МАЛЫШИ:
КАК С НИМИ РАБОТАТЬ?
Маленький ребенок — не значит простой ребенок.
И работа с детьми раннего возраста — достаточно
тонкая вещь. Вообще с этой возрастной группой
должны работать не просто люди самоотверженные и
добрые, но имеющие серьезные психологические
знания».
Наш корреспондент Марина Александровская
беседует с руководителем Лаборатории раннего и
дошкольного возраста Психологического
института РАО, доктором психологических наук
Еленой СМИРНОВОЙ
— Как вы считаете, с
какого возраста для ребенка целесообразно
посещение детского учреждения?
— Это не такой простой вопрос, как
кажется на первый взгляд. Психологам хорошо
известно, какую роль играет для ребенка
присутствие мамы в первые годы его жизни. Главная
проблема адаптации к яслям так и формулируется:
«трудность отрыва от матери». Для многих малышей
ситуация отделения от родного человека является
травмирующей. Иногда это вызывает депрессию,
проявление тревожности и может сказаться на
темпах общего развития.
Но, с другой стороны, невозможно не учитывать, что
раннее детство — период крайне продуктивный для
развития ребенка. И бывает крайне обидно, что в
этом возрасте все впечатления малыша
ограничиваются тем, что он только и может ползать
по квартире или бродить вокруг скучающей матери,
которая к тому же толком и не знает, чем с ним
заниматься.
Ребенку нужно общество сверстников, других
детей. Возможно, такое утверждение покажется
странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют
играть вместе — только рядом. Но они склонны к
подражанию и способны заражать друг друга тем
или иным состоянием: не только плачем или
испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней
— и получают от этого несказанное удовольствие.
— Многие мамы тем не менее
считают, что не стоит торопиться отдавать
малышей в ясли. Кроме причины, которую вы уже
назвали — «трудность отрыва от матери»,
существует еще и боязнь подхватить инфекцию,
подвергнуть ребенка риску заболевания.
Считается, что заражаются малыши чаще всего во
время сна. Да и мамам не нравится, что малыш спит в
чужом месте.
— Исходя из этого, ученые, практики и
управленцы продумывают сейчас новые
организационные формы для детей ясельного
возраста. Это группы краткосрочного пребывания,
куда ребенка приводят не на целый день, а на 2—4
часа. В некоторых случаях мамы могут проводить
это время в группе вместе с малышом — хотя бы до
того момента, пока он не привыкнет к новой
обстановке и не согласится на некоторое время
оставаться без мамы.
Этот трехчасовой временной промежуток важен не
только для ребенка, но и для матери. Она хоть
ненадолго может оказаться предоставленной самой
себе: сделать какие-то дела или просто отдохнуть.
Ребенку, как вы понимаете, лучше общаться с
отдохнувшей мамой, чем с нервной и задерганной.
— Общественное мнение до
сих пор с трудом оценивает работу в яслях как
педагогический труд, требующий особой
квалификации: мол, няня она няня и есть! Какие уж
там тонкости? Носы да попки подтереть!
— Маленький ребенок — не значит
простой ребенок. И работа с детьми раннего
возраста — достаточно тонкая вещь. Вообще с этой
возрастной группой должны работать не просто
люди самоотверженные и добрые, но имеющие
серьезные психологические знания.
Например, педагог должен учитывать, что при
общении с детьми до трех лет практически
неэффективны вербальные (словесные) методы
воздействия. Для любой возрастной группы обычно
идет переоценка вербальных средств воздействия,
а тут — особенно. Маленькому ребенку бесполезно
говорить: «Не делай этого!» Даже если он понимает
ваши слова, он часто в силу своего возраста еще не
может следовать словесным инструкциям. Каждое
слово взрослого должно подкрепляться действием
— не агрессивным, но уверенным и настойчивым.
Допустим, ребенок хочет взять острый предмет —
ножницы. Их нужно отобрать (без злости), взять
малыша на руки, перенести в другой угол помещения
и предложить ему другое занятие. Действие можно
сопровождать словами: «Ножницы острые, их брать
не нужно. Лучше возьмем вот этот листочек бумаги
и будем его рвать!»
