Предложите
детям игру: по взмаху палочки все должны
неподвижно застыть. Как только вы взмахнете
палочкой дважды, дети могут свободно
перемещаться по группе. Можно привязать к ветке
маленький бубенчик. Веточка-то весенняя — может
звенеть!
Весною
все кругом звенит:
Звенят ручьи и птичьи трели,
Звенят весенние капели,
Звенят подсохшие дорожки,
Звенят на веточке сережки.
И даже ветерок звенит.
После игры дети
рассаживаются на места, и воспитатель спрашивает
детей, какие названия деревьев они знают, где
деревья растут, на что они похожи. Последний и
главный вопрос: «Похоже ли дерево на человека?»
Дети могут ответить отрицательно или
утвердительно. Им надо дать высказаться. Потом
предложите детям спросить у веточки, что она
думает по этому поводу. Сделайте вид, что
прислушиваетесь к тайному сообщению волшебной
палочки и передайте детям «ее слова»:
«Похоже ли дерево на человека?»
Кто скажет: «Нет, ни
капли. Ведь дерево не бегает, не говорит, не ест...
К тому же оно жесткое...» Все это так: дерево
отличается и от человека, и от животных, например,
от какого-нибудь тигра или вороны. Но есть одна
очень важная особенность, которая роднит дерево
с человеком, тигром и вороной: оно тоже ЖИВОЕ.
Чувствует тепло, холод. А древние мудрецы думали,
что дереву ведомы страх и любовь. В старину люди
считали, что внутри деревьев, в глубине стволов
могут обитать живые души или духи. Поэтому,
прежде чем срубить дерево или собрать его плоды,
люди просили у деревьев разрешения на это,
считая, что им может быть так же больно, как и
человеку.
Был обычай оставлять
около дерева, которое хотели срубить, кусок
хлеба, чтобы дух, живущий в дереве, вышел
угоститься и не погиб вместе со своим домом».
Тут можно показать детям два рисунка: на одном
изображено дерево, на другом — человек.
«Посмотрите, на что
похож ствол дерева? На туловище и ноги человека.
Корни дерева, как наши ступни. Ветви словно руки.
А вершину дерева называют «макушкой». У человека
тоже есть макушка. Найдите каждый свою макушку,
потрогайте ее и еще раз посмотрите на картинку».
Теперь можно предложить детям нарисовать дерево
так, чтобы на рисунке были видны корни-ступни,
которыми дерево держится за землю, ветви-руки со
множеством тонких пальцев-веточек. Если дети
знают буквы, они могут сделать подписи на
рисунке: корни—ступни, ствол—тело, ветви—руки.
Картинки
развешиваются на выставочном стенде или на
доске. Нужно еще раз всем вместе посмотреть на то,
что получилось, и хором прочитать стихотворение,
которое дети, возможно, помнят еще с осенних
занятий:
Дерево
смолистое,
Дерево ветвистое,
Дерево стволистое,
Пятнисто-густолистое.
Ветвями в небо взбитое,
Корнями в землю вбитое.
Из македонского
фольклора
В заключение детям
предлагается по взмаху волшебной
веточки-палочки превратиться в деревья. Деревья
могут махать ветвями, шелестеть листиками, но не
могут сходить с места: их удерживают корни.
Налетел легкий ветерок (ветерок все вместе
изображают легким звуком «ш-ш-ш»), затрепетали
листики. Усилился ветер, закачались ветки
деревьев. Налетел страшный ураган (здесь
возможен даже свист!), гнутся стволы деревьев,
того и гляди вырвет их ветер с корнем. Но вот все
стихло. Перестали шуметь ветви, перестали
дрожать листья.
Взмах веточки — и деревца опять стали детьми.
А куда же деть веточку-палочку до следующего
занятия? Поставить в баночку с водой. А там
посмотрим, что будет…
Занятие
второе
Лаборатория зеленого
листа
Дождитесь, чтобы на
вашей «волшебной» веточке лопнули почки и
показался краешек зеленого листочка. После этого
предложите детям подивиться чуду.
Разве это не чудо? Самое настоящее превращение!
Была себе палка палкой, и вдруг проснулась, ожила
да еще и дразнится. Язычки высунула.
Вот так
ветка-озорница!
