КАК ПЛЫВЕТ ЛОДОЧКА?Ирина
Большакова — мастер спорта, первая олимпийская
чемпионка Удмуртской республики по плаванию,
профессиональный тренер — в настоящее время
работает инструктором по плаванию в детском
саду.
Мы познакомились с ней в
Москве, куда она приехала защищать право своего
детского сада считаться федеральной
экспериментальной площадкой.
Ее подход к обучению детей плаванию показался
нам нетрадиционным и необычайно интересным. Мы
попросили Ирину рассказать о своей методике
нашим читателям.
1
Коллеги часто задают
мне вопрос: с чего следует начинать обучение
детей плаванию? Мне кажется, начинать надо с
наблюдения за детьми. Своим поведением они сами
подскажут, что нужно делать, причем с каждым в
отдельности. Ведь каждый ребенок —
индивидуальность. На воде сразу видно: вот этот
продвинулся, а этот еще стоит. Видна для каждого
его собственная задача. Если ребенок пытается
поднять что-то со дна — научите его нырять. Если
он пытается прыгать, пусть поначалу неловко и
неуклюже, — научите его прыгать. Пытается
сделать «звездочку» — научите лежать на воде.
Начинать стоит с
того, что наиболее близко ребенку и основывается
на уже проявленном им интересе. Надо предвидеть,
угадать это желание ребенка — чему он первым
делом хочет научиться в бассейне, и своевременно
помочь ему. Для педагога очень важно решиться в
своей работе не следовать чьей-нибудь методике, а
подбирать методику под себя и под ребенка, под ту
ситуацию и под того человека, которого он
обучает.
Именно поэтому нужен
особый адаптационный период, время
присмотреться друг к другу. И очень важно
правильно прожить этот начальный этап вместе с
ребенком. Основная задача при этом — сохранить
эмоционально-позитивное отношение ребенка к
воде. Чтобы вода стала другом. Чтобы дети
влюбились в воду. Чтобы они радовались. Но
следует также показать, что вода может «вести
себя» по-разному: она может доставлять не только
удовольствие, но и определенные неприятности ( в
виде брызг в глаза, например), и очень важно после
этого «приключения» вывести ребенка из
состояния испуга.
Когда ребята возятся
в воде, они часто шалят, пихают друг друга, и у
кого-то из них может возникнуть негативная
эмоция на этой почве: толкнули ребенка в воду, он,
как говорится, хлебнул (или даже захлебнулся
немного), настроение испорчено, а я ему говорю:
«Ну и что? Вот ты чай пьешь и тоже, бывает,
захлебываешься. Ничего страшного». Надо помочь
ребенку пережить все эти первоначальные моменты
встречи с водой.
Дети приходят на
занятия с разными установками: один радуется,
другой насторожен. Важность адаптационного
периода для любого ребенка очень велика, и ни в
коем случае нельзя его сокращать, форсировать
события, торопить в освоении того или иного
навыка. Чем дольше длится адаптационный период,
тем мягче вхождение ребенка в новый для него опыт
и тем естественнее происходит продвижение к
главной цели — научить каждого ребенка плавать.
Плавание — это один из жизненно важных навыков.
Но эта главная цель ни в коем случае не должна
давить на ребенка.
Это фантастическое
переживание — когда вы видите, что ребенок
чувствует себя в воде как дома. Однажды, лет
десять назад, когда я еще не занималась с детьми,
я стала свидетельницей того, как свободно
плавала в море одна маленькая девочка. Я знала,
что эта девочка еще дошкольница, и была просто
поражена этим. А теперь и у меня на занятиях
случается, что четырехлетние дети проплывают
бассейн.
Но главное не в этом.
Основное наше достижение — то, что мы создали в
бассейне развивающую среду. Мы работаем по
принципу открытого обучения. Это означает, что и
у ребенка, и у педагога есть право выбора. Вся
организация образовательного пространства
выстраивается таким образом, чтобы педагог мог
управлять общим ходом занятия, а ребенок при этом
сам регулировал свою деятельность.
Самостоятельность и активность — наши основные
принципы. Ребенок в бассейне каждый раз стоит
перед выбором: что ему делать сегодня, как решить
свою задачу, которую мы с ним вместе ставим еще до
занятия.
