Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2000


Архив

ПРАКТИКИ И УЧЕНЫЕ:
союз по-сургутски

С тех пор, как государство провозгласило необходимость реформы образования, произошло немало перемен, которым трудно дать однозначную оценку. Тем не менее стало бесспорным, что в развитие образования, в разработку новых программ, технологий, методик вносят свой вклад не только ученые, но и практики — учителя, воспитатели детских садов. Последнее десятилетие, как говорится, «развязало им руки», предоставило возможности инициативе и творческому поиску. Появился новый термин — «образовательное пространство», характеризующееся неоднородностью и разнообразием. Однако это стихийно складывающееся многообразие создало серьезную опасность распада единой образовательной системы. Поэтому сегодня возникает нужда в новых формах управления инновационными процессами в образовании.

Для решения этих задач в Комитете по образованию и науке администрации г. Сургута год назад был создан отдел анализа и прогнозирования. Одним из его первых серьезных дел стала организация конкурса проектов и культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута — ХХI веку».

Об организации и задачах конкурса мы попросили рассказать заведующую отделом анализа и прогнозирования развития образования Алину Николаевну Степанко.

 Кор.: Что побудило вас начать довольно хлопотное и трудоемкое дело по организации конкурса?

А.С.:Мы в Сургуте очень заинтересованы в развитии образования, поэтому и ищем различные возможности его стимулировать. Начали с того, что провели опрос: какие факторы побуждают педагогов к исследовательской и экспериментальной деятельности? Выяснилось, что в качестве главенствующего мотива педагогического поиска 90% опрошенных выделили потребность в самовыражении, самораскрытии, самосовершенствовании; 85% опрошенных — собственный имидж; 80% принимают участие в исследовательской деятельности в силу общей созидательно-творческой направленности личности; и — вы не поверите! — лишь менее пяти процентов педагогов вступают на этот путь из-за возможного улучшения материального положения. То есть возможность творчества и общественное признание являются основными стимулами новаторства.

Поэтому мы и решили, что конкурс авторских программ и проектов может серьезно способствовать развитию образовательных учреждений. Это возможность заявить о себе, получить достойную оценку своей работы.
Ознакомившись с условиями проведения подобного конкурса на федеральном уровне, мы решили организовать свой, городской.

Была и еще одна причина, подвигнувшая нас на этот шаг. Мы обратили внимание, что многие педагогические коллективы самостийно присваивают себе звание экспериментальной площадки. Никто никогда не проводил экспертизы их работы и документально не подтвердил их право на эксперимент. А ведь очень важно проследить, как введение нового в педагогический процесс влияет на развитие ребенка. Поэтому одной из важнейших задач предконкурсной подготовки для нас стала разработка положения об общественно-государственной экспертизе инновационной и экспериментальной деятельности в области образования г. Сургута. Мы определили принципы организации экспертизы и состав экспертной комиссии, в которую входят двое ученых и три практика.

Ученые неожиданно для нас проявили живой интерес к подобному участию в конкурсе. И вот почему. В таком маленьком городе, как Сургут, независимую экспертизу провести очень трудно. Мы подумали и решили, что эксперт, дающий оценку какому-то проекту, должен нести ответственность за его дальнейшее развитие и воплощение, т.е. становится его сопровождающим на 3—5 лет.

В результате наш конкурс обернулся своеобразной научно-педагогической лабораторией. Его и конкурсом-то в полном смысле слова назвать нельзя. Это скорее смотр педагогических достижений.

У нас ведь нет проигравших, поэтому нет нервотрепки и напряжения. Конкурсная комиссия получает двоякое задание: во-первых, провести экспертизу представленных на конкурс программ, во-вторых, помочь авторам в доработке и реализации их идей. Исследовать и поддержать — вот наши задачи. Может, поэтому у наших коллективов нет никакого

У нас ведь нет проигравших, поэтому нет нервотрепки и напряжения. Конкурсная комиссия получает двоякое задание: во-первых, провести экспертизу представленных на конкурс программ, во-вторых, помочь авторам в доработке и реализации их идей. Исследовать и поддержать — вот наши задачи. Может, поэтому у наших коллективов нет никакого страха перед участием в конкурсе.

На первом этапе мы знакомимся с программами и проектами педагогических коллективов. На втором этапе проводятся творческие мастерские на базе того учреждения, которое разрабатывало проект. Авторы сами выбирают форму, в которой будет проводиться мастерская. Это может быть семинар, «круглый стол», деловая игра. На мастерские приглашается экспертная комиссия. Здесь мы можем познакомиться с практической деятельностью авторов проекта, и предварительные результаты конкурса вырисовываются уже после второго тура.

