Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2001


Педагогическое ассорти

Искусство вымыть руки

ИСКУССТВО ВЫМЫТЬ РУКИ

В педагогической системе Монтессори разработана целая система упражнений для детей 2,5—3 лет, направленная на развитие навыков, которые необходимы ребенку в быту или, как говорила сама Мария Монтессори, в практической жизни.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы научить малыша завязывать шнурки или чистить зубы? Однако очень часто неожиданно выясняется, что взрослые не только затрудняются объяснить детям механизм этих привычных ежедневных операций, но и сами совершают их неправильно, неупорядоченно.
Для малыша же очень важно, чтобы все эти действия имели строгий порядок, строгую последовательность, были ритуализированны и подчинялись некоему ритму. Тогда они станут основой его жизни, воспитывающей культуру быта, самодисциплину и уверенность в себе.
Для упражнений «из практической жизни» используются не игрушки, а наборы настоящих предметов, собранных в специальные корзинки или составленных на подносики.
Каждое упражнение преследует цели нескольких уровней. Первая цель — та, которую ставит перед собой малыш. Например: «Я хочу вымыть руки». Другая цель — опосредованная, педагогическая. Казалось бы, ребенок просто моет руки. Но при этом ему известно, что воду нельзя проливать на пол, что вещи, использованные в упражнении, надо обязательно за собой убрать, что для переливания воды служат такие-то предметы и т.д. Таким образом, от него требуются и концентрация внимания, и координация движения, и самодисциплина. Кроме того, каждый предмет в наборе имеет свое название и предназначение. И это, безусловно, влияет на развитие активного словаря ребенка.
Сегодня наши читатели смогут познакомиться с некоторыми упражнениями для развития практических навыков, предлагаемыми системой Монтессори.

УЧИМСЯ ЧИСТИТЬ БОТИНКИ

Для этого упражнения понадобятся:

  • .щетка для сметания грязи;

  • .крем для обуви и маленькая щеточка, с помощью которой крем намазывается;

  • .щетка для чистки обуви и бархотка, с помощью которой обувь натирается до блеска;

  • .небольшая клееночка или газета и два маленьких ботиночка.

Все вещи надо сложить в корзинку, а корзинку поставить где-нибудь в коридоре недалеко от входной двери.
Сначала педагог (или другой взрослый) показывает малышу, как надо выполнять упражнение. Вместе с ребенком они приносят корзинку на то место, где они это будут делать. Сначала на полу расстилается газета. С правой стороны наверху раскладывают клеенку, на которую ставят два ботиночка. Далее на краю газеты слева взрослый раскладывает сверху вниз все остальные предметы в той последовательности, в которой они будут использоваться: сначала щетка для сметания грязи, потом баночка с кремом, щеточка для намазывания крема, затем щетка для натирания обуви и бархотка.
После этого взрослый берет ботинок и демонстрирует малышу ритуал чистки обуви. Стараясь не отрывать ботинок от газеты, он стирает с него грязь и пыль, потом намазывает ботинок кремом, натирает его щеткой и в конце концов доводит до блеска бархоткой. Ребенок наблюдает за его действиями. Взрослый говорит: «Вот какой красивый, блестящий ботинок у нас получился! Давай сравним его с тем, который стоит у нас на клеенке». Они сравнивают оба ботинка, и ребенок видит существенную разницу между ними. Взрослый спрашивает: «Хочешь сам попробовать почистить другой ботинок?»
Практически всегда ребенок делает это с удовольствием, в точности повторяя весь ритуал.

УЧИМСЯ МЫТЬ РУКИ

Для этого упражнения понадобятся:

  • .клеенка;

  • .фартук;

  • .тазик или миска (хорошо, чтобы тазик или миска были бы красивыми: чем красивее в руках ребенка предмет, тем бережнее он будет к нему относиться);

  • .красивый кувшин, который бы подходил к миске по цвету;

  • .мыло в мыльнице;

  • .щеточка для чистки ногтей;

  • .полотенце;

  • .крем для смазывания рук после мытья.

