Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2000


Разное

РЕЦЕПТ - ПОЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

Николай БОГДАНОВ

Что же необходимо для того, чтобы гениальное прозрение или творение сразу получило признание среди современни
— В том-то и вся соль. В свое время знаменитый французский острослов Себастьян Шамфор сказал: «Можно побиться об заклад, что всякое общепринятое мнение является глупостью именно потому, что оно понравилось большинству».
Поэтому творение не всегда является верным признаком для оценки одаренности.
В обществе присутствует понимание подобного парадокса. Поэтому возникают попытки мерить одаренность еще каким-нибудь способом.

Кор.: Например? Поведение может являться показателем одаренности?
— В том случае, если оно, по мнению педагога, «сигналит» об этом.
Но это очень опасный показатель. Мы опять приходим к тому, что оценка одаренного человека — это дело индивидуального вкуса.

Кор.: С этим надо смириться?
— С этим надо бороться.

Кор.: Тогда вопрос: как?
— Вопрос в том, чего мы хотим.

Кор.: Перед нами стоит педагогическая проблема. Одаренные дети — это творческий потенциал нации и государства. Мы должны их поддерживать, пестовать, потому что общество рассчитывает со временем с них что-то получить. Это попытка расчетливого отношения к интеллектуальным ценностям.
— Вы хотите по «гамбургскому счету»? Извольте. Как ведет себя гениальный ребенок в классе или в группе детского сада?
В свое время маленький Вильгельм Гаусс, впоследствии один из самых крупных математиков всех времен и народов, срывал учителю весь педагогический процесс: он мгновенно решал любые математические примеры, не давая рта открыть другим ученикам.
И учитель, надо отдать ему должное, не треснул его линейкой по голове, а сказал: «Хорошо, Вильгельм, сейчас ты получишь интересную задачу», рассчитывая заставить Гаусса умолкнуть до конца урока: «Сосчитай сумму всех чисел от 1 до 100». Представляете потрясение этого человека, когда минут через пять Гаусс сказал: «А я уже все сосчитал!»
Оказывается, он смекнул, что 100 плюс 1 — это 101, 99 плюс 2 равно 101, и так далее. Оставалось умножить сумму 101 на количество пар удобных слагаемых, т.е. он нашел формулу.
Бывают и не столь благополучные случаи.
Как-то ко мне пришла соседка и, обливаясь слезами, рассказала, что учительница очень недовольна ее ребенком. Сын-первоклассник сидит на последней парте и выкрикивает с места все ответы. Учительница (ее можно понять — уроки-то срываются) отправила не в меру активного ученика к психиатру.
Это общее правило. В наших образовательных учреждениях любят детей не талантливых, а удобных.

Кор.: Потому что талантливые сильно беспокоят, выбивают из седла. Действительно нарушают общий педагогический процесс. Остальные 29 — тоже люди. И им что-то должно доставаться. Что с этим делать?
— В этом вся сложность. Здесь от учителя требуется тот самый пресловутый индивидуальный подход, о котором так модно говорить в последнее время. Но осуществлять его в отношении двух талантливых детей сложнее, чем стандартный подход в отношении к двадцати пяти.

Кор.: Что же все-таки делать педагогу?
— Единственный рецепт — полюбить ребенка. Полюбить в том смысле, что искренне попытаться дать ему то, что ему требуется и так, как он сможет это взять. Тут педагоги должны были бы начертать на своих знаменах такие слова: «Победителю-ученику от побежденного учителя!»

Кор.: Многие ли способны на это?
— А ведь этот подход должен распространяться на всех детей, независимо от оценки педагогом их талантливости. Ведь среди тех, кого считают неодаренными, очень много действительно талантливых людей. Только они пока еще не успели проявиться.

Кор.: То есть мы возвращаемся к началу разговора?
— Да. Дело не только в потенциале, но и в стратегии его реализации. Одни люди умеют делать что-либо быстро, но просто. Другие — тщательно, но медленно. Вот дверь. Как ее можно открыть?

Кор.: Естественно, за ручку. И большинство людей так и сделают.
— А бывают люди, у которых есть возможность открыть ее тысячью способами. Так вот, они ее никогда не откроют по той простой причине, что еще не выбрали, как это сделать. А человек, у которого есть только один способ, будет открывать ее великолепно.
А есть люди, которые вышибают дверь ногой. Дверь может быть заперта, и человек вежливый потрясет за ручку и уйдет. А человек, который вышибает дверь ногой, пройдет всюду.
Но, помимо возможности что-то сделать, нужно еще и иметь желание что-то сделать.

