Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2000


Детский мир

КАК ПОСТРОИТЬ МИР В СЕМЬЕ?

Материалы подготовлены педагогическим коллективом
Центра развития ребенка (детский сад №13 г. Магадана)
под руководством заведующей - ПАСТЮК Ольги Владимировны

Уже никого не удивляет, когда жена зарабатывает больше мужа, а муж находится в отпуске по уходу за ребенком; или другая крайность — сверхобеспеченные семьи, где жене категорически запрещается не только работать, но и без разрешения мужа выходить из дома. Папа же совсем не занимается воспитанием детей, а только оплачивает это воспитание, считая, что самые дорогие гувернантки, элитные детские сады и школы заменят его участие в самом процессе воспитания.
Взрослые все легче переносят разводы и вступают в новые браки, считая, что детям это не причиняет никакой боли. Все очень просто, почти как в американских фильмах: мужчина и женщина расстаются, улыбаясь друг другу...
Каким же будет наше новое поколение, воспитанное уже не на вековых семейных традициях, а вот в такой свободной манере?
Выпускник нашего детского сада Саша В. написал в своем сочинении: «Самый счастливый день — это когда вся наша семья собирается вместе». Значит, нашим детям все же нужна семья?

Портрет современной семьи

В своем детском саду в Магадане мы попробовали составить социологический паспорт современной семьи. В опросе приняли участие 210 семей, из них:

  • 67 неполных семей и 73 семьи, в которых один из родителей — неродной для ребенка;

  • 34 неблагополучных и 48 малообеспеченных семей;

  • 5 многодетных (по 3—4 ребенка) и 120 семей, воспитывающих только одного ребенка (58 из них больше не хотят иметь детей);

  • 35 семей, где один из родителей (отец) видит ребенка не чаще 2—3 месяцев в году, так как постоянно находится в плавании.

Так где же она: счастливая, полноценная семья, которая может поделиться опытом, стать примером для других? Мы нашли лишь 15 семей, близких к «идеалу», хотя у каждой из них есть свои трудности.
Нельзя не сказать и о такой проблеме многих регионов, особенно северных, как отдаленное проживание старшего поколения (бабушек и дедушек). Учитывая то, что выезд в центральные районы страны ограничен (часто один раз в 3—4 года), для детей их живущие где-то за тысячи километров бабушка и дедушка становятся уже не такими близкими и родными. Реально они лишены возможности передавать детям и внукам свой жизненный опыт.
А как нашим детям не хватает ласки! Кто раньше был самым добрым? Бабушка. Кто мог пожалеть, дать совет, почитать или рассказать сказку? Бабушка. Мне сорок лет, но до сих пор я помню рассказы своей бабушки Гильды (она была немка) о прошлом ее семьи, о том, каким был мой папа в детстве, откуда произошла наша фамилия, и многое, многое другое. Моя душа впитывала все как губка, хотя понимание многих событий пришло лишь через годы.
Тихая, стеснительная Таня К. сказала: «У меня самая лучшая бабушка: она добрая и, когда заплетает мне косы, то никуда не торопится, а гладит по голове и называет ласковыми словами!»
Как, оказывается, мало нужно ребенку. Но порой в сумасшедшем ритме современной жизни родители не могут дать ребенку и этого — минуту доброты и внимания.
Мы провели обследование наших воспитанников, чтобы определить эмоциональное самочувствие детей в семье. Для этого была использована диагностическая игра «Почта» (Антонова Т.В. и др. «Как помочь ребенку войти в современный мир». Центр «Дошкольное детство». 1995. С. 86). Малышу отводилась роль «почтальона», разносящего адресатам письма. Адресаты — это члены семьи (папа, мама, дедушка, бабушка, братья, сестры). Детям предлагались 24 письма с оценочными сообщениями о разных оттенках семейных отношений.
Вот лишь некоторые из полученных нами результатов:

Адресаты

Мама

Папа

Дедушка

Бабушка

Брат/сестра

Этот человек самый добрый

68 %

0 %

31 %

42 %

12 %

Этого человека я очень люблю

44 %

9 %

6 %

19 %

6 %

Этот человек часто играет со мной

0 %

6 %

6 %

0 %

38 %

Этот человек часто бывает сердитым

6 %

37 %

12 %

6 %

6 %

Этот человек бьет меня

12 %

35 %

12 %

6 %

6 %

Этот человек понимает меня

45 %

9 %

5 %

38 %

12 %

 

