Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2000


Детский мир
КАК ПЛЫВЕТ ЛОДОЧКА?

Ирина Большакова — мастер спорта, первая олимпийская чемпионка Удмуртской республики по плаванию, профессиональный тренер — в настоящее время работает инструктором по плаванию в детском саду.
Мы познакомились с ней в Москве, куда она приехала защищать право своего детского сада считаться федеральной экспериментальной площадкой.
Ее подход к обучению детей плаванию показался нам нетрадиционным и необычайно интересным. Мы попросили Ирину рассказать о своей методике нашим читателям.

1

Коллеги часто задают мне вопрос: с чего следует начинать обучение детей плаванию? Мне кажется, начинать надо с наблюдения за детьми. Своим поведением они сами подскажут, что нужно делать, причем с каждым в отдельности. Ведь каждый ребенок — индивидуальность. На воде сразу видно: вот этот продвинулся, а этот еще стоит. Видна для каждого его собственная задача. Если ребенок пытается поднять что-то со дна — научите его нырять. Если он пытается прыгать, пусть поначалу неловко и неуклюже, — научите его прыгать. Пытается сделать «звездочку» — научите лежать на воде.

Начинать стоит с того, что наиболее близко ребенку и основывается на уже проявленном им интересе. Надо предвидеть, угадать это желание ребенка — чему он первым делом хочет научиться в бассейне, и своевременно помочь ему. Для педагога очень важно решиться в своей работе не следовать чьей-нибудь методике, а подбирать методику под себя и под ребенка, под ту ситуацию и под того человека, которого он обучает.

Именно поэтому нужен особый адаптационный период, время присмотреться друг к другу. И очень важно правильно прожить этот начальный этап вместе с ребенком. Основная задача при этом — сохранить эмоционально-позитивное отношение ребенка к воде. Чтобы вода стала другом. Чтобы дети влюбились в воду. Чтобы они радовались. Но следует также показать, что вода может «вести себя» по-разному: она может доставлять не только удовольствие, но и определенные неприятности ( в виде брызг в глаза, например), и очень важно после этого «приключения» вывести ребенка из состояния испуга.

Когда ребята возятся в воде, они часто шалят, пихают друг друга, и у кого-то из них может возникнуть негативная эмоция на этой почве: толкнули ребенка в воду, он, как говорится, хлебнул (или даже захлебнулся немного), настроение испорчено, а я ему говорю: «Ну и что? Вот ты чай пьешь и тоже, бывает, захлебываешься. Ничего страшного». Надо помочь ребенку пережить все эти первоначальные моменты встречи с водой.

Дети приходят на занятия с разными установками: один радуется, другой насторожен. Важность адаптационного периода для любого ребенка очень велика, и ни в коем случае нельзя его сокращать, форсировать события, торопить в освоении того или иного навыка. Чем дольше длится адаптационный период, тем мягче вхождение ребенка в новый для него опыт и тем естественнее происходит продвижение к главной цели — научить каждого ребенка плавать. Плавание — это один из жизненно важных навыков. Но эта главная цель ни в коем случае не должна давить на ребенка.

Это фантастическое переживание — когда вы видите, что ребенок чувствует себя в воде как дома. Однажды, лет десять назад, когда я еще не занималась с детьми, я стала свидетельницей того, как свободно плавала в море одна маленькая девочка. Я знала, что эта девочка еще дошкольница, и была просто поражена этим. А теперь и у меня на занятиях случается, что четырехлетние дети проплывают бассейн.

Но главное не в этом. Основное наше достижение — то, что мы создали в бассейне развивающую среду. Мы работаем по принципу открытого обучения. Это означает, что и у ребенка, и у педагога есть право выбора. Вся организация образовательного пространства выстраивается таким образом, чтобы педагог мог управлять общим ходом занятия, а ребенок при этом сам регулировал свою деятельность. Самостоятельность и активность — наши основные принципы. Ребенок в бассейне каждый раз стоит перед выбором: что ему делать сегодня, как решить свою задачу, которую мы с ним вместе ставим еще до занятия.