Вся акватория
бассейна условно разбита на три игровые зоны:
прыжковую зону, где дети ныряют за шайбочками,
место для прыжков в кольца разного диаметра и
зону свободного плавания. Весь материал
закреплен в определенных зонах. Например, шайбы,
за которыми дети ныряют, стоят в одном месте, мы
их только подкидываем в воду. Прыжковая тумбочка
тоже находится в определенном месте. Кольца и
обручи разного диаметра прикреплены к своим
местам. И еще остается свободное пространство
для плавания.
Каждый ребенок может
свободно перемещаться по своему желанию по всей
акватории бассейна. Он может находиться в любой
зоне столько, сколько захочет. Никто, конечно, не
сидит все занятие в одной зоне, но у нас есть
твердое условие, что при переходе в другую зону
ребенок должен заниматься тем, что там положено
делать.
Для многих
удивительно, что при занятиях на воде ребенку
предоставляется такая свобода. Но эта свобода —
внутренне управляемая. Ребенок не чувствует себя
контролируемым, действия взрослого не наносят
ущерба его самоощущению. Это определенное
доверие к ребенку со стороны взрослого, но было
бы совершенно неправильным понимать это доверие
как снятие с себя ответственности за ребенка —
на самом деле взрослый находится в постоянном
напряжении. Но только при этой свободе каждый
ребенок может проявить себя, а педагог — понять,
чем он увлечен, что для него сейчас является
задачей.
Для нас ценно еще и
то, что дети в бассейне общаются между собой, сами
организуют игры. Подобно тому как это происходит
на прогулке, в бассейне они сами выбирают, во что,
сколько и с кем играть. Педагог при этом
присутствует, но не оказывает давления.
Занятия начинаются
со знакомства с зонами бассейна. Я с малышами
спускаюсь в воду по колено и все им показываю.
Повторю еще раз: очень важно вводить ребенка в
плавание постепенно, быть рядом с ним, помочь ему
привыкнуть к воде. Уровень воды у нас
варьируется. На первых занятиях маленьким вода
по пояс, но они только в начале года маленькие, а в
конце года дети из младшей группы купаются уже в
полной чаше. Причем и прыгают, и лежат на воде, и
ныряют за шайбами.
2
Начинали мы работать
по традиционной методике, но со временем поняли,
что полностью дети раскрываются только в
ситуации свободных занятий. Раньше мы знали лишь
какие-то их отдельные возможности, а сейчас
чувствуем, будто перед нами разворачиваются
внутренние лепестки прекрасного цветка.
Традиционная
методика одинакова для всех, для любого возраста:
она одна и та же и для школьников, и для взрослых,
и для профессиональных пловцов — для кого
угодно. Начав работать в детском учреждении, я
поняла, что эта методика, созданная по образцам
тренерской подготовки профессиональных
спортсменов, совершенно не подходит для
дошкольников.
На собственном опыте
я убедилась, что не все дети осваивают навык
плавания в той последовательности, в которой это
предлагается «теорией». Традиционная схема
обучения такова: сначала обучают движениям ног,
затем рук. Но именно освоение движений ногами и
становится главным препятствием для
дошкольников.
Например, известный
способ плавания «кроль на груди» существует в
трех вариантах: 2-х, 4-х и 6-ударный — то есть на
один цикл движения руками может приходиться
разное количество движений ногами. Традиционная
методика, которая требует начинать обучение
ребенка плаванию с движений ногами, сразу
навязывает ему шестиударную координацию. Его
принуждают работать ногами очень часто для того,
чтобы удержаться на воде.
Но поскольку даже «по
теории» существуют 2-х, 4-х и 6-ударный циклы, то
возникает вопрос: а не является ли этот ритм
индивидуальным для каждого человека? Если для
ребенка подходит 6-ударный ритм, то он осваивает
методику и плывет дальше. Если же у него другой
ритм, происходит сбой — и как раз в тот момент,
когда после ног включается обучение движениям
рук. Ребенок не может согласовать одновременные
движения руками и ногами, и либо ноги отключаются
вообще, либо начинаются хаотические,
несогласованные движения. Ребенок испытывает не
удовольствие от плавания, а лишь большие
физические и психические нагрузки. Это нарушение
естественных ритмов, имеющихся в теле каждого
человека. Поэтому довольно большая часть детей
никак не может научиться плавать с тренером, но
«вдруг» начинает плыть самостоятельно, уже не в
бассейне.