Еще понадобятся ведро и половая тряпка, на которую это ведро ставится: если вода случайно прольется, то попадет на тряпку.
Принцип организации действий тот же, что и в предыдущем упражнении. Сначала в центре рабочего стола, на котором разложена клеенка, ставится тазик со всеми сложенными в него предметами. Ребенок надевает фартук. Взрослый выкладывает на клеенку все материалы, которые будут использоваться в работе. Слева наверху кладется мыло, за ним щеточка для чистки ногтей, затем полотенце и крем. Предметы всегда выкладываются сверху вниз. С правой стороны стоит кувшин с водой, внизу около столика — ведро на тряпке. Ребенок в фартуке идет к рукомойнику, наливает в кувшин воды и приносит его на рабочий столик. Половину воды из кувшина ребенок выливает в миску, остальное остается в кувшине.
Затем взрослый показывает, как надо мыть руки. Сначала ладони движением вверх и вниз смачиваются водой в тазике. Потом надо взять мыло и аккуратно намылить руки так, чтобы захватить каждый пальчик. Мыло кладется на место. Руки опускаются в тазик с водой, и движениями ладошек вверх-вниз мыло с них смывается. Берется щеточка для чистки ногтей, и по очереди чистятся ногти на правой и левой руках. Затем руки снова споласкиваются, берется полотенце, и каждый пальчик очень тщательно вытирается. Сухие руки намазываются кремом.
По окончании упражнения нужно навести порядок на рабочем месте. Ребенок берет тазик и выливает грязную воду в ведерко. Оставшуюся воду из кувшина выливает в тазик, споласкивает его и тоже выливает в ведро. В миску собирается весь материал, затем миска ставится на полку. Фартук снимается и вешается на место.
Это длинный и очень подробный ритуал. Он знакомит ребенка с огромным количеством предметов, о назначении которых тот раньше не знал.
Конечно, ребенок в обычной жизни никогда не будет таким образом мыть руки. Но это упражнение направлено не столько на привитие навыка, сколько служит развитию представлений о мире практических вещей.

УЧИМСЯ ПЕРЕЛИВАТЬ ЖИДКОСТЬ

Для этого упражнения понадобятся:

  • .подносик;

  • .маленький чайничек (можно заварочный) и обычная чашечка (лучше, чтобы это все было фарфоровое);

  • .маленькая губочка (если на поднос прольется вода, малыш сможет ее вытереть).

С правой стороны на подносе стоит чайник, с левой — чашечка. Ребенок берет чайник, придерживая левой рукой крышку, и медленно переливает воду в чашку.
Это одно из самых любимых детских упражнений. Малыши могут этим очень долго заниматься. К сожалению, налить воду в чашку можно только один раз.
Чтобы предоставить детям возможность вволю переливать воду из одного сосуда в другой, нужно иметь еще один подносик, на котором стояли бы два одинаковых сосуда: например, кувшинчики. Тогда ребенок может переливать воду из кувшинчика в кувшинчик, пока ему не надоест.

СОРТИРУЕМ СЕМЕНА

Для упражнения понадобится:

  • .подносик с двумя-тремя отделениями. В одном из отделений сложены 2 или 3 сорта орехов или семян тыквы, фасоли, подсолнуха.

Семена или орехи все смешаны, и ребенку предлагается разложить их по разным отделениям подносика. Дети очень любят это делать. Кроме орехов и семян, можно использовать и другие предметы: цветные бусины (красные, синие, желтые), пуговицы и т.п.
Это упражнение очень полезно для развития мелкой моторики руки. Его еще называют поэтическим названием «Золушка».

Елена ХИЛТУНЕН,
педагог и журналист

Елена Хилтунен

Рейтинг@Mail.ru