Вся акватория бассейна условно разбита на три игровые зоны: прыжковую зону, где дети ныряют за шайбочками, место для прыжков в кольца разного диаметра и зону свободного плавания. Весь материал закреплен в определенных зонах. Например, шайбы, за которыми дети ныряют, стоят в одном месте, мы их только подкидываем в воду. Прыжковая тумбочка тоже находится в определенном месте. Кольца и обручи разного диаметра прикреплены к своим местам. И еще остается свободное пространство для плавания.

Каждый ребенок может свободно перемещаться по своему желанию по всей акватории бассейна. Он может находиться в любой зоне столько, сколько захочет. Никто, конечно, не сидит все занятие в одной зоне, но у нас есть твердое условие, что при переходе в другую зону ребенок должен заниматься тем, что там положено делать.

Для многих удивительно, что при занятиях на воде ребенку предоставляется такая свобода. Но эта свобода — внутренне управляемая. Ребенок не чувствует себя контролируемым, действия взрослого не наносят ущерба его самоощущению. Это определенное доверие к ребенку со стороны взрослого, но было бы совершенно неправильным понимать это доверие как снятие с себя ответственности за ребенка — на самом деле взрослый находится в постоянном напряжении. Но только при этой свободе каждый ребенок может проявить себя, а педагог — понять, чем он увлечен, что для него сейчас является задачей.

Для нас ценно еще и то, что дети в бассейне общаются между собой, сами организуют игры. Подобно тому как это происходит на прогулке, в бассейне они сами выбирают, во что, сколько и с кем играть. Педагог при этом присутствует, но не оказывает давления.

Занятия начинаются со знакомства с зонами бассейна. Я с малышами спускаюсь в воду по колено и все им показываю. Повторю еще раз: очень важно вводить ребенка в плавание постепенно, быть рядом с ним, помочь ему привыкнуть к воде. Уровень воды у нас варьируется. На первых занятиях маленьким вода по пояс, но они только в начале года маленькие, а в конце года дети из младшей группы купаются уже в полной чаше. Причем и прыгают, и лежат на воде, и ныряют за шайбами.

2

Начинали мы работать по традиционной методике, но со временем поняли, что полностью дети раскрываются только в ситуации свободных занятий. Раньше мы знали лишь какие-то их отдельные возможности, а сейчас чувствуем, будто перед нами разворачиваются внутренние лепестки прекрасного цветка.

Традиционная методика одинакова для всех, для любого возраста: она одна и та же и для школьников, и для взрослых, и для профессиональных пловцов — для кого угодно. Начав работать в детском учреждении, я поняла, что эта методика, созданная по образцам тренерской подготовки профессиональных спортсменов, совершенно не подходит для дошкольников.

На собственном опыте я убедилась, что не все дети осваивают навык плавания в той последовательности, в которой это предлагается «теорией». Традиционная схема обучения такова: сначала обучают движениям ног, затем рук. Но именно освоение движений ногами и становится главным препятствием для дошкольников.

Например, известный способ плавания «кроль на груди» существует в трех вариантах: 2-х, 4-х и 6-ударный — то есть на один цикл движения руками может приходиться разное количество движений ногами. Традиционная методика, которая требует начинать обучение ребенка плаванию с движений ногами, сразу навязывает ему шестиударную координацию. Его принуждают работать ногами очень часто для того, чтобы удержаться на воде.

Но поскольку даже «по теории» существуют 2-х, 4-х и 6-ударный циклы, то возникает вопрос: а не является ли этот ритм индивидуальным для каждого человека? Если для ребенка подходит 6-ударный ритм, то он осваивает методику и плывет дальше. Если же у него другой ритм, происходит сбой — и как раз в тот момент, когда после ног включается обучение движениям рук. Ребенок не может согласовать одновременные движения руками и ногами, и либо ноги отключаются вообще, либо начинаются хаотические, несогласованные движения. Ребенок испытывает не удовольствие от плавания, а лишь большие физические и психические нагрузки. Это нарушение естественных ритмов, имеющихся в теле каждого человека. Поэтому довольно большая часть детей никак не может научиться плавать с тренером, но «вдруг» начинает плыть самостоятельно, уже не в бассейне.