В большинстве случаев дети считают мать добрым человеком, скучают без нее, но при этом матери не играют с детьми (заняты по хозяйству или не считают нужным?). В то же время радует, что дети не адресовали матерям письма явной нелюбви и равнодушия.
В отношении отцов картина другая: папы чаще сердятся на детей, применяют физические наказания. 12 % мальчиков сказали, что хотят быть похожими на отца, но только в том случае, если он не пьяный. Ни один ребенок не назвал отца добрым человеком.
Дети очень любят дедушек и бабушек, однако не хотят быть похожими на них, несмотря на то, что дарят им свою любовь.
С братьями и сестрами малыши играют, считают их веселыми, но и чаще ссорятся, ревнуя к родителям.
Дети из неблагополучных семей часто уходили от ситуации выбора. Например, Оля Н. сказала: «Мне расхотелось играть с письмами». А Надя Ш. расплакалась.

 

Праздник Семьи

Такая ситуация в семьях наших воспитанников заставила педагогов детского сада задуматься о том, как они могут помочь детям и их родителям достичь взаимопонимания, обрести хотя бы относительный мир в семье. Как вместе с родителями научить малыша гордиться своей фамилией и прошлым своей семьи. Для этого было предпринято множество шагов, а начиналось все примерно с такого объявления:

Уважаемые родители!

В этом месяце работа нашего детского сада будет вестись под девизом:

СЕМЬЯ!.. КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ!

Мы разработали план мероприятий, который поможет педагогам ближе познакомиться с семьями воспитанников, а значит, найти индивидуальный подход к каждому малышу.
Совместно с детьми старших и подготовительных групп мы попытаемся не только написать историю семьи каждого ребенка, но и составить ее генеалогическое древо. Зачем?
Маленькие дети с удовольствием слушают рассказы взрослых о себе и своих родных, эти рассказы наполнены положительными примерами, в них близкие люди становятся героями, достойными подражания. Пусть же ваш сын или дочь подражает своим родным, а не героям зарубежных мультфильмов.
Без помощи родителей, а еще лучше — бабушек и дедушек, нам не обойтись. Расскажите детям о своем детстве: где вы родились? Как оказались в вашем городе вы или ваши предки? Во что и чем играли вы в детстве? Как одевались? Был ли у вас телевизор? Компьютер? Может быть, вы просто вспомните смешной случай из своего детства.
Расскажите своему ребенку о жизни своих предков, переберите с ним семейный фотоархив. Этими нехитрыми занятиями вы разовьете в детях потребность в уважительном отношении к памяти своих прабабушек и прадедушек.
Ребята на занятиях смогут поделиться самым запомнившимся, а воспитатель запишет их рассказ. Когда таких рассказов будет несколько, дошкольники сами оформят свою первую книжку. Уверяем вас — вы будете хранить ее долгие годы.
Помимо написания с детьми «Семейной истории», мы хотим организовать ярмарку совместных работ детей и взрослых, день открытых дверей, выставку детских рисунков, посвященную тому, какой малыши видят счастливую семью, а главное, мы с ребятами будем готовить СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК! Призываем вас принять участие в подготовке этих событий и приглашаем на праздник.

Впервые «Праздник Cемьи» мы устроили пять лет назад, чтобы объединить родителей и детей в выходной день. Никто не ожидал, что на первый же праздник придет более 80 семей — 200 с лишним человек! На празднике работала ярмарка-распродажа (в том числе детских вещей, которые принесли сами родители), выставка совместных поделок детей и взрослых. В культурной программе принимали участие как взрослые, так и дети. Семьи-победители получали призы — сладкие пироги. После окончания культурной программы все имели возможность посетить наше кафе (или «бар», как его назвали дети), чтобы вместе поесть мороженое, выпить чаю с пирожными и пообщаться с другими родителями.

С тех пор семейные праздники в детском саду стали традицией и проводятся раз в месяц. Это общение детей и взрослых (которые в выходной день никуда не торопятся) заменить ничем нельзя.

Конечно, родители стесняются впервые выходить для участия в конкурсах, зато потом веселятся не хуже своих малышей. А как переживают дети, если папа или мама не хотят участвовать в аттракционе! Немало слез бывало пролито по этому поводу...

На первом же празднике выяснилось, что папы не хуже мам справляются с так называемыми «женскими обязанностями»: запеленать, покормить, одеть. А вот мамы удивили нас тем, что практически никто из них не знал колыбельных песен.

