Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2000


Рабочий стол

ЗИМНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

Обобщающее занятие по развитию речи
и знакомству с окружающим миром
для детей старшей группы

Тема: «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ»

 Педагогические задачи:

  • Уточнить и пополнить знания детей о своеобразии животного мира Севера.

  • Закрепить знания детей о зимних явлениях природы.

  • Закрепить правила поведения людей в лесу.

  • Развивать память, быстроту реакции, выдержку.

  • Способствовать формированию у ребенка умения выделять себя из внешнего мира, осознавать свое «я».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку Чайковского из сюиты «Времена года».

Ведущий встречает детей словами:

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

Дети: Зима.

Ведущий:

Белые, белые, снежные
В форточку письма влетают,
Кружатся — тихие, нежные,
И тают, тают, тают…

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в зал! Да она не простая — волшебная!

 Звучит голос Деда Мороза в магнитофонной записи:

«Здравствуйте, ребята!
Слышал я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.
Посылаю я к вам свою снежинку-пушиночку. Принесет она вам задания интересные, конкурсы необыкновенные, а вы покажите свою удаль да находчивость».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Для начала надо разбиться на две команды и придумать им названия.
(Незаметно дергает за веревочку, которая привязана к серебристому кругу. С него падают ватные снежки и бумажные снежинки.)
Ой, что это такое? Глядите: снежинки и снежки. Ай да Дед Мороз! Вот ловко придумал, как подсказать нам названия для наших команд.
Сегодня будут соревноваться две команды: команда «Снежинки» и команда «Снежки». Сейчас члены команд выберут капитанов — самых находчивых и смелых.
Главное правило наших соревнований — быть выдержанными и терпеливыми: на каждый вопрос отвечает только один специально выбранный представитель команды, остальные должны хранить молчание, не выкрикивать с места и не подсказывать.

Ведущий представляет жюри и объявляет разминку.

Разминка

Задание 1. Каждая из команд должна загадать загадки о зиме и о животных нашего края. Какая команда знает их больше?

Задание 2. Каждая команда должна придумать как можно больше предложений, в которых сообщается, чем ребятам нравится зима и чем не нравится. Капитаны тянут жребий, определяющий, будет ли их команда хвалить зиму или высказывать свое недовольство, а также очередность выступлений. Жюри подсчитывает количество высказываний от каждой команды.

Конкурс «Что ни страница, то зверь или птица»

Ведущий: Ребята, Дед Мороз прислал нам фотографии и рисунки зверей и птиц и спрашивает: «Все ли эти звери и птицы живут в наших краях?»
Для каждой команды приготовлено по шесть иллюстраций из календарей или журналов о природе.
Капитаны назначают по два человека, принимающих участие в данном конкурсе.

Дополнительные вопросы жюри к остальным членам команд:

— Назовите других животных, живущих в наших краях, но отсутствующих на иллюстрациях.
— Назовите других птиц, живущих в наших краях, но отсутствующих на иллюстрациях.

Конкурс «Живые картинки»

Ведущий: Сейчас нашим игрокам предстоит выполнить еще одно удивительное задание. Надо «оживить» некоторые из этих фотографий.
Члены команд посовещаются, выберут по два из представленных здесь животных и попробуют изобразить их без слов при помощи движений. Это будет загадка-пантомима для команды соперников.
Жюри оценивает не только правильность ответов, но и остроумность и точность пантомимы.

Конкурс следопытов

Детям показывают плакаты с изображением следов животных и птиц на снегу.
Ведущий: Взгляните на эти странные картины и попытайтесь угадать, каких животных и птиц встретил Дед Мороз, обходя свои владения?

Музыкальная пауза

Детям предлагается потанцевать под музыку, кто как хочет.

Конкурс капитанов

Капитаны выходят вперед. Очередность их ответов определяется жребием.
Ведущий задает вопросы.

— На каких деревьях зимой можно увидеть листья?
— Где ночуют в зимнем лесу глухари?
— Какие еще птицы прячутся под снегом?
— Чем питается белка в зимнем лесу?
— Детенышей какого зверя называют белек
?

Конкурс «Прятки»

Командам предлагается рассмотреть картины, на которых «спрятаны» животные и птицы. Каждая команда должна отыскать по пять животных и сказать, как они называются.

Музыкальный конкурс

Ведущий: Ребята, вы песни о зиме знаете? И спеть их сможете?
Команды совещаются, выбирают для коллективного исполнения песню о зиме и поют для зрителей и жюри.

Домашнее задание

В записи звучит голос Деда Мороза:
«Облетал я свои владения и видел красавицу Весну. Захотела она спросить вас, ребята: «Знаете ли вы правила поведения в лесу?»

Ведущий: Сейчас и жюри, и наши зрители смогут посмотреть две маленьких инсценировки-загадки о том, как надо вести себя в лесу.
Участники игры должны будут прокомментировать инсценировку команды-соперника и ответить на вопросы капитана.

Первая инсценировка

Лес. На полянке мать-ежиха и два ежонка. Они что-то обсуждают. Потом ежиха уходит («уползает»).
По тропинке идут два мальчика, останавливаются возле ежат:
— Смотри, маленькие ежики. Такие маленькие, глупые.
— Давай их возьмем.
— Давай.

Мальчики берут ежат и уходят по тропинке, а в это время возвращается ежиха. Не найдя ежат, плачет и уползает.
Ежата тоже начинают плакать.
Мальчики:
— Смотри, они такие грустные, плачут, давай отнесем их обратно в лес.
— Я согласен, отнесем их обратно к маме.

Дети приносят ежат и оставляют на той же полянке. Отходят недалеко и смотрят, когда вернется ежиха-мать. Но ежиха не возвращается.
Вопрос: Что неправильно сделали дети?
Ответ: Нельзя ловить и уносить детенышей зверей, в природе о них заботятся взрослые животные.

Вторая инсценировка

Две птички собирают веточки для гнезда. Кладут туда яйца и улетают. По тропинке идут двое детей. Они рассматривают цветы и неожиданно обнаруживают гнездо.
— Смотри, что это?
— Это гнездо птицы.
— Из этих яиц вылупляются птенцы. — Дотрагиваются до яиц.
— Не будем их брать, птенцы подрастут и будут нас радовать своими песнями. — Дети уходят.

В это время по дорожке идет лиса, нюхает следы, подходит к гнезду.
— Ой, какие вкусные, аппетитные яйца, вот уж я угощу своих лисят. — Берет яйца и уходит.
Прилетают птицы. Они летают около гнезда, кричат и улетают.
Вопрос: Какое правило поведения в лесу не знают эти дети?
Ответ: Нельзя подходить к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать разные хищники.
Дополнительный вопрос командам: Какие еще правила поведения в лесу вы знаете?

Жюри подводит итоги игры.
Вручение медалей и подарков.

Ведущий: Мне кажется, Дед Мороз остался бы доволен нашими ответами на его вопросы. Да и Весна-Красна захочет побыстрее прийти к нам. Давайте отправим обратно Деду Морозу его волшебную снежинку. Пусть она расскажет, какой интересный КВН у нас сегодня был.

Евгения КАНДАУРОВА,
воспитатель яслей-сада «Радуга» № 58,
г. Апатиты

Мурманской обл.

Рейтинг@Mail.ru