Наша методика построена на том, чтобы ребенок научился плавать в соответствии со своим собственным внутренним ритмом. Мы этот ритм открываем. Но, так как для многих детей предлагаемый стандартный ритм оказывается серьезным порогом, мы — чтобы не запинаться об этот порог — решили через него перешагнуть.

Ходил к нам в группу один шестилетний мальчик — очень трудолюбивый, очень упорный, занимался целый год. Но я по отношению к этому ребенку чувствовала свое полное бессилие, хотя я далеко не дилетант в плавании. И вот однажды он мне заявил:

— Ирина Александровна, я больше в бассейн не приду.
— Почему?
— Потому что у меня ничего не получается.
Тогда я очень серьезно задумалась, что же мне сделать, чтобы этому ребенку помочь. Ночь промучилась, а утром пришла и сказала:
— Сашенька, забудь пока про то, как нужно двигать ножками. Ты знаешь, как плывет лодочка? Что есть у лодочки?

Обычно я спрашиваю детей: «Какая лодочка плывет быстрее: та, которая продвигается прямо и ровно, или которая из стороны в сторону виляет?» Дети сами мне отвечают: та, которая плывет прямо. Тогда я спрашиваю: что есть у лодочки? У лодочки есть весла. Так вот, ваши руки — это весла, а лодка — это ваше тело. Этот образ всем понятен. «С какими веслами лодочка плывет быстрее: с теми, которые сломаны, или с хорошими, прямыми?» Они мне отвечают. «Так вот, давайте мы сделаем так, чтобы наши весла не ломались». Если весла сломались, мы их чиним: «Чик-чик».

А еще что может быть у лодочки? Моторчик. Моторчик — это наши ножки. А что еще нужно для моторчика? Бензин. Так вот, воздух, которым мы дышим, — это наш бензин. Они глубоко вдыхают, «бензинчика» набрались и — вперед.

С этим мальчиком, его звали Сашей, мы обсудили все, что есть у лодочки. Но сегодня у нашей лодочки не будет моторчика — ножек, а будут одни весла. Саша начал работать руками и буквально через два занятия проплыл весь бассейн.

Для него это была победа, а для меня — настоящее открытие. Позднее эта измененная последовательность в обучении позволила нам добиться потрясающих результатов. Наши дети не один, а десять бассейнов проплывают, не останавливаясь.

Дыханию специально мы их не учим. Происходит у нас так: когда потребность в дыхании возникает, ребенок сам подстраивается. По-настоящему дыхание надо ставить несколько лет, и в небольшом бассейне детского сада правильно его все равно не поставишь. Поэтому ребенок осваивает его сам, как это естественно для него. Кролем дети плывут с опущенным в воду лицом, а если какому-то ребенку трудно, он переворачивается на спинку и доплывает.

3

У нас в бассейне ребята занимаются не только плаванием. Мы с ними придумали акробатику на суше и в воде. Кувырки вперед и кувырки назад в воде они освоили давно. И сами же дети подсказали мне такой кувырок: на «капитанском мостике», прижимая ногой пенопленовый коврик, они делают кувырок вперед и скатываются в воду. Завершение этого упражнения может быть разным. Если это подготовительная группа, то я с них требую законченности упражнения: встать, руки вверх. Другим можно проплыть немного вперед или выполнить еще один кувырок в воде. Мне нравится, что при этой свободе дети как бы сами учат педагога, они выстраивают свою зону ближайшего развития, проявляют интерес к своему развитию. Когда кончается моя фантазия, они мне подсказывают.

Кувырок назад тоже можно варьировать. Кувыркаемся назад на одном коврике на мостике, потом перекатываемся на другой, ложимся поперек и скатываемся «колбаской» по мостику, продолжаем крутиться в воде. Это похоже на упражнение «винтик», но его сделаешь один-два раза и потом уже не интересно. А наше упражнение так быстро не освоишь: скатиться по коврику в воду и еще продолжить там вращение.

Множество вариаций упражнений с обручем, ковриком, досками делают прыжковую зону очень динамичной. Она очень нравится детям.

