Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2001


Разное

Малыши: как с ними работать

МАЛЫШИ:
КАК С НИМИ РАБОТАТЬ?

Маленький ребенок — не значит простой ребенок. И работа с детьми раннего возраста — достаточно тонкая вещь. Вообще с этой возрастной группой должны работать не просто люди самоотверженные и добрые, но имеющие серьезные психологические знания».
Наш корреспондент Марина Александровская беседует с руководителем Лаборатории раннего и дошкольного возраста Психологического института РАО, доктором психологических наук Еленой СМИРНОВОЙ

— Как вы считаете, с какого возраста для ребенка целесообразно посещение детского учреждения?

— Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Психологам хорошо известно, какую роль играет для ребенка присутствие мамы в первые годы его жизни. Главная проблема адаптации к яслям так и формулируется: «трудность отрыва от матери». Для многих малышей ситуация отделения от родного человека является травмирующей. Иногда это вызывает депрессию, проявление тревожности и может сказаться на темпах общего развития.
Но, с другой стороны, невозможно не учитывать, что раннее детство — период крайне продуктивный для развития ребенка. И бывает крайне обидно, что в этом возрасте все впечатления малыша ограничиваются тем, что он только и может ползать по квартире или бродить вокруг скучающей матери, которая к тому же толком и не знает, чем с ним заниматься.
Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие.

— Многие мамы тем не менее считают, что не стоит торопиться отдавать малышей в ясли. Кроме причины, которую вы уже назвали — «трудность отрыва от матери», существует еще и боязнь подхватить инфекцию, подвергнуть ребенка риску заболевания. Считается, что заражаются малыши чаще всего во время сна. Да и мамам не нравится, что малыш спит в чужом месте.

— Исходя из этого, ученые, практики и управленцы продумывают сейчас новые организационные формы для детей ясельного возраста. Это группы краткосрочного пребывания, куда ребенка приводят не на целый день, а на 2—4 часа. В некоторых случаях мамы могут проводить это время в группе вместе с малышом — хотя бы до того момента, пока он не привыкнет к новой обстановке и не согласится на некоторое время оставаться без мамы.
Этот трехчасовой временной промежуток важен не только для ребенка, но и для матери. Она хоть ненадолго может оказаться предоставленной самой себе: сделать какие-то дела или просто отдохнуть. Ребенку, как вы понимаете, лучше общаться с отдохнувшей мамой, чем с нервной и задерганной.

— Общественное мнение до сих пор с трудом оценивает работу в яслях как педагогический труд, требующий особой квалификации: мол, няня она няня и есть! Какие уж там тонкости? Носы да попки подтереть!

— Маленький ребенок — не значит простой ребенок. И работа с детьми раннего возраста — достаточно тонкая вещь. Вообще с этой возрастной группой должны работать не просто люди самоотверженные и добрые, но имеющие серьезные психологические знания.
Например, педагог должен учитывать, что при общении с детьми до трех лет практически неэффективны вербальные (словесные) методы воздействия. Для любой возрастной группы обычно идет переоценка вербальных средств воздействия, а тут — особенно. Маленькому ребенку бесполезно говорить: «Не делай этого!» Даже если он понимает ваши слова, он часто в силу своего возраста еще не может следовать словесным инструкциям. Каждое слово взрослого должно подкрепляться действием — не агрессивным, но уверенным и настойчивым. Допустим, ребенок хочет взять острый предмет — ножницы. Их нужно отобрать (без злости), взять малыша на руки, перенести в другой угол помещения и предложить ему другое занятие. Действие можно сопровождать словами: «Ножницы острые, их брать не нужно. Лучше возьмем вот этот листочек бумаги и будем его рвать!»
Все нормы поведения усваиваются ребенком через взрослого, причем огромную роль при этом играет положительный эмоциональный контакт. Работа с малышами требует от педагога повышенной эмоциональности: и руками нужно уметь всплеснуть, и удивление изобразить, и нахмуриться, то есть мимика и жестикуляция у такого педагога должны быть на уровне актера драматического театра. А вы говорите — няня!

— А что можно сказать об устройстве помещения для малышей — его дизайна, оборудования?

— Развитие всех психических функций детей раннего возраста осуществляется через предметную среду. Если организовать ее с умом, это будет сильно стимулировать развитие ребенка. Здесь нужно много различных «умных» игрушек: всевозможные коробочки, которые надо научиться открывать, закрывать, вкладывать друг в друга; лабиринты, по которым катается шарик; предметы, при нажатии кнопок издающие звуки, и т.п. К сожалению, наша промышленность не особенно щедра на подобные придумки. Но что-то под силу выдумать и самим воспитателям.
Кроме всего прочего, надо учитывать, что дети раннего возраста не умеют играть в игрушки вместе и еще долго будут этому учиться. Поэтому у каждого малыша должна быть возможность взять желаемую игрушку. Игрушек не просто должно хватать на всех, но должно быть много, и среди них — по нескольку одинаковых.
Стоит особо отметить, что маленькие дети требуют только индивидуальной обращенности к каждому: слова, сказанные всем, а не лично конкретному ребенку, для последнего не существует.

— Какие еще особенности организации работы в группе вы бы отметили?

— Я уже говорила о важности для детей первых контактов. У маленьких детей есть вид деятельности, не опосредованной предметами. Это общение в форме возни. Дети вдруг начинают бегать, заражая этой беготней друг друга, или падать на пол, или издавать какие-то звуки (с точки зрения взрослого — чаще всего «дурацкие»). Все это шумно, суматошно и очень раздражает взрослых. Поэтому такая возня чаще всего пресекается.
А надо было бы понять ее психологический смысл. Это и есть первый опыт коллективности, совместного действия.
Чтобы он не вызывал негативных ощущений у взрослых, его надо научиться специально организовывать.
Лучше всего этой цели служат игры с прибаутками и потешками. По замыслу они обычно очень просты. В них нет ведущих ролей, нет конкуренции. В соответствии с очень простеньким сюжетом дети что-то делают одновременно, но каждый за себя. Организует игру взрослый.
Эти игры хороши еще и тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с педагогом. Ведь, кроме предметной деятельности и деятельности общения, огромная роль в этом возрасте отводится развитию речи.
Существует расхожее мнение, будто достаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала успешно развиваться и он бы заговорил. На самом деле необходимо не просто окружать ребенка речью, но стимулировать его собственную речь. Создавать так называемую ситуацию речепорождения.
Лучше вышеописанных игр для этой цели ничего придумать нельзя. Здесь требуется и выполнение речевых инструкций (причем инструкции выполняются всеми детьми, то есть здесь они могут служить примером друг для друга), и появляется возможность включать речь ребенка в речь взрослого. Существует, например, такой прием, когда педагог обрывает хорошо известный детям стишок, и они его с удовольствием договаривают.
Работа с малышами требует не меньше (а то и больше) выдумки и искусства, чем работа с детьми более старших возрастов. И это очень увлекательно!..

Беседовала Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Публикация произведена при поддержке интернет магазина парфюмерии и косметики Л'Этуаль. Посетив интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль, который располагается по адресу http://www.letu.ru/, Вы сможете по выгодной цене купить мужские и женские духи от ведущих мировых брендов и модных домов. А так же к Вашему вниманию большой ассортимент средств для ухода за кожей и волосами, макияжа для глаз, лица и тела, бижутерии, украшений для волос, и многого другого. Низкие цены, скидки, акции, различные способы оплаты, и доставка товара по всей России, делают покупку через интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.

Елена Смирнова ,
доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки МГППУ

Рейтинг@Mail.ru