На таких праздниках ни один ребенок не чувствует себя одиноким, даже если его семья неполная, потому что для участия в играх приглашаются не только семьи, но и папа из одной семьи, а мама из другой (это даже интересней).

Главное же то, что все сидящие в зале становятся одной большой семьей. И, приведя в понедельник ребенка в детский сад, родители улыбнутся доброжелательно не только педагогам, которые были с ними в субботу, но и друг другу.

В организации семейных праздников принимает участие весь коллектив. У каждого сотрудника — свое направление в работе. Обычно в начале учебного года создаются различные творческие группы, например: творческая группа, которая занимается оформительскими работами; группа, которая готовит сценарии праздников; пищеблок во главе с шеф-поваром отвечает за организацию работы буфета и выполнение заказов родителей на выпечку, — и т.п. Это совместное творчество помогает поддержать хорошие отношения в коллективе, сплачивает, дает возможность самореализации для всех.

Семейная история

Каждый год мы проводим в нашем детском саду декаду семьи. Центральным ее событием является составление семейной истории, которую пишет каждый ребенок 5—7 лет. Это большая работа, которую дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирают материалы о своих родных и близких, среди которых могут быть фотоархив, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен — «Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребенок рассказывает о своей семье, и у каждого остается на память небольшая самодельная книжка «История семьи таких-то, записанная тем-то». Сами эти книжки становятся семейной реликвией, а порой оказываются и первым более или менее полным изложением истории данной семьи.

Здесь, конечно, нужна кропотливая предварительная работа. Например, чтобы составить с ребенком генеалогическое древо его семьи, нужно многое объяснить ему — а главное, показать, — что это такое. Составляя историю семьи, малыш должен не только пересказать все, что он узнал от взрослых, но и пропустить через себя, «почувствовать» эпоху, когда его бабушка была молодой, а мама — маленькой девочкой: например, узнать те игры, в которые играли они, и поиграть в них; нарисовать одежду, в которой они ходили, и т.д.

Но здесь у нас возникла проблема, с которой, я уверена, не сталкиваются в Центральной России: у нас практически нет предметов народного быта, ведь наш город совсем молодой! Даже всевозможные рушники, национальные русские костюмы, дома старой постройки мы можем показать только на картинках. Мы были бы крайне признательны дошкольным работникам других регионов России, которые помогли бы нам в решении этой проблемы.

В прошлом году декада семьи была посвящена 60-летию Магадана и включала в себя экскурсии по городу, рассказы первостроителей, составление «Истории микрорайона Строитель» (где расположен наш детский сад), знакомство с символикой города. Дошкольники вместе с родителями разработали герб микрорайона.

При подведении итогов мы выяснили, что лишь 40 % семей знают свою родословную в четырех поколениях. В остальных семьях прабабушки и прадедушки внукам уже не известны. Так случилось еще и потому, что многие жители нашего города приехали сюда уже взрослыми и утеряли связь со своими родными местами. У 12 % детей в семьях есть (или были) первостроители города, но дети узнали об этом лишь при написании «Истории».

Все это натолкнуло педагогов на мысль посвятить время изучению семейных традиций вместе с детьми.

Под семейными традициями мы понимаем обычаи, духовные ценности, нормы, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся из поколения в поколение. В современных традициях нашли свое воплощение и тесно переплелись элементы народных, национальных традиций прошлых веков. Особый интерес представляют традиции жителей молодых городов, таких, как наш Магадан, где встречаются люди, приехавшие из разных регионов страны. Какие традиции привезли переселенцы из родных мест, как они переплетаются в новых семьях, сочетаются с традициями коренного населения? Исследовательская работа в данном направлении еще ведется, но уже сейчас можно подвести первые итоги:

  • из 150 обследованных семей магаданских дошкольников своих традиций не имеют или не выделяют 75 %;

  • традиции, бытующие в семьях, не отличаются разнообразием и индивидуальностью, практически нет традиций, которые соблюдались бы на протяжении 2—3 поколений;

  • 44 % из 150 опрошенных хотели бы воскресить традиции своей семьи, но не знают, с чего начать;

  • 38 % не знают традиций регионов, откуда приехали их родные, но хотели бы вместе с детьми узнать о них.