Наша методика
построена на том, чтобы ребенок научился плавать
в соответствии со своим собственным внутренним
ритмом. Мы этот ритм открываем. Но, так как для
многих детей предлагаемый стандартный ритм
оказывается серьезным порогом, мы — чтобы не
запинаться об этот порог — решили через него
перешагнуть.
Ходил к нам в группу
один шестилетний мальчик — очень трудолюбивый,
очень упорный, занимался целый год. Но я по
отношению к этому ребенку чувствовала свое
полное бессилие, хотя я далеко не дилетант в
плавании. И вот однажды он мне заявил:
— Ирина
Александровна, я больше в бассейн не приду.
— Почему?
— Потому что у меня ничего не получается.
Тогда я очень серьезно задумалась, что же мне
сделать, чтобы этому ребенку помочь. Ночь
промучилась, а утром пришла и сказала:
— Сашенька, забудь пока про то, как нужно двигать
ножками. Ты знаешь, как плывет лодочка? Что есть у
лодочки?
Обычно я спрашиваю
детей: «Какая лодочка плывет быстрее: та, которая
продвигается прямо и ровно, или которая из
стороны в сторону виляет?» Дети сами мне
отвечают: та, которая плывет прямо. Тогда я
спрашиваю: что есть у лодочки? У лодочки есть
весла. Так вот, ваши руки — это весла, а лодка —
это ваше тело. Этот образ всем понятен. «С какими
веслами лодочка плывет быстрее: с теми, которые
сломаны, или с хорошими, прямыми?» Они мне
отвечают. «Так вот, давайте мы сделаем так, чтобы
наши весла не ломались». Если весла сломались, мы
их чиним: «Чик-чик».
А еще что может быть у
лодочки? Моторчик. Моторчик — это наши ножки. А
что еще нужно для моторчика? Бензин. Так вот,
воздух, которым мы дышим, — это наш бензин. Они
глубоко вдыхают, «бензинчика» набрались и —
вперед.
С этим мальчиком, его
звали Сашей, мы обсудили все, что есть у лодочки.
Но сегодня у нашей лодочки не будет моторчика —
ножек, а будут одни весла. Саша начал работать
руками и буквально через два занятия проплыл
весь бассейн.
Для него это была
победа, а для меня — настоящее открытие. Позднее
эта измененная последовательность в обучении
позволила нам добиться потрясающих результатов.
Наши дети не один, а десять бассейнов проплывают,
не останавливаясь.
Дыханию специально
мы их не учим. Происходит у нас так: когда
потребность в дыхании возникает, ребенок сам
подстраивается. По-настоящему дыхание надо
ставить несколько лет, и в небольшом бассейне
детского сада правильно его все равно не
поставишь. Поэтому ребенок осваивает его сам, как
это естественно для него. Кролем дети плывут с
опущенным в воду лицом, а если какому-то ребенку
трудно, он переворачивается на спинку и
доплывает.
3
У нас в бассейне
ребята занимаются не только плаванием. Мы с ними
придумали акробатику на суше и в воде. Кувырки
вперед и кувырки назад в воде они освоили давно. И
сами же дети подсказали мне такой кувырок: на
«капитанском мостике», прижимая ногой
пенопленовый коврик, они делают кувырок вперед и
скатываются в воду. Завершение этого упражнения
может быть разным. Если это подготовительная
группа, то я с них требую законченности
упражнения: встать, руки вверх. Другим можно
проплыть немного вперед или выполнить еще один
кувырок в воде. Мне нравится, что при этой свободе
дети как бы сами учат педагога, они выстраивают
свою зону ближайшего развития, проявляют интерес
к своему развитию. Когда кончается моя фантазия,
они мне подсказывают.
Кувырок назад тоже
можно варьировать. Кувыркаемся назад на одном
коврике на мостике, потом перекатываемся на
другой, ложимся поперек и скатываемся
«колбаской» по мостику, продолжаем крутиться в
воде. Это похоже на упражнение «винтик», но его
сделаешь один-два раза и потом уже не интересно. А
наше упражнение так быстро не освоишь: скатиться
по коврику в воду и еще продолжить там вращение.
