Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2000


Архив

Татьяна РОКИТЯНСКАЯ

"СНЕЖИНКИ-РУЧЕЙКИ"

Игра

С Татьяной Рокитянской, автором программы «Каждый ребенок — музыкант»,
читатели уже не раз встречались на страницах нашей газеты.
Сегодня вы сможете познакомиться с новой музыкальной игрой «Снежинки-ручейки».

Эта игра одновременно и театральный этюд, и ритмическая задачка, и социальное упражнение, когда ребенок ненавязчиво учится уважать пространство соседа, не натыкаться и не задевать существующих рядом с ним людей.

Дети свободно движутся по всему залу.
В каком ритме двигаться, каждый выбирает сам и по необходимости может свободно менять его.
Свои движения надо заранее рассчитывать и учитывать движения остальных. Тот, кто столкнется с другим играющим, выбывает из игры.
Игра может сопровождаться звуками различных музыкальных инструментов (предпочтительно — из орфовского* набора).

Понаблюдаем вместе с детьми снегопад в тихую, безветренную погоду. Обратите их внимание на то, что снежинки никогда не задевают друг друга: даже во время сильного ветра каждая движется в своем, красивом ритме; даже если они обгоняют друг друга, то делают это плавно, огибая соседок.
Предложите детям представить себя мягкими, свободно парящими в воздухе снежинками. Звучит музыка, снежинки начинают двигаться.
Здесь важны индивидуальность, самостоятельное решение и самостоятельные действия.
Интересно, что поначалу дети собираются в кучу, в «сугроб», начинают гоняться друг за другом. Это значит, что они не поняли образа. Надо еще раз поговорить с ними, правильно настроить, напомнить: у снежинок есть красивые зубчики; чтобы их не повредить, надо двигаться очень легко и осторожно!
Движение снежинок может сопровождать колокольчик. Колокольчик замолкает, дети замирают в какой-нибудь позе или просто ложатся на ковер и «засыпают».

Затем ведущий говорит: «Наступило утро, выглянуло солнце и растопило снежинки». Начинает звучать инструмент, изображающий воду (металлофон, фортепиано, магнитофонная запись). Снежинки тают и превращаются в капельки, которые постепенно стекаются в ручеек. Среди детей всегда находится лидер, дающий направление ручейку.
Когда дети превращаются в капельки, их задача меняется: они должны слиться в общем потоке. Сама форма их тела становится более обтекаемой, похожей на капельку: руки опущены, прижаты к туловищу. Дети интуитивно подчиняются лидеру, при этом лидер сам может не заметить, что он является ведущим!

Эту игру можно развить дальше, превратив ручеек в лужицу, которая от перегрева высохла, то есть превратилась в пар, и воспарила в свое любимое небо, откуда вновь явилась к нам в виде снежинок.

 


* Карл Орф — немецкий композитор начала века. Создал оригинальную систему музыкального воспитания детей и взрослых, получившую признание в разных странах мира. Карл Орф и его соратники придумали новые инструменты, необычные по звучанию и несложные в обращении. Они очень хороши для детских оркестров.

Публикацию о системе Орфа можно найти в первом (пилотном) номере нашей газеты за 1999 год. В дальнейшем мы расскажем о ней подробнее.

Рейтинг@Mail.ru