Почки, точно кулачки.
Нам сегодня эти почки
Показали язычки!
Этот смешной стишок
можно тут же выучить с детьми. Можно даже самим
немного побаловаться и высунуть язык. Но по
взмаху волшебной палочки-веточки все мальчики и
девочки должны тут же успокоиться, сесть на
стульчики или на ковер и приготовиться
внимательно вас слушать.
Предложите детям
внимательно посмотреть на веточку и догадаться,
что в ней самое волшебное. Возможно, кто-то из
детей скажет, что это зеленые листочки. Тут надо
всем вместе произнести слово «зеленый» —
таинственно и задумчиво. Оказывается, зеленый
листочек хранит удивительную тайну.
Спросите детей, что
им нужно делать, чтобы расти здоровыми и
крепкими. Выяснится, что надо много гулять,
заниматься физкультурой, закаляться, играть и
обязательно — кушать. Хорошо кушать. Бабушки и
мамы часто детям говорят: «Хочешь большим
вырасти, хорошо ешь!»
И маленьким котятам и
щенкам нужно хорошо кушать, чтобы расти. И
волчатам, тигрятам, лисятам. И птенцам разных
птичек. Волчиха охотится, чтобы накормить своих
детенышей. Птицы целыми днями ловят мошек. Олени
едят траву.
А кто из детей видел, как едят береза, яблоня или
дуб? Или, например, картофельный куст?
Хищная картошка сидит в засаде, подстерегает
курицу… Курица спокойно клюет себе червячков, и
вдруг… «Кудах-тах-тах…» И нет курицы. Только
перышки у картофельного кустика лежат. Ужасно!
Но такого никогда не бывает. Растения никогда
никого не едят.
Может быть, они едят землю? Нет. В группе растут
цветы в горшках, но земля из горшков никуда не
девается. В чем же дело?
Оказывается, растения — волшебники и умеют
делать удивительное чудо — создавать себя из
того, что нельзя удержать в руке, зажать в кулаке
и даже на весах взвесить трудно.
И все потому, что растения — ЗЕЛЕНЫЕ.
Теперь самое время
снова обратиться за помощью к волшебной палочке:
надо превратить всех детей в лилипутиков. Такое
превращение совершить проще простого: при взмахе
палочки на доске, фланелеграфе или просто на
ковре выкладываются маленькие картонные
фигурки, изображающие детей. Взрослый с
уверенностью должен называть их именами детей
(имена можно написать на обратной стороне
фигурок). Двум из них предстоит отправиться в
путешествие — внутрь зеленого листа. Чтобы
никому не было обидно, путешественников выбирают
при помощи считалки. Считают именно куколок. На
каких из них выпадет жребий, те и станут главными
героями событий.
К примеру, жребий падает на куколок
с именами Петя и Маша.
Прочитайте детям
стихотворение Эммы Мошковской «Дедушка Дерево».
У Дедушки Дерева руки-ветки. А на них —
листья-ладошки. Куклы Петя и Маша помещаются на
зеленую ладошку листа. Теперь надо произнести
волшебные слова:
Вот так
чудо! Посмотри:
Оказались мы внутри!
Далее перед детьми
разыгрывается маленькая пьеска в рисованном
театре.
Петя: Маша! Где это мы?
Какая-то зеленая комната с прозрачными стенами.
Как много здесь света! Вот вентиляционные окошки.
Через них проходит воздух с улицы. А это что за
трубы? По ним течет вода.
Маша: Это
похоже на фабрику. Смотри-ка, какие-то плоские
круглые коробки, тоже прозрачные. И лежат
аккуратными стопками. Да это же хранилища
зеленого цвета!
Петя: Ой, что это?
Вот в комнату заглянул солнечный зайчик. Увидел
коробочки с зеленой краской и тут же оказался
внутри.
Маша: И все на
фабрике тут же заработало. По трубам поступает
вода, из вентиляционных окошек — воздух. А
солнечный зайчик, которого приманил зеленый
цвет, помогает им соединяться вместе.
Петя: Из всего
этого получается… сахар.
Маша: И по
трубам отправляется… Куда?
Петя: Когда
вернемся, спросим об этом у Ирины Петровны
(Тамары Николаевны, Веры Алексеевны — имеется в
виду имя педагога).
