Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2000


Мастерская

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
сказочные опыты

Владимир ГОЛОВНЕР, Марина АРОМШТАМ

Пробовать, испытывать — свойственно маленьким детям. Обычно в педагогической практике принято разводить работу фантазии, воображения и формирование естественно-научных представлений. Но органичная для ребенка сказочная форма и рациональное наблюдение могут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Например, в опытах на определение свойств вещества. Давайте попробуем вместе!
Взрослый, к примеру, начнет вот так:

Сегодня мы будем... колдовать! Как вы думаете, что нам для этого понадобится? Волшебная палочка? Она у нас есть. Заклинания? Мы их сейчас же выучим. Но главное — внимание. Мы будем заниматься превращениями, а их нужно заметить.
Комментарий: для «превращений» приготовьте стаканчики с водой, стеклянную палочку для размешивания вещества, щепотку соли, сахара и песка.

Вспомним-ка сказку: как добыл Иван-царевич себе невесту Василису Прекрасную, да коня белогривого, да жар-птицу в золотой клетке, так и поехал домой. А родные братья ему позавидовали. Подкараулили и убили, на кусочки разрубили, по полю разбросали... Прилетел тут ворон с двумя водами. Одна вода — мертвая, другая — живая. Собрали куски Ивана-царевича и брызнули мертвой водой. Раны его затянулись, и стал он целехонек. Сбрызнули живой водой, и ожил Иван-царевич, поднялся, как ни в чем не бывало...
Как вы думаете, вода только в сказках волшебная?

Если в опыте принимают участие хотя бы двое детей, мнения скорее всего разделятся. Да и единственный сын может теряться в противоречивых загадках. Так что лучше довериться своим глазам и понаблюдать.
Наверное, вам приходилось солить суп? А чай? Кто-нибудь пил соленый чай? Здесь в стаканчике у нас — вода. А это — соль. Я кидаю соль в воду, дотрагиваюсь до воды волшебной палочкой... Раз, два, три! — Соль... исчезла!

 ОПЫТ ПЕРВЫЙ

Бросьте в стаканчик с теплой водой небольшую щепотку соли, помешайте стеклянной палочкой до полного растворения.
Волшебство настолько привычно, что может даже вызвать разочарование. Здесь необходимо небольшое обсуждение происходящего.

«Как вы считаете, это волшебство? Соли-то нет! Или есть?» — «Ты считаешь, что соль исчезла? Почему?» — «Ее не видно». — «А ты считаешь, что она не исчезла, потому что вода соленая на вкус. Вот это да! Соли не видно, а вода — соленая! Кто хочет попробовать?»
Вода, оказывается, всегда волшебная, не только в сказках. Вспомни, как в мороз она умеет превращаться... Во что? В лед, конечно. Лед — это превращенная, застывшая вода. Есть даже загадка такая: «А вода тверда, словно каменная». А еще она может в себе что-то прятать. Не все, конечно. Если вы влезете в ванну с водой или даже в речку, то никуда не исчезнете. Видно будет, как вы плаваете, плескаетесь. А что, кроме соли, может спрятать вода?
Песок? Можно попробовать. Нет, не спрятался. Просто осел на дно. Как в море. Кто купался в море, помнит приятное песчаное дно. А вот сахар вода прячет очень хорошо.

ОПЫТ ВТОРОЙ

В другие стаканчики с водой бросьте сначала щепотку песка, а потом — сахара. Размешайте содержимое стеклянной палочкой. Остается ли вода при этом неизменной? Рассуждаем дальше:

Пряча в себе сахар или соль, вода не дает их увидеть, не дает их потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле ни соль, ни сахар не исчезают. Сейчас мы еще раз поколдуем и увидим тайны воды своими глазами.

ОПЫТ ТРЕТИЙ

Высокий и узкий стеклянный цилиндр наполнить водой. Показать детям кристаллики марганцовки. Два-три кристалла завернуть в кусочек марли. Сформировав мешочек, обвязать его проволокой и погрузить в воду, закрепив так, чтобы мешочек оказался неглубоко погруженным в воду.
Растворение марганцовки, помещенной в марлевый мешочек, необыкновенно красиво. Просто завораживающее зрелище. Здесь уже пахнет настоящим колдовством.

Смотрите-смотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде. Они исчезают, а вода при этом меняет цвет. На что это похоже?
Комментарий: тут можно предоставить детям возможность пофантазировать. Растворяющиеся кристаллики марганцовки могут напоминать джинна, вылезающего из бутылки, фантастического змея, ежика в тумане и т.д.