Кор.: Начинаем разговор о мотивации?
— Откуда берется мотивация к той или иной деятельности? Из семейной атмосферы.
Обращает на себя внимание такой факт: родители гениальных людей были дилетантами в той области, в которой те реализовались с блеском как профессионалы. Классический пример — Пушкин. Его отец и его дядя писали стихи, в общем-то неплохие.
По-видимому, их честолюбие в этой области было настолько велико, что они заразили им ребенка. И он, оказавшись более талантливым, чем родители, полностью реализовался в этой области.
Огромное значение для судьбы ребенка имеет мать.
Женщины вообще реализуются в детях, прежде всего в сыновьях. Любой гений, которого мы знаем, обнаруживает за собой мощную фигуру матери, которая, как фон, подсвечивает, поддерживает его.
Иван Сергеевич Тургенев и его мать Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, Максимилиан Волошин и его мать Елена Оттобальдовна, Александра Андреевна Бекетова, мать Блока, Татьяна Есенина, мать поэта Есенина. Исключение составляют Пушкин и его мать Надежда Осиповна. Но это исключение, надуманное советской историографией, которая дала совершенно неверный образ матери Пушкина. Она была сильной и яркой личностью, очень любила сына и много для него сделала.
Мать Лермонтова, Марья Михайловна Арсеньева, умерла очень рано. Она была женщиной хрупкого здоровья, но характер у нее был очень сильный: вышла же замуж за Юрия Петровича Лермонтова против воли родителей!

Кор.: Если бы эти гении родились в других семьях, они могли бы не реализоваться?
— Это не исключено. Но человек может черпать силы для реализации и из самого себя. В этом смысле показательны судьбы тех талантливых людей, которые родились слабыми, больными детьми. Всю жизнь они боролись с собой, пытаясь доказать, что чего-то стоят. Другими словами, эти люди имели комплекс неполноценности. Это чувство заставляло их все время куда-то двигаться.
Илья Ильич Обломов (образ созданный, но не надуманный) — человек, который был в гармонии с самим собой, который не имел желания что-то сделать. Это очень опасно — заразить ребенка таким благодушием. Любому талантливому человеку нужно прививать ответственность за то, что он будет делать.

Кор.: Если уж мы заговорили о болезни как стимуле к деятельности, хочется спросить: могут ли быть одаренными (не интеллектуально, а художественно или социально) дети умственно неполноценные?
— Вопрос очень сложный. С одной стороны, талант подразумевает многогранность. А откуда же возьмется многогранность, если у человека снижен интеллект? Но, с другой стороны, известно множество случаев необыкновенных способностей в каких-то частных сферах людей с интеллектуальными проблемами. Например, они могли прекрасно рисовать, резать по дереву, лепить или даже обладали способностями «счетчика» — могли производить в уме действия с большими числами. Однако гениальное произведение им все же не создать, поскольку для этого требуется мощный интеллектуальный уровень, в том смысле, что великая картина — это не только прекрасная палитра, но и глубочайшая духовная идея. Другое дело, что идея не всегда оценивается сразу.

Кор.: Однако не все окружающие нас люди могут претендовать на звание одаренных, даже талантливых.
— Ой ли? А если у человека сложности с реализацией потенциала, но сам потенциал имеется? Можно ли быть уверенным, что он не реализуется в будущем? Но даже то, что он никак не проявит себя, не позволяет делать однозначных выводов о его способностях.

Кор.: Из ваших слов следует, что все люди (и, следовательно, все дети) талантливы?
— По-видимому, да, но талантливы в разном. И дело педагога — выявить способности и пути их реализации. Общество заинтересовано не в большем числе талантливых людей, которым противостоят неталантливые, а в большем разнообразии талантливых проявлений.

Публикация произведена при поддержке образовательного интернет портала «Стадигид.ру». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу studyguide.ru, Вы найдете информацию о детских садах, школах, колледжах и ВУЗах столицы и других городов России. А так же к Вашему вниманию перечень компаний, предоставляющих высшее, дополнительное, профессиональное образование, и обучение за рубежом, последние новости из сферы образования, большая электронная библиотека учебных материалов, и доска частных объявлений.

Рейтинг@Mail.ru