Петя и Маша возвращаются из своего путешествия.
Теперь надо еще раз обобщить увиденное.
Были они внутри
зеленого листа. Лист изнутри похож на фабрику,
где из света, воды и воздуха растение изготовляет
для себя пищу — сахар, крахмал.
Сахар разносится по всему растению, и растение
благодаря этому растет.
Все это может
происходить только потому, что растение обладает
удивительным свойством — ловить солнечный свет.
Ловец света — зеленый цвет, зеленая краска. Эта
краска в листе упакована в специальные
коробки-таблетки. Ученые называют ее
хлорофиллом.
Раздайте детям контуры листовых пластинок
различной формы и предложите им нарисовать
внутреннее устройство листа, как они его себе
теперь представляют.
Теперь каждый раз, когда они будут смотреть на
зеленые деревья, они будут вспоминать о своем
путешествии и о том, что деревья — настоящие
волшебники.
Занятие
третье
Дерево-Дом
— Здравствуй,
палочка-веточка! О чем ты сегодня нам расскажешь?
Поиграйте с детьми в какую-нибудь игру, описанную
выше. Вспомните стихотворение «Дерево
ветвистое».
Затем по знаку волшебной палочки-веточки дети
рассаживаются по местам. Покажите им картинку с
изображением дерева, попросите посмотреть на нее
внимательно и подумать, можно ли сделать из
дерева дом.
Скорее всего дети ответят, что дом можно
построить, если срубить дерево. Они видели
деревянные дома у бабушки в деревне.
Тут можно показать
детям фотографии или картинки деревянных домов:
раньше там, где были густые леса, где росло много
деревьев, люди чего только из дерева не делали! И
дома — в первую очередь. Да какие красивые!
Ставеньки резные, окна расписные.
Но вот вопрос: можно ли превратить дерево в дом,
если не срубать его?
Скорее всего дети вспомнят про дупло и выскажут
предположение, что там можно жить.
Тут можно сказать
так: «Человеку в дупле жить неудобно. А вот птицы,
звери, насекомые живут на дереве и внутри него,
как в большом доме».
Напомните детям стихотворение Эммы Мошковской
«Дедушка Дерево». Предложите сопровождать ваши
слова движениями.
У дедушки
Дерева
Добрые руки —
Большие
зелёные
добрые руки...
Какая-то птица
В руках суетится.
Какая-то птица
На плечи садится.
Дедушка Дерево — славный такой —
Белку качает большущей рукой…
Жучище
примчался,
И сел,
И качался,
И всё восхищался,
И всё восхищался.
Стрекозы
примчались
И тоже качались.
И мошки
примчались,
И мошки качались.
И все
свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка
Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил...
У дедушки Дерева добрые руки —
Большие
зелёные
добрые руки...
Наверно, их сто...
Или сто двадцать пять...
Чтоб всех
покачать!
Чтоб всех покачать!
На слова «У дедушки
Дерева добрые руки» все поднимают руки вверх и в
сторону и слегка ими покачивают.
Птиц изображают
так: свести руки в запястьях, большие пальцы
соединяются в одну линию — это туловище птицы с
клювом. Остальные пальцы — крылья. Пальцы-крылья
шевелятся, трепещут.
Полет жука имитируется вращением
кисти. Пальцы собраны вместе, будто вы
собираетесь посолить суп. Правой кистью
показывают, как летит жук, как он садится на ветку
— на ладонь левой руки и качается. Левой кистью
те же движения повторяются для изображения
полета стрекоз.
На слова «Наверно, их
сто или сто двадцать пять» надо размахивать
руками, будто они — мельничное колесо, чтобы
создать иллюзию множественности ветвей.
Предложите детям нарисовать дерево-дом, как они
его себе представляют.
В заключение можно начать читать детям сказку
В.Бианки «Теремок». Продолжите чтение перед
дневным сном или во второй половине дня.
Занятие
четвертое
Под корнями
старого дерева
На этом занятии вам опять
потребуется палочка-веточка, чтобы превратить
всех ребят в маленьких мышат. Мышата умеют громко
пищать. Это надо тут же проверить. Но главное,
чтобы по условному сигналу писк сразу
прекращался.
