Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2001


Рабочий стол

Пространственная геометрия для малышей

Публикация произведена при поддержке агентства “English Nanny”. Агентство “English Nanny” осуществляет подбор элитного квалифицированного домашнего персонала из Англии. Воспользовавшись предложением агентства, Вы сможете нанять профессиональную няню, гувернантку или гувернера из Великобритании. Гувернантки и няни из Англии - это зарекомендовавшие себя во всем мире специалисты, которые дадут Вашему ребенку воспитание соответствующее самыми высокими мировыми стандартами, позволят малышу изучать английский язык с пеленок, и помогут привить ему английские манеры и этикет. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и отправить онлайн заявку на подбор няни можно на официальном сайте агентства “English Nanny”, который располагается по адресу www.englishnanny.ru

РАБОЧИЙ СТОЛ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Продолжение. Предыдущий этап см. в № 47—48 за 2000 г.

Тема: «Тела вращения».

Занятие шестое. ЦИЛИНДР

Вспомните, чем вы занимались на предыдущем занятии. Как называются шар и конус? (Тела вращения.) Какие у них общие свойства? Какие различия?
На геометрической льдине Ластик и Скрепочка познакомились еще с одним пингвиненком. Его звали Томми.
Покажите детям бумажную куклу-пингвиненка. Фрак Томми цилиндрической формы. Спросите детей: похожи ли Томми и Лолли? Что в них общего? Чем они отличаются?
Действительно, фрак ученого Томми другой формы. Эта форма называется цилиндром.
Достаньте модели конуса и цилиндра. Попросите детей сравнить фигуры.

Проведите опыт

Можно ли сделать несколько шагов с цилиндром и конусом на голове? А если перевернуть фигуры вверх ногами?
Сделайте вывод: у конуса одно основание, а у цилиндра — два. Основания обеих фигур имеют форму круга.
Спросите, что общего у цилиндра и у шара.
Вспомните про круг, «спрятанный» внутри шара.
В мешочках, лежащих на столах, дети должны нащупать цилиндр. (Кроме цилиндра, там находятся шар и конус.) Цилиндр надо достать.

Тактильное знакомство с фигурой

Провести ладонью по основаниям и боковой поверхности цилиндра.
Сделать то же с закрытыми глазами, повторяя: «Это цилиндр. У него два основания, боковая поверхность».
В переводе с греческого языка слово «цилиндр» означает «валик». Могут ли дети объяснить, почему?
Какие предметы в жизни напоминают цилиндр? (Валик маляра, каток трактора, труба водокачки или заводская труба, столбы и т.п.)

Проведите эстафету

Формируются три команды в составе 3—4 человек.
По сигналу играющие выбирают из разложенных на полу карточек рисунки с предметами шарообразной, конусообразной и цилиндрической формы. Выигрывает та команда, которая выберет нужные карточки без ошибок и быстрее всех.

Практическая работа

1. Слепить из пластилина цилиндр. Обмакивая одно основание в красную краску, а другое — в синюю, проложить цветную дорожку на белом листе — «льдине».
2. Используя пластилин, построить башню из цилиндра и конуса. Из башен можно составить целый город.

Занятие седьмое. РАЗВЕРТКИ ЦИЛИНДРА И КОНУСА

Покажите детям бумажных кукол — персонажей сказки. Пусть они вспомнят их имена, скажут, какую геометрическую форму имеет их одежда, опишут пирамиду, конус, цилиндр.
Как называются шар и конус? (Тела вращения.) Какие у них общие свойства? Какие различия?

Игра на различение фигур

Каждой фигуре соответствует определенное количество хлопков: шару — 0 (нет основания), конусу — 1 (одно основание), цилиндру — 2 (два основания), пирамиде — 3 (наименьшее количество вершин в основании пирамиды — 3).
У детей на столах — наборы из 4 фигур (из конструктора, счетного материала или самодельного). У педагога — набор демонстрационных фигур.