Все нормы поведения усваиваются ребенком через
взрослого, причем огромную роль при этом играет
положительный эмоциональный контакт. Работа с
малышами требует от педагога повышенной
эмоциональности: и руками нужно уметь
всплеснуть, и удивление изобразить, и
нахмуриться, то есть мимика и жестикуляция у
такого педагога должны быть на уровне актера
драматического театра. А вы говорите — няня!
— А что можно сказать об
устройстве помещения для малышей — его дизайна,
оборудования?
— Развитие всех психических функций
детей раннего возраста осуществляется через
предметную среду. Если организовать ее с умом,
это будет сильно стимулировать развитие ребенка.
Здесь нужно много различных «умных» игрушек:
всевозможные коробочки, которые надо научиться
открывать, закрывать, вкладывать друг в друга;
лабиринты, по которым катается шарик; предметы,
при нажатии кнопок издающие звуки, и т.п. К
сожалению, наша промышленность не особенно щедра
на подобные придумки. Но что-то под силу выдумать
и самим воспитателям.
Кроме всего прочего, надо учитывать, что дети
раннего возраста не умеют играть в игрушки
вместе и еще долго будут этому учиться. Поэтому у
каждого малыша должна быть возможность взять
желаемую игрушку. Игрушек не просто должно
хватать на всех, но должно быть много, и среди них
— по нескольку одинаковых.
Стоит особо отметить, что маленькие дети требуют
только индивидуальной обращенности к каждому:
слова, сказанные всем, а не лично конкретному
ребенку, для последнего не существует.
— Какие еще особенности
организации работы в группе вы бы отметили?
— Я уже говорила о важности для детей
первых контактов. У маленьких детей есть вид
деятельности, не опосредованной предметами. Это
общение в форме возни. Дети вдруг начинают
бегать, заражая этой беготней друг друга, или
падать на пол, или издавать какие-то звуки (с
точки зрения взрослого — чаще всего «дурацкие»).
Все это шумно, суматошно и очень раздражает
взрослых. Поэтому такая возня чаще всего
пресекается.
А надо было бы понять ее психологический смысл.
Это и есть первый опыт коллективности,
совместного действия.
Чтобы он не вызывал негативных ощущений у
взрослых, его надо научиться специально
организовывать.
Лучше всего этой цели служат игры с прибаутками и
потешками. По замыслу они обычно очень просты. В
них нет ведущих ролей, нет конкуренции. В
соответствии с очень простеньким сюжетом дети
что-то делают одновременно, но каждый за себя.
Организует игру взрослый.
Эти игры хороши еще и тем, что они позволяют
многократно повторять маленькие несложные
тексты, которые дети быстро запоминают и потом
могут проговаривать вместе с педагогом. Ведь,
кроме предметной деятельности и деятельности
общения, огромная роль в этом возрасте отводится
развитию речи.
Существует расхожее мнение, будто достаточно
поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его
стала успешно развиваться и он бы заговорил. На
самом деле необходимо не просто окружать ребенка
речью, но стимулировать его собственную речь.
Создавать так называемую ситуацию
речепорождения.
Лучше вышеописанных игр для этой цели ничего
придумать нельзя. Здесь требуется и выполнение
речевых инструкций (причем инструкции
выполняются всеми детьми, то есть здесь они могут
служить примером друг для друга), и появляется
возможность включать речь ребенка в речь
взрослого. Существует, например, такой прием,
когда педагог обрывает хорошо известный детям
стишок, и они его с удовольствием договаривают.
Работа с малышами требует не меньше (а то и
больше) выдумки и искусства, чем работа с детьми
более старших возрастов. И это очень
увлекательно!..
Беседовала Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Публикация произведена при поддержке интернет магазина парфюмерии и косметики Л'Этуаль. Посетив интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль, который располагается по адресу http://www.letu.ru/, Вы сможете по выгодной цене купить мужские и женские духи от ведущих мировых брендов и модных домов. А так же к Вашему вниманию большой ассортимент средств для ухода за кожей и волосами, макияжа для глаз, лица и тела, бижутерии, украшений для волос, и многого другого. Низкие цены, скидки, акции, различные способы оплаты, и доставка товара по всей России, делают покупку через интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.