ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ?
(мысли о насущном)
Вероятно,
еще долго в нашей системе образования отношение
к детству, к детям будет оставаться на уровне
вчерашнего дня. Одно время думалось, что как
только появятся другие программы — не типовые,
сразу все изменится. Детские сады начнут
работать по-другому. Так и было: задвигались,
заговорили, заиграли. Показалось даже, что теперь
детей можно просто любить, просто «жить рядом,
вместе» — так интереснее и детям, и взрослым.
Проверяющие потеряли свою былую
значимость, контроль был обозначен «услугой»
вместо карающего меча. Родителям стали позволять
(!) приводить детей утром в удобное время,
предлагать (!) дополнительные услуги.
Сама больнично-хлорная атмосфера
детского сада потеплела, запахла «дезиками»,
запестрела вместо белых халатов разноцветьем
женских одежд.
Стали пустовать углы и стульчики
вокруг ковра, почти исчезло просительно-робкое
«а можно?». Ряды столов для занятий «разбежались»
по всей группе, сказки не читаются всем детям в
обязательном порядке. Тот, кто не любит спать
днем, может не ложиться. На прежде чинных
педсоветах воспитатели теперь играли «в самих
себя». Количество обязательной документации
стало минимальным. Отошли в прошлое обязательные
соцсоревнования, перестали донимать «перечнем
атрибутов для сюжетно-ролевых игр».
Как же недолго все это продолжалось!
Проверяющие опомнились, воспользовавшись
эйфорией по поводу «вариативности», без особых
усилий вернули себе прежние позиции и типовую
программу.
И уже нет «значимости дошкольного детства для
формирования личности», есть требование
аттестации и аккредитации в качестве стандартов.
Стандартизация личностно-ориентированного
взаимодействия?!
Муниципализация детских садов, теперь —
«учреждений», оказалась на руку увядшим было
управленцам.
Человеку свойственно обустраивать все
вокруг себя в соответствии с собственными
представлениями, понятиями, сложившимися с
детства. Мы все родом из... типовой программы, а
управленцы — более чем. Мне жаль этих людей, и
меня гложет чувство вины. Я тоже одна из тех, кто
работал когда-то по типовой программе, по
методическим указаниям к программе. Сколько
загублено... Чего? Доверия.
Доверия к себе и окружающим, любви... Просто любви,
ей нет места в «методических указаниях», в этой
форме организации жизни в учреждениях для детей.
Учреждения для детей... Изыски чиновников.
И мы по-прежнему говорим об «охране жизни и
здоровья детей». В обнищавших детсадах
(учреждениях), где мебель в три—пять—десять раз
старше ребенка, без игрушек и пособий, без
полноценного питания, среди нездоровых от
рождения детей мы по-прежнему... «охраняем». Нет,
не стережем, сторожим детство. Мы захватили и
сторожим детство. Чтобы не выросли в любви и
свободе люди, которые осудят нас всех за ту жизнь,
которой мы их заставляем жить, за то, что «делали»
их удобными, послушными. За то, что не видели и не
уважали в них их чистоты, их предназначения, их
любви. Да простит нам Господь грехи наши.
Ирина ХАРЬКОВА,
заведующая д/с, г. Невинномысск