Прыжки в обруч — не слишком сложная задача, если обруч лежит на воде. У нас такие упражнения называются «прыжки в колодец» и «из колодца»: нужно прыгнуть в «глубокий колодец» и «вынырнуть из него» под другим кольцом.

Прыжок в вертикальный обруч — это уже сложнее. Я держу обруч над водой, а ребенок, «как тигр в цирке», «как стрела в мишень», прыгает через него в воду. Можно обруч и горизонтально держать, чтобы прыгнуть «в высокий-высокий и глубокий-глубокий колодец». Образы дети сами начинают придумывать. А бывает, подходит ребенок и говорит, как он хочет выполнять упражнение или что он что-то новое придумал. Иногда ребенок и хочет прыгать, но топчется, не может решить, как. Я всегда выжидаю, пока он решит сам.

Мы с ребятами придумываем и довольно сложные варианты упражнений. Например, прыгнуть в обруч и проплыть под ковриком. Еще мы используем коврик как мостик, через который нужно перепрыгнуть либо вдоль, либо поперек.

Для одного из самых любимых наших упражнений мы используем самодельный снаряд — «коня», который сделан из 8 пустых пластиковых бутылок, вшитых в мешочек (по 4 с каждой стороны навстречу друг другу). Упражнение называется «прыжки на коня». Нужно сесть на «коня» и удержаться на нем как можно дольше. Ребенок переворачивается с этого «коня», подныривает под него. Все выглядит весело и просто, но так дети перестают бояться упасть в воду, перевернуться, хлебнуть немножко... В игре дети не замечают, как начинают чувствовать себя на воде намного увереннее.

Есть у нас и матрасики, на которых можно просто полежать и отдохнуть в «купальной зоне». Причем всегда находятся желающие покатать этого «отдыхающего».

Увлекательное задание на равновесие получается, если положить коврик на воду, а на него поперек две досочки: ребенок должен встать ногами на эти досочки и, когда вся конструкция уже поплыла, как можно дольше устоять на ней. Это соревнование, мы все хором отсчитываем время и вместе определяем победителя.

В роли победителя у нас успевает побывать каждый. У каждого ребенка бывает момент первого собственного достижения, и мы отмечаем его торжественно все вместе. Это случается, когда первый раз удается проплыть весь бассейн технически правильно, не касаясь ногами дна и обязательно коснуться ручкой стенки, как бы завизировать, поставить печать: «Я проплыл». Я выношу из «инструкторской» медаль и при всех ребятах, под аплодисменты, вешаю ее на шею ребенку — как настоящему спортсмену. Обычно дети получают две медали, потому что бассейн можно проплыть двумя способами: кролем на груди и кролем на спине. Медали мы вырезаем из старых кругов (выбросить их жалко, а детям они сразу о бассейне напоминают). Форма наград разная: рыбки, дельфинчики, привязанные на тесемочку. Это личная медаль ребенка, он забирает ее домой. «Взаправдашние» призы очень стимулируют ребят.

Но на следующий год в подготовительной группе появляется проблема: чем дальше заниматься? Дети интересуются, как еще можно заработать медаль. Поэтому совсем недавно появились у нас новые призовые «рыбки», но сделаны они в виде значка. На такой рыбке написано: «Проплыл 10 бассейнов». Если ребенок проплыл больше, то это число на рыбке подписывается. На сегодняшний день рекорд — 31 бассейн до конца, не останавливаясь.

Была у нас одна группа, ну никак и одного бассейна не проплывут. Чувствую, что близко, но... чуть-чуть не доплывают, даже обидно. Тут и характер ребенка проявляется, когда надо немножко преодолеть себя, справиться с последней трудностью. 3—4 ребенка плывут, им бы еще руками два взмаха сделать, и все, но — не доплывают. Тогда мы медали разного цвета повесили на противоположный бортик и пообещали: «Кто доплывет, тот выбирает, какую захочет!» Так они все медали разобрали с первой же попытки.

Ирина БОЛЬШАКОВА, г. Ижевск

Рейтинг@Mail.ru