Множество вариаций
упражнений с обручем, ковриком, досками делают
прыжковую зону очень динамичной. Она очень
нравится детям.
Прыжки в обруч — не
слишком сложная задача, если обруч лежит на воде.
У нас такие упражнения называются «прыжки в
колодец» и «из колодца»: нужно прыгнуть в
«глубокий колодец» и «вынырнуть из него» под
другим кольцом.
Прыжок в
вертикальный обруч — это уже сложнее. Я держу
обруч над водой, а ребенок, «как тигр в цирке»,
«как стрела в мишень», прыгает через него в воду.
Можно обруч и горизонтально держать, чтобы
прыгнуть «в высокий-высокий и глубокий-глубокий
колодец». Образы дети сами начинают придумывать.
А бывает, подходит ребенок и говорит, как он хочет
выполнять упражнение или что он что-то новое
придумал. Иногда ребенок и хочет прыгать, но
топчется, не может решить, как. Я всегда выжидаю,
пока он решит сам.
Мы с ребятами
придумываем и довольно сложные варианты
упражнений. Например, прыгнуть в обруч и проплыть
под ковриком. Еще мы используем коврик как
мостик, через который нужно перепрыгнуть либо
вдоль, либо поперек.
Для одного из самых
любимых наших упражнений мы используем
самодельный снаряд — «коня», который сделан из 8
пустых пластиковых бутылок, вшитых в мешочек (по 4
с каждой стороны навстречу друг другу).
Упражнение называется «прыжки на коня». Нужно
сесть на «коня» и удержаться на нем как можно
дольше. Ребенок переворачивается с этого «коня»,
подныривает под него. Все выглядит весело и
просто, но так дети перестают бояться упасть в
воду, перевернуться, хлебнуть немножко... В игре
дети не замечают, как начинают чувствовать себя
на воде намного увереннее.
Есть у нас и
матрасики, на которых можно просто полежать и
отдохнуть в «купальной зоне». Причем всегда
находятся желающие покатать этого
«отдыхающего».
Увлекательное
задание на равновесие получается, если положить
коврик на воду, а на него поперек две досочки:
ребенок должен встать ногами на эти досочки и,
когда вся конструкция уже поплыла, как можно
дольше устоять на ней. Это соревнование, мы все
хором отсчитываем время и вместе определяем
победителя.
В роли победителя у
нас успевает побывать каждый. У каждого ребенка
бывает момент первого собственного достижения, и
мы отмечаем его торжественно все вместе. Это
случается, когда первый раз удается проплыть
весь бассейн технически правильно, не касаясь
ногами дна и обязательно коснуться ручкой
стенки, как бы завизировать, поставить печать: «Я
проплыл». Я выношу из «инструкторской» медаль и
при всех ребятах, под аплодисменты, вешаю ее на
шею ребенку — как настоящему спортсмену. Обычно
дети получают две медали, потому что бассейн
можно проплыть двумя способами: кролем на груди и
кролем на спине. Медали мы вырезаем из старых
кругов (выбросить их жалко, а детям они сразу о
бассейне напоминают). Форма наград разная: рыбки,
дельфинчики, привязанные на тесемочку. Это
личная медаль ребенка, он забирает ее домой.
«Взаправдашние» призы очень стимулируют ребят.
Но на следующий год в
подготовительной группе появляется проблема:
чем дальше заниматься? Дети интересуются, как еще
можно заработать медаль. Поэтому совсем недавно
появились у нас новые призовые «рыбки», но
сделаны они в виде значка. На такой рыбке
написано: «Проплыл 10 бассейнов». Если ребенок
проплыл больше, то это число на рыбке
подписывается. На сегодняшний день рекорд — 31
бассейн до конца, не останавливаясь.
Была у нас одна
группа, ну никак и одного бассейна не проплывут.
Чувствую, что близко, но... чуть-чуть не доплывают,
даже обидно. Тут и характер ребенка проявляется,
когда надо немножко преодолеть себя, справиться
с последней трудностью. 3—4 ребенка плывут, им бы
еще руками два взмаха сделать, и все, но — не
доплывают. Тогда мы медали разного цвета
повесили на противоположный бортик и пообещали:
«Кто доплывет, тот выбирает, какую захочет!» Так
они все медали разобрали с первой же попытки.
Ирина БОЛЬШАКОВА, г.
Ижевск
|