Предложите детям игру на внимание.
Понадобятся два сигнальных значка. Это может
быть рисованная лиса на палочке и рисованная
мама-мышка. Показываете мышку — дети-мышата
должны громко запищать. Показываете лису — нужно
затаиться и сидеть без единого звука, чтобы лиса
не услышала и не заметила мышат.
После игры по знаку
волшебной веточки дети должны успокоиться, сесть
на места и внимательно слушать, что вы им
расскажете.
Расскажите им, что
живут мышата в норке под корнями дерева. Норка
сухая и уютная. От нее наверх идет длинный ход, по
которому мама-мышка и папа-мышь часто бегают
наверх. Мышат туда пока не пускают. Они еще
слишком маленькие, и для них такое путешествие
может оказаться опасным. Норка разделена на два
«помещения» — жилую залу и кладовку. В кладовке
хранятся мышиные припасы.
У мышиного семейства
есть соседи. Знают ли их мышата?
Возможно, кто-то из мышат вспомнит сказку
«Дюймовочка» и назовет крота. Спросите, чем крот
питается. Расскажите, что он ест личинок разных
жуков и дождевых червяков. Дождевые червяки во
множестве живут в корнях Старого Дерева. Они
прокладывают себе под землей ходы и рыхлят землю.
Для растений это очень хорошо. А питаются они
веществами, которые достают прямо из земли —
едят эту землю и превращают ее в перегной.
Дождевые червяки очень полезные. А еще под землей
могут жить муравьи. Они даже могут построить
целый подземный муравейник.
На зиму под корнями
Старого Дерева укладываются спать змеи и
ящерицы. Но мышатам это не очень нравится: змеи
едят мышей.
Теперь раздайте
детям листы с изображением дерева и листы с
изображением животных — соседей мышиного
семейства. Нужно начать заселять подземный этаж
Дерева-Дома. Для этого надо вырезать обитателей
прикорневого мира и наклеить их на подходящие
места в норках и убежищах.
Занятие
пятое
Дерево-Дом.
Наземный мир
На этом занятии все
дети снова превратятся в мышат. Опять начните
занятие с игры на внимание. А потом познакомьте
детей с новым персонажем — Любопытным мышонком.
Он приходится родным братцем всех детей-мышат в
группе.
Однажды любопытство
заставило мышонка нарушить запрет мышиных папы и
мамы и выбраться из норки наверх. И вот что с ним
случилось!
«Вход в нору был там, где могучие корни Старого
Дуба выходили на поверхность. На них-то
Любопытный мышонок и вылез. Вылез и остолбенел:
«Свет! Воздух!»
Да, страшновато, знаете ли, в мире прозрачного
воздуха!
Мышонок сидел, прижав лапками хвостик к груди.
Его черные бусинки-глаза возбужденно сверкали,
тонкие нежные усики, веером торчавшие вокруг
носа, подергивались. Он наблюдал мир прозрачного
воздуха!
Неподалеку раздалось
громкое ворчливое похрюкивание: кто-то чавкал и
смачно хрумкал с другой стороны ствола. Ближе.
Еще ближе... Из-за края ствола медленно выплывала
бурая гора, покрытая жесткой щетиной. Это Кабан
лакомился желудями нового урожая.
Мышонок подумал: «Я, конечно, не похож на желудь,
но лучше мне быть подальше от этого обжоры».
Цепляясь крохотными коготками за чешуйки коры,
он полез вверх по стволу.
И вот уже травы стали казаться ему маленькими. С
высоты открывался вид на большую поляну.
Кабан с семейством
все лакомился желудями, роя пятачком-носом землю.
Его хрюканье вспугнуло Зайца, который выскочил
из травы вверх, снова упал и так поскакал к
кустам. И вовремя: на опушку поляны вышла Лиса и
стала принюхиваться.
Тут мышонок заторопился: «Матушка говорила, что
лисы любители до мышиного мяса...» И побежал вверх
по огромному стволу.
Скоро он заметил, что
странствует в компании. Рядом по трещинам коры
проходила муравьиная дорога. Она тянулась от
корней вверх по стволу и исчезала в «заветочных»
далях. Муравьиный поток тек в двух направлениях
— один вверх, другой вниз. Муравьи молча
работали. Каждый что-то тащил, успевая по дороге
усиками сообщить встречным муравьишкам, куда и
зачем им надо спешить.