Первый вариант: педагог показывает фигуру, дети хлопают нужное количество раз.
Второй вариант: педагог называет фигуру, дети хлопают нужное количество раз.
Третий вариант: педагог хлопает определенное количество раз, дети показывают нужную фигуру.

Проведите опыт

Предложите двум желающим пройти с цилиндром на голове. В каком положении цилиндр почти невозможно удержать? В опытах с какими фигурами мы уже сталкивались с похожими ситуациями?
(В опытах с шаром и конусом, лежащим на боку.)
Предложите детям заставить фигуры катиться. Чем отличаются пути их движения? (Конус вращается вокруг своей вершины. Цилиндр может катиться либо вперед, либо назад. Шар катится в любом направлении.)
Сделайте вывод: Цилиндр — тоже фигура, способная вращаться. Шар, конус и цилиндр — тела вращения.
Пингвины с геометрической льдины в Антарктиде научили Ластика и Скрепочку одному чудесному превращению — плоских фигур в объемные. Покажите детям развертки поверхностей цилиндра и конуса. Развертки — это «развернутые» модели фигур.
Какая часть развертки послужит боковой поверхностью? Какая основанием? Покажите, как можно из разверток склеить объемные фигуры. Сделайте два цилиндра. Один из них снова разрежьте, чтобы получить развертку.
Спросите детей, можно ли подобным образом «развернуть» шар.
Проведите опыт со старым резиновым мячиком.
Шар нельзя развернуть в плоскую фигуру.
Точно так же нельзя развернуть глобус — модель Земли. А хорошо бы: носить глобус в рюкзаке во время путешествий не очень удобно. Лучше было бы положить туда что-нибудь плоское. Плоское изображение Земли назвали картой. Но при изготовлении карт возникли серьезные сложности. На карте Земля, как ни старайся, получается искаженной.

Практическая работа

У детей на столах развертки цилиндров. Надо рассмотреть развертки. Закрасить те части, которые соответствуют основаниям цилиндра, красным цветом, а те, которые являются боковой поверхностью фигур, — синим. Склеить развертки. Превратить их в веселых клоунов.

Занятие восьмое. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВЕРТОК ЦИЛИНДРА И КОНУСА

Это заключительное занятие блока, посвященного телам вращения.
Спросите детей: в какие края отправились Ластик и Скрепочка и с кем они там познакомились?
Попросите детей найти Антарктиду на глобусе и вспомнить все, что они знают об этом материке. Расскажите, что в Антарктиде очень холодно и снег никогда не стаивает. Земля промерзла так глубоко, что ни деревья, ни кусты там не растут. Люди в Антарктиде не живут: там нет ни городов, ни деревень. Только ученые-полярники отправляются в антарктические экспедиции. Но и в этом суровом краю обитают животные и птицы.
Путешествуя по Антарктиде, Ластик и Скрепочка узнали, что пингвины не умеют летать, зато они очень хорошо плавают.
Ластик и Скрепочка наблюдали, как пингвины бросались в ледяную воду за добычей и вдруг быстро выпрыгивали обратно: это на них нападал их злейший враг — морской леопард.
А еще они познакомились с другими жителями Антарктиды. Это большекрылые птицы альбатросы и неуклюжие тюлени.
Предложите детям выбрать себе развертки, из которых они смогут смастерить обитателей Антарктиды. Спросите, какие фигуры угадываются в развертках. Создайте коллективный макет «Ластик и Скрепочка в гостях на геометрической льдине».

Ольга БАРАНОВА,
лауреат конкурса «Учитель года России-97»,
г. Барнаул

Вырежьте детали заготовки. Согните деталь 1 и склейте из нее цилиндр — фрак Томми. Отогните клапаны внутрь цилиндра и приклейте к ним донышки (детали 2 и 3). Приклейте к нему крылышки 4 и 5, как показано на рисунке на с. 13. Клюв (деталь 8) согните по пунктирным линиям и приклейте. Лапки пингвина (детали 6 и 7) приклейте к донышку. Томми готов.


4 и 5


6 и 7


1


2 и 3


8

Ольга Баранова

Рейтинг@Mail.ru