В настоящее время только две из представленных программ оценены как нуждающиеся в доработке. Я еще раз хочу подчеркнуть: мы никого не отвергаем. Мы, в отличие от федерального конкурса, оставляем время отточить форму и содержание. Авторы этих двух проектов, посовещавшись с экспертами, сами приняли решение отложить свое представление на конкурсе до следующего года.

Например, мы указываем, что в представленной программе необходимо доработать критерии и показатели, и спрашиваем: успеют ли авторы сделать это в ближайшее время? Они понимают, что времени им нужно больше, чем позволяют временные рамки конкурса, и спокойно работают, имея возможность выступить со своим проектом на следующий год.

Третий тур нашего конкурса должен стать настоящим педагогическим праздником, где все коллективы-участники должны почувствовать себя обретшими достойное место в образовательном пространстве города. Мы понимаем, что каждое образовательное учреждение уникально. Это своеобразный островок педагогической жизни. Поэтому совершенно неверно заставлять их конкурировать между собой. Наоборот, случается, что в процессе конкурса и люди находят друг друга, и целые коллективы. >

Кор.: Сколько дошкольных учреждений принимает участие в конкурсе проектов?

А.С.: Шесть детских садов выступают с проектами системного уровня. Одна творческая группа — Центр развития «Сезам» — работает на модульном уровне. И пять дошкольных учреждений представили на конкурс локальные программы. То есть 14 проектов из 38 принадлежат «дошкольникам». Я считаю, что это очень большой процент, характеризующий энергичность и любознательность работников сургутского дошкольного образования.

Кор.: И все-таки, кроме возможности вынести свою работу на суд общественности, ваши беспроигрышные участники как-то награждаются?

А.С.: К сожалению, мы не можем в настоящее время озолотить своих победителей (хотя очень хочется). Участники конкурса получают призы и гранты на развитие программы образовательного учреждения. В этом году из-за сложного финансового положения мы решаем денежные вопросы «вскладчину».

Пришлось нам пройти по различным департаментам города. В результате нашего «рейда» поддержку экологических проектов взял на себя Департамент экологии, землеведения и природопользования. Нефтегаз решил поддержать проекты своих ведомственных садиков. А Комитет по образованию может пока оказывать только моральную поддержку.

Все участники конкурса получают городской сертификат, удостоверяющий право на инновационную деятельность, и им присваивается статус либо «Сургутская инновационная школа», либо «Городская экспериментальная площадка», либо «Школа-лаборатория» (статусом «лаборатории» может обладать и детский сад, и детский дом, и станция юннатов).

Из 38 проектов 14 оценены как проекты системного уровня и являются претендентами на городской сертификат авторской программы. Остальные проекты дадут своим образовательным учреждениям право называться экспериментальными площадками.

Кор.: Кроме имиджа, какие реальные права дает педагогическому коллективу выданный конкурсной комиссией сертификат?

А.С.: В первую очередь право на экспериментальную проверку своих идей. Если образовательное учреждение проверяется, проверяющие обязаны соотносить свои требования с задачами и условиями эксперимента, а не со стандартами типовых программ. Таким образом, авторские педагогические коллективы получают правовую защиту для своих поисков.

Если по окончании эксперимента и анализа экспериментальных данных образовательному учреждению присваивается статус «лаборатории» — это означает, что опыт проверен и его можно предлагать педагогической общественности, им можно «делиться». Кроме того, этот опыт оказывается в поле зрения ученых. У нас сейчас в разработке и реализации проектов занято 38 ученых. И происходят любопытные вещи. Ученые не требуют за свою работу никакой дополнительной оплаты. Мы, конечно, этим озабочены, но они не выдвигают оплату как необходимое условие сотрудничества. Видимо, живое дело порождает живой интерес!

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Публикация произведена при поддержке информационно-консалтингового центра профессора Г. А. Геммерлинга. В широкий спектр предложений информационного-консалтингового центра профессора Г. А. Геммерлинга входят такие услуги для индивидуальных предпринимателей, как бухгалтерское обслуживание ИП, аудит деятельности ИП, обучение ИП, регистрация и ликвидация ИП. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и задать вопрос онлайн, можно на сайте информационно-консалтингового центра, который располагается по адресу www.pboul.ru

Рейтинг@Mail.ru