страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор.

Эти упражнения можно включать в утреннюю гимнастику, в минутки-разрядки на занятиях, а также отводить им специальное время в течение рабочего дня.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина по продаже сцеплений для легковых и грузовых автомобилей. Если вам необходимы запчасти для ремонта трансмиссии, то вы сможете приобрести сцепление для любого типа и марки автотранспортного средства со склада в СПб. Магазин продает качественные автомобильные сцепления для отечественных и импортных автомобилей, оснащённых механическими и роботизированными коробками переключения передач, в Санкт-Петербурге и по всей России.

Рейтинг@Mail.ru