Татьяна РОКИТЯНСКАЯ
"СНЕЖИНКИ-РУЧЕЙКИ"
Игра
С Татьяной Рокитянской, автором
программы «Каждый ребенок — музыкант»,
читатели уже не раз встречались на страницах
нашей газеты.
Сегодня вы сможете познакомиться с новой
музыкальной игрой «Снежинки-ручейки».
Эта
игра одновременно и театральный этюд, и
ритмическая задачка, и социальное упражнение,
когда ребенок ненавязчиво учится уважать
пространство соседа, не натыкаться и не задевать
существующих рядом с ним людей.
Дети свободно движутся по всему залу.
В каком ритме двигаться, каждый выбирает сам и по
необходимости может свободно менять его.
Свои движения надо заранее рассчитывать и
учитывать движения остальных. Тот, кто
столкнется с другим играющим, выбывает из игры.
Игра может сопровождаться звуками различных
музыкальных инструментов (предпочтительно — из
орфовского* набора).
Понаблюдаем вместе с детьми снегопад в
тихую, безветренную погоду. Обратите их внимание
на то, что снежинки никогда не задевают друг
друга: даже во время сильного ветра каждая
движется в своем, красивом ритме; даже если они
обгоняют друг друга, то делают это плавно, огибая
соседок.
Предложите детям представить себя мягкими,
свободно парящими в воздухе снежинками. Звучит
музыка, снежинки начинают двигаться.
Здесь важны индивидуальность, самостоятельное
решение и самостоятельные действия.
Интересно, что поначалу дети собираются в кучу, в
«сугроб», начинают гоняться друг за другом. Это
значит, что они не поняли образа. Надо еще раз
поговорить с ними, правильно настроить,
напомнить: у снежинок есть красивые зубчики;
чтобы их не повредить, надо двигаться очень легко
и осторожно!
Движение снежинок может сопровождать
колокольчик. Колокольчик замолкает, дети
замирают в какой-нибудь позе или просто ложатся
на ковер и «засыпают».
Затем ведущий говорит: «Наступило
утро, выглянуло солнце и растопило снежинки».
Начинает звучать инструмент, изображающий воду
(металлофон, фортепиано, магнитофонная запись).
Снежинки тают и превращаются в капельки, которые
постепенно стекаются в ручеек. Среди детей
всегда находится лидер, дающий направление
ручейку.
Когда дети превращаются в капельки, их задача
меняется: они должны слиться в общем потоке. Сама
форма их тела становится более обтекаемой,
похожей на капельку: руки опущены, прижаты к
туловищу. Дети интуитивно подчиняются лидеру,
при этом лидер сам может не заметить, что он
является ведущим!
Эту игру можно развить дальше,
превратив ручеек в лужицу, которая от перегрева
высохла, то есть превратилась в пар, и воспарила в
свое любимое небо, откуда вновь явилась к нам в
виде снежинок.
* Карл Орф — немецкий
композитор начала века. Создал оригинальную
систему музыкального воспитания детей и
взрослых, получившую признание в разных странах
мира. Карл Орф и его соратники придумали новые
инструменты, необычные по звучанию и несложные в
обращении. Они очень хороши для детских
оркестров.
Публикацию о системе Орфа можно найти в
первом (пилотном) номере нашей газеты за 1999 год. В
дальнейшем мы расскажем о ней подробнее.