Удивили. Теперь можно поставить проблему.
Мы видим, что марганцовка не исчезла, но достать ее из воды обратно нельзя. Или можно? Может, кто-нибудь придумает, как освободить вещество из плена воды? Попробуем напугать воду, чтобы она выпустила тех, кого спрятала. Чего боится вода? Правильно, огня.
Для начала попробуем освободить соль.

ОПЫТ ЧЕТВЕРТЫЙ

В опыте можно использовать газовую горелку, спиртовку или электроплитку. В электрической плитке огонь живет «внутри». Перелить подсоленную воду в круглодонную колбочку и поставить на огонь. Пока идет процесс испарения воды, продолжить беседу.

Что происходит? Воды становится все меньше и меньше. Куда она девается? Что вы говорите, превращается в пар? Смотрите, как интересно. Значит, пар — это тоже вода? А ну-ка, ответьте на трудный вопрос: что общего между льдом и паром? Значит, лед и пар — родственники, родные братья. Теперь можно придумать какие-нибудь интересные загадки о воде и загадать их вечером маме с папой. Например, такую: «Что умеет вода?» или «Что умеет каменеть, летать и бегать?». Попробуйте-ка сами!
Скажите, а куда девается пар? Никуда он не девается. Летает себе тут между нами. А вдруг этот пар снова решит в воду превратиться, да и похитит что-нибудь? Давайте попробуем не выпускать пар наружу, а собрать его в одно место.

ОПЫТ ПЯТЫЙ

Колба с соленой водой закрывается пробкой со вставленной внутрь пробки длинной изогнутой стеклянной трубочкой («воздушный холодильник»), конец которой опущен в другую колбу или в стаканчик. В процессе нагревания водяные пары конденсируются — превращаются в капельки воды и собираются в стаканчик.
Более простой вариант опыта: на небольшом расстоянии от верхнего края колбы расположить стеклянную пластинку и показать детям, как на пластинке собираются капельки воды.
Констатируем факт:

Вода испугалась и сбежала из колбы. А что же оказалось на донышке колбочки? Кристаллики соли. Соль освобождена!
(В этом месте все торжествуют!)
На земле есть вода, которую кто-то очень давно... посолил. Где можно встретиться с такой водой? Конечно, в море. Пить морскую воду нельзя именно потому, что она очень соленая. Кто из вас видел кристаллы морской соли? Они бывают очень крупными.
Знаете истории про моряков, которые погибают от жажды посреди океана? Они пережили страшную бурю, сбились с курса, питьевая вода у них кончилась и неоткуда ее взять, хотя кругом плещутся волны.
А есть такое море (мы можем найти его на карте), которое называется Мертвым. Вода этого моря напоминает пересоленный суп. Там не могут жить даже рыбы. А представляете, что бы случилось, если бы вода «сбежала» из моря? Осталась бы одна соль.

В природе так бывает. Иногда, по вине человека. У нас в стране есть море — Аральское, которое высыхает. Видели, как пересыхают лужи? Так же происходит и с морем, только медленнее, потому что море глубже и в нем больше воды. А по берегам образуются солевые отложения. Расти вокруг такого высыхающего моря ничего не может: растения не выносят соленую землю.
А можно ли так поколдовать, чтобы, не прогоняя воду, освободить из нее соль? Это особое волшебство, требующее особых заклинаний, специальной волшебной «удочки» и терпения, потому что результаты нашего колдовства мы увидим только завтра.

ОПЫТ ШЕСТОЙ

Готовится перенасыщенный раствор. В теплой воде растворять соль небольшими порциями. В тот момент, когда соль перестает растворяться, раствор сливают в другую емкость и остужают. В раствор погружают ниточку с прикрепленным к ней маленьким кристалликом соли. Через сутки вокруг кристаллика обнаружится заметный рост солевых отложений. Подготовить раствор можно в отсутствие детей, а на глазах у них только опустить в колбу ниточку с солевым кристалликом.

Смотрите, как интересно: мы бросили в воду щепотку мелкой соли, а получили обратно крупные кристаллики. Они выросли на нашей волшебной удочке, как цветы. Может, нам с вами заняться выращиванием кристаллов? Садоводы выращивают цветы, а мы будем кристалловодами, раз нам так уж понравилось колдовством заниматься.
Комментарий: предложите каждому ребенку вырастить свою гирлянду кристаллов. Для разнообразия воду можно подкрасить.

 

Желаем вам успехов в колдовстве по превращению воды!

Рейтинг@Mail.ru