«Что у них за дела
такие? Может быть, они спешат к облакам? Не похоже.
Ого, вот это добыча — какого большого
червячка-личинку тащит рыжий муравей! Как он
только поднимает этакую тяжесть? Не упал бы...»
Предложите детям продолжить заселение
Дерева-Дома, дополнив мир на листе бумаги
изображениями животных, которых мышонок
встретил на своем пути.
Занятие
шестое
Дерево-Дом. Мир
ветвей
Занятие шестое
строится точно по такому же плану, как два
предшествующих занятия: надо поиграть с детьми,
потом рассмотреть сделанные ими работы,
вспомнить, как они заселяли Дерево-Дом, и
продолжить чтение сказки.
«Вот и ветвь. Она
отходит от ствола и похожа на мост, повисший в
воздухе.
Мышонок смело вступил на мост. В начале толстая,
ветвь становилась тоньше и тоньше, от главной
отходили боковые.
Несколько раз мышонок натыкался на тоненькие
паутинки и на пауков, поджидавших мошек, чтобы
поймать их в свои сети. На пути мышонку
попадались одинокие муравьи.
«Наверное, они уже побывали в облаках»,— думал
он.
Впереди сквозь зеленую сетку листьев
пробивалась небесная синева. Мышонок заспешил.
Ведь небо совсем рядом, только лапку протяни!
Вдруг сверху, от
макушки Дуба поплыл тонкий щебет, закачались
веточки на концах ветвей, зашелестели листья...
«Пинь! Пинь! Пинь-пинь-пинь...» Пушистые
птички-синички, желто-зеленые комочки, прилетели,
чтобы почистить дерево от насекомых. Они цепко
хватались лапками за тонкие веточки и,
раскачиваясь на них, выковыривали из пазух и
трещинок червячков, жучков...
Синицы перепархивали
между листьями дуба так легко и так ловко
раскачивались на ветвях, что мышонку тоже
захотелось попробовать. Он пробрался на самый
край ветви и уцепился за черешки зеленых
листиков.
«Я добрался до неба! Я вижу весь мир прозрачного
воздуха!»
Как же красиво было внизу: большая поляна с
зеленеющими травами, кабаны, зайцы, рыжая лиса!.. А
здесь — синее небо с облаками и солнцем! Вон там
— далеко-далеко в небе летят птицы...
Неожиданно подул ветер. Он запутался в ветвях
Старого Дуба, стал теребить их, сталкивать друг с
другом, трепать...
Мышонок изо всех сил вцепился в веточку и... Она
обломилась под напором озорного ветра и,
вращаясь, полетела вниз, словно парашют.
Мышонок даже не очень испугался
: «Лечу!!!»
Вот плавно
проскользили ветви, на которых хозяйничали
синицы, чернело в глубине чье-то старое гнездо;
мелькнул поползень, где-то простучал дятел... Вон
там тянется по стволу муравьиная дорога и
блестят тонкие нити паучьих тенет...
Веточка упала на упругие стебли травы.
«Вот я и прибыл-приехал-прилетел-добрался. Скорее
домой — надо рассказать про все-все, что я
увидел!»
Мышонок спрыгнул в траву, добрался до земли,
побежал по мышиной тропе — направо, налево,
прямо, вниз — в родную норку, к корням Старого
Дуба, где его, волнуясь, ждали матушка и
братья-сестры...»
Теперь детям
осталось заселить крону Дуба. Они уже знают, как
это сделать: вырезать из раздаточного листа
животных, раскрасить и наклеить в нужные места на
картинке. Паутинки можно нарисовать или сделать
из ниток.
Предложите малышам внимательно рассмотреть свои
работы и рассказать, кто населяет Дерево-Дом.
Спросите их, кем из
животных они стали, если бы им предложили
поиграть в сказку. Пусть попробуют рассказать о
своих соседях от лица этого персонажа: в какой
части дерева он живет, чем питается, кого из
соседей по дому боится, с кем дружит и почему.
Если история не будет выдержана в строго научном
жанре — не беда. Не надо бояться фантазировать…
|