Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2000


Архив

1. ЗДРАВСТВУЙТЕ, КОШКИ!

Однажды по дорожке
Я шел к себе домой.
Смотрю и вижу: кошки
Сидят ко мне спиной.
Я крикнул: Эй, вы, кошки!
Пойдемте-ка со мной,
Пойдемте по дорожке,
Пойдемте-ка домой.
Скорей пойдемте, кошки,
Из лука и картошки
Устрою винегрет.
— Ах, нет! — сказали кошки.
— Останемся мы тут! —
Уселись на дорожке
И дальше не идут.

Даниил Хармс

Есть несколько способов изготовления замечательных кошек.

Первый способ

Детям предлагается контурное изображение кошки. Но оно белое как снег — без глаз, без носа, без усов. Поэтому кошкой в полном смысле этого слова считаться не может.
Это видно сразу каждому малышу. И он с удовольствием ответит на вопрос, что надо сделать, чтобы кошка могла считаться настоящей.
Заодно полезно уточнить, какой окраски бывают кошки.
С помощью красок и кисточки можно показать разные способы изображения «пушистости»: как рисовать полоски, как рисовать длинную двухцветную шерсть, как работать сухой кистью.

После того как трехлетние художники потрудятся, может обнаружиться, что усы — главный предмет кошачьего достоинства — видны не очень хорошо. Поэтому их можно сделать из другого материала: из ниток, наклеенных на мордочку; из тонкой проволоки, продетой в маленькие дырочки на бумажной основе; из тонких полосок цветной бумаги.

Второй способ

Этот способ оживления кошки требует умения обводить изображение по контуру.
Занятие это полезно не только для развития руки, но и с точки зрения «производительности»: если вы научились копировать силуэт кошки, вы сможете нарисовать их как угодно много. Для любого малыша трех-четырехлетнего возраста этот довод кажется достаточно убедительным.

Силуэт для копирования должен быть меньше силуэта для расписывания. В размер альбомного листа он должен укладываться не меньше двух раз — так будет легче обводить. Кроме того, умещая на листе несколько изображений, можно научить детей экономно расходовать бумажную площадь.

Третий способ (для детей с 4 лет)

Кроме умения обводить трафарет по контуру, здесь потребуются еще и некоторые навыки обращения с ножницами.
Изображение кошки обводится по контуру, раскрашивается и вырезается.
Вырезанные кошки могут стать не только предметом гордости своего создателя и бумажными игрушками, но и прекрасным счетным материалом.

Усы на проволокеУсы на бумаге

2. КОШКА УЧИТСЯ СЧИТАТЬ

Раз, два, три, четыре, пять —
Кошка учится считать.
Потихоньку,
Понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
кошка есть,
а мышки нет.

Вадим Левин

Вместе с кошкой могут учиться считать маленькие мальчики и девочки. Как? Ну, например, вот так:

1. Поинтересуйтесь у детей, что любят пить кошки. Дети, безусловно, знают, что больше всего кошки любят молоко.
Молоко кошкам наливают в блюдечко.
Каждая кошка должна пить из своего собственного блюдечка.
Попросите детей нарисовать на альбомном листе несколько блюдечек, в которые хозяйка будет наливать кошкам молоко.
У каждого блюдечка надо посадить по кошке. Сколько всего кошек сидит около всех блюдечек? — Столько же, сколько блюдечек.
А если из каждого блюдечка будут пить по две кошки? (Это задача повышенной сложности.)
В конце занятия можно наклеить кошек на лист с блюдечком. (В этом случае лучше работать на красивом тонированном фоне.) Получится неплохая жанровая композиция.

2. Появляется новый персонаж — мышка.
(Мышек можно изготовить тем же способом, что и кошек. Хвостик делается так же, как кошачьи усы.)
Дальше разыгрываются маленькие сценки, в которых взрослый комментирует словами происходящее, а дети изображают предложенный сюжет при помощи бумажных игрушек.

«Лежал на столе кусочек сыра. (В центре альбомного листа рисуется кусок сыра.) Запах сыра очень аппетитный. Он разносится по всему дому. (Все сморщивают носы и нюхают воздух.) Запах сыра проник в подвал, где живут маленькие мышки. Первый мышонок высунул нос из норки (из-под края стола появляется бумажный мышиный нос), выскочил наружу и подбежал к лакомому кусочку. (Бумажная мышка перемещается на альбомный лист.) Второй мышонок…» и т.д.
Можно спросить, сколько мышат столпилось вокруг сыра. Мышки с удовольствием пересчитываются.
«Но тут проснулась кошка. (Бумажная кошка до этого лежала на столе в некотором отдалении от рисунка с сыром.) Она вскочила и бросилась ловить мышей. (Изображается прыжок бумажной кошки в центр альбомного листа.) Испугались мышки. Первый мышонок юркнул в норку. Второй мышонок юркнул в норку…»

Драматизм истории зависит от характера и настроения ведущего игру и желания детей. Если все мышата спаслись, их благополучно можно пересчитать в норке. Но, возможно, одного мышонка кошка поймала. Тогда его надо спрятать под альбомный лист, а мышат пересчитать с нескрываемым сожалением: стало на одного мышонка меньше.

Игру надо повторить несколько раз. Когда все мышата будут пойманы, кошка должна отправиться спать. В этот момент можно открыть дверцу мышеловки (кладовки, коробки и т.п.) и выпустить мышат на свободу — целых и невредимых. Нигде не было сказано, что мышата съедены. Они были пойманы, а это не одно и то же.

3. Все кошки любят спать на теплом. Поэтому особой заботой обладателя кошки является изготовление специального коврика, на котором кошка с удовольствием уляжется спать.

Коврик можно сделать из обычного альбомного листа, надрезав его по узкой стороне наподобие бахромы и раскрасив кривыми и прямыми цветными линиями. Это самостоятельный вид работы — составление декоративного узора для украшения коврика.
Но можно украсить коврик орнаментом из кошек и мышек.
Как и в предыдущих упражнениях, здесь возможны два варианта: в одном кошки и мышки рисуются при помощи трафарета и потом раскрашиваются, в другом — заранее заготовленных кошек и мышек наклеивают по краям коврика.

Наклеивать их тоже можно разными способами: чередуя кошку и мышку, двух кошек и двух мышек, двух мышек и одну кошку.
Наклеенных или нарисованных кошек и мышек можно пересчитывать.
А можно при помощи хлопков и топанья изобразить получившийся ритмический рисунок коврика.
Условьтесь с детьми, что мышка означает хлопок, а когда очередь доходит до кошки, надо топнуть. Например, если рисунок «мышка — мышка — кошка», то дети должны два раза хлопнуть, а потом топнуть.

В конце занятия или игры надо укрепить коврики, украшенные маленькими кошками и мышками, на стенде и при помощи кнопок или скотча торжественно усадить на него большую кошку — ту, которую делали на одном из первых занятий.

Раздаточный материал:

Марина АРОМШТАМ
Автор идеи «контурных» кошек — Галина РЫСИНА
, художник РГДБ (г. Москва), «коврик для друга» придумала художник и педагог Наталья Азарова (г. Москва)

Рейтинг@Mail.ru