Население Магадана прибывало из самых разных регионов России и бывшего Союза и соседствует на этой земле с коренным ее населением. Живя в том или ином регионе, не нужно обязательно жить по традициям именно этого района, его национальной культуры, но быть с ней знакомым и суметь привить детям уважение к ней и к другим национальностям — необходимо. Так, например, магаданцы, несомненно, должны быть знакомы с традициями коренных народностей Севера, но противоестественным было бы внедрение этих традиций в жизнь русских людей. Это относится и к воспитанию: на наш взгляд, было бы неправильно в детском саду, где из 210 детей лишь трое представителей коренных народностей, в обязательном порядке обучать всех дошкольников местным национальным песням, орнаментам, танцам и т.д. Лучше познакомить детей с различными традициями народов, к которым они принадлежат. Идеальным вариантом могло бы стать выступление родителей, принадлежащих к разным культурам, с историей и сказаниями их народов, с демонстрацией народных песен, танцев и обрядов.

Помощь семье

Следующим нашим шагом в работе с семьями детей стала организация работы Семейного консультационного пункта. Совместно со специалистами Северного международного университета (СМУ) мы разработали пакет документов по организации работы таких консультаций. Прием ведут не только социальный педагог и психолог нашего детского сада, но и высококвалифицированные сотрудники СМУ, врачи, логопеды и другие специалисты. В Семейный консультационный пункт приходят те родители, у которых возникли различные проблемы в воспитании ребенка или которым посоветовал обратиться сюда воспитатель. Прием ведется в вечернее время и в выходные дни.

Перед консультацией заполняются необходимые документы, которые дают общее представление о малыше, его родителях, о возникших трудностях в воспитании ребенка. В дальнейшем специалисты дают рекомендации родителям и всем педагогам, работающим с данным ребенком. Обязателен второй (а иногда и третий) — контрольный — прием, то есть ребенок остается под пристальным вниманием всех специалистов, работающих с ним.

Основные проблемы, с которыми родители обращаются к специалистам, — это взаимоотношения с отчимом, сводными братьями и сестрами, агрессивность, застенчивость малышей.

Основной причиной трудностей можно назвать неумение родителей общаться с ребенком и как результат — отсутствие духовной близости с малышом. Мы пытаемся сделать все, чтобы родители поняли: даже несколько минут ежедневного искреннего (а не по необходимости) общения с ребенком зачастую достаточно для решения их проблемы. Но если они не сделают этого сейчас, то в дальнейшем наверстать упущенное будет сложно, практически невозможно.

Также мы проводим и специальную групповую работу с родителями. Ее основная задача — помощь в решении проблем, возникающих при воспитании ребенка, оказание поддержки родителям, столкнувшимся с трудностями в отношениях с детьми, просветительская деятельность. Проведение собраний-тренингов с различной тематикой оказалось наиболее удачной формой такой работы. Темами наших встреч с родителями стали:

  • Роль отца в воспитании ребенка.

  • Влияние повторного брака матери на ее взаимоотношения с ребенком.

  • Застенчивый ребенок. Что делать?

Такие собрания не бывают многочисленными (присутствуют не более 10 человек), но именно в узком кругу можно обсудить возникшую проблему и посоветоваться не только с опытными специалистами, но и друг с другом. На этих тренингах родители получают не только необходимую информацию, но и поддержку друг от друга. Они получают возможность поделиться проблемой, увидеть сходные трудности в жизни других людей — а значит, понять, что их случай не уникален, что до них другие сталкивались с такими проблемами — и решали их. Это очень важно для родителей, испытывающих неуверенность, столкнувшихся с безвыходной, по их мнению, ситуацией. Взаимная поддержка и помощь родителей продолжаются и за пределами тренинговой работы и также могут положительно влиять на отношения в семьях.

Это только основные направления организации нашей работы с родителями. Не все гладко, не все получается. Главное же для нас одно — то, что все работники детского сада (не одни педагоги, а именно весь коллектив), родители и дети живут одной дружной семьей.

Публикация произведена при поддержке компании «Берилл». Компания «Берилл» оказывает услуги продажи отопительных печей для дома и бани. Посетив сайт компании, по адресу http://www.termakva.ru/pechi_dlya_bani5.php, Вы сможете ознакомиться с каталогом печей для бани марки Везувий. А так же к Вашему вниманию большой ассортимент печей Guca, Русь, Сахара, Greivari, Суховей, и других марок от ведущих производителей. Выгодные цены и доставка товара по Москве и московской области, позволит совершить покупку, не покидая дома или офиса, экономя Ваши деньги и личное время.

Рейтинг@Mail.ru