Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2000


Рабочий стол

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?

(мысли о насущном)

Вероятно, еще долго в нашей системе образования отношение к детству, к детям будет оставаться на уровне вчерашнего дня. Одно время думалось, что как только появятся другие программы — не типовые, сразу все изменится. Детские сады начнут работать по-другому. Так и было: задвигались, заговорили, заиграли. Показалось даже, что теперь детей можно просто любить, просто «жить рядом, вместе» — так интереснее и детям, и взрослым.

Проверяющие потеряли свою былую значимость, контроль был обозначен «услугой» вместо карающего меча. Родителям стали позволять (!) приводить детей утром в удобное время, предлагать (!) дополнительные услуги.

Сама больнично-хлорная атмосфера детского сада потеплела, запахла «дезиками», запестрела вместо белых халатов разноцветьем женских одежд.

Стали пустовать углы и стульчики вокруг ковра, почти исчезло просительно-робкое «а можно?». Ряды столов для занятий «разбежались» по всей группе, сказки не читаются всем детям в обязательном порядке. Тот, кто не любит спать днем, может не ложиться. На прежде чинных педсоветах воспитатели теперь играли «в самих себя». Количество обязательной документации стало минимальным. Отошли в прошлое обязательные соцсоревнования, перестали донимать «перечнем атрибутов для сюжетно-ролевых игр».

Как же недолго все это продолжалось!
Проверяющие опомнились, воспользовавшись эйфорией по поводу «вариативности», без особых усилий вернули себе прежние позиции и типовую программу.
И уже нет «значимости дошкольного детства для формирования личности», есть требование аттестации и аккредитации в качестве стандартов.
Стандартизация личностно-ориентированного взаимодействия?!
Муниципализация детских садов, теперь — «учреждений», оказалась на руку увядшим было управленцам.

Человеку свойственно обустраивать все вокруг себя в соответствии с собственными представлениями, понятиями, сложившимися с детства. Мы все родом из... типовой программы, а управленцы — более чем. Мне жаль этих людей, и меня гложет чувство вины. Я тоже одна из тех, кто работал когда-то по типовой программе, по методическим указаниям к программе. Сколько загублено... Чего? Доверия.
Доверия к себе и окружающим, любви... Просто любви, ей нет места в «методических указаниях», в этой форме организации жизни в учреждениях для детей.
Учреждения для детей... Изыски чиновников.
И мы по-прежнему говорим об «охране жизни и здоровья детей». В обнищавших детсадах (учреждениях), где мебель в три—пять—десять раз старше ребенка, без игрушек и пособий, без полноценного питания, среди нездоровых от рождения детей мы по-прежнему... «охраняем». Нет, не стережем, сторожим детство. Мы захватили и сторожим детство. Чтобы не выросли в любви и свободе люди, которые осудят нас всех за ту жизнь, которой мы их заставляем жить, за то, что «делали» их удобными, послушными. За то, что не видели и не уважали в них их чистоты, их предназначения, их любви. Да простит нам Господь грехи наши.

Ирина ХАРЬКОВА,
заведующая д/с, г. Невинномысск

Рейтинг@Mail.ru