Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2001


Рабочий стол

Дошкольное образование должно жить!

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОЛЖНО ЖИТЬ!

«...Нередко думают так: если дошкольное образование — это первая ступенька системы образования, то и ориентировать его надо на более высокие ярусы и уровни, в данном случае — на школу. В итоге детский сад очень часто превращается если не в маленькую школу, то в место, где к ней готовят. Увы, не только чиновники от образования, но и школьные (и, что самое плохое, дошкольные) педагоги смотрят на проблему именно таким образом...»
Интервью с директором Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования Владимиром КУДРЯВЦЕВЫМ

 

 

Сегодня у нас в гостях директор Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Московского городского педагогического университета Владимир Кудрявцев. Мы попросили Владимира Товиевича высказать свою точку зрения на развитие дошкольного образования в России.

 — Как бы вы охарактеризовали то положение, которое на настоящий момент сложилось в дошкольном образовании?

— Я бы назвал его умеренно-критическим. Корни этого кризиса не являются сугубо экономическими. Просто у нас отсутствуют сколько-нибудь вразумительные стратегия и доктрина развития дошкольного образования. Для кого-то такая стратегия — набор расхожих лозунгов, для меня — вполне отчетливая, жестко выстроенная система связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждания в области разработки государственных стандартов дошкольного образования как раз и обнажают эту проблему во весь рост.
Ведь никто даже не попытался выяснить, что означает понятие «образовательный стандарт» применительно к воспитанию, обучению и развитию дошкольников. А это — стратегическая проблема, общее видение которой и должно быть представлено в доктрине, о которой я говорю. В итоге ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные во вполне традиционном административно-минпросовском стиле. А модные разговоры о свободе, творчестве, личности, индивидуальности и т.п. лишь маскируют старую суть.
Можно, конечно, не только говорить, но и что-то делать. Можно чуть нарастить комочек нищенского образовательного бюджета, можно открыть по России несколько десятков «экспериментальных площадок», «выбив» под них финансирование (хотя с каждым годом это становится все труднее), провести пару совещаний по обмену опытом и т.п. Но это мало что даст, пока не будет решена главная проблема.

— Вы назвали положение «умеренно-критическим». Значит, все же что-то сдерживает кризис?

— Сдерживающий фактор есть — это поистине подвижнические усилия практиков — заведующих ДОУ, методистов, воспитателей, перспективно мыслящих управленцев, преимущественно местного уровня. Потому что они, зачастую интуитивно, уже выстрадали свою «доктрину» развития дошкольного образования и пытаются претворять ее в жизнь.
Не выжидая, пока за них это сделают чиновники. Я много езжу по России и видел все это своими глазами.

— Но, может быть, мы просто слишком поспешно превратили «дошкольное воспитание» в «дошкольное образование»?

— Во-первых, мы пока еще ничто и ни во что «не превратили». А во-вторых, это мировая тенденция. Не так давно в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования. Только что на этот шаг решилась Латвия. Замечу, что в России (а раньше — в СССР) дошкольное воспитание, за исключением ясельной ступени, очень давно находится в подчинении структур управления образованием. Этим фактически признается, что ребенок дошкольного, да и более возрастов нуждается не только в уходе и опеке, в более или менее организованном «выпасе», но в воспитании, обучении и развитии.
Тем самым дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как то и определено законом «Об образовании»
Но это признание налагает колоссальную ответственность. Ведь нередко думают так: если дошкольное образование — это первая ступенька системы образования, то и ориентировать его надо на более высокие ярусы и уровни, в данном случае — на школу. И в итоге детский сад очень часто превращается если не в маленькую школу, то в место, где к ней готовят. Увы, не только чиновники от образования, но и школьные (и, что самое плохое, дошкольные) педагоги смотрят на проблему именно таким образом.
Вы говорите, они рассуждают, что дошкольник должен не усваивать конкретные знания и умения, а развиваться. Но ведь это ваше развитие к делу не «пришьешь». Диагностика? Тесты? Однако, во-первых, неясно, что они показывают. А во-вторых, не в каждом детском саду или школе есть специалист-психолог. Да если и есть, пользы от него немного. Выступает один психолог на педагогическом совете и говорит: у этого ребенка такой-то уровень развития дивергентного мышления, у другого — такие-то проблемы с сериацией и классификацией...
Пришел ребенок из детского садика или семьи в школу, хорошо считать, читать, писать умеет — это и значит, что он — развитый. А ваше «развитие», может быть, когда-нибудь и проявится, да только сейчас его руками не пощупаешь. А мне первый класс не послезавтра, а сейчас укомплектовать нужно. Такая вот логика... И я хорошо понимаю ее подоплеку, поскольку мне приходится курировать в качестве научного руководителя работу ряда учебно-воспитательных комплексов, которые включают дошкольную, начальную, основную и среднюю ступени. За всем этим стоит грандиозная и пока очень далекая от своего решения проблема их преемственности.
Однако, возможно, даже не послезавтра, а уже завтра коллеги-педагоги обнаружат, что в классе, укомплектованном «развитыми» — хорошо считающими, читающими и пишущими детьми, возникнут проблемы. В первую очередь — связанные с их неумением и нежеланием учиться (переучиваться). Эти проблемы могут откликнуться эхом «школьных» неврозов, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности» на всю оставшуюся жизнь и т.д. Такова цена пренебрежения «развитием» в дошкольные годы, его подмены выработкой школьной готовности.
И слово «образование» здесь ни при чем, ибо оно не имеет никакого отношения к дидактическому натаскиванию. Напротив, это — великое слово. И это величие великолепно выражено в русском языке. Вслушайтесь: ОБРАЗ-ОВАНИЕ, обретение образа человеческого! Именно так оно и понималось в европейской классической философской традиции, например, у Гегеля. Кстати, наследником этой традиции был родоначальник дошкольной педагогики, автор термина «детский сад» и его первой модели Фридрих Фребель.
Но раз дошкольное образование — не усвоение псевдошкольных знаний и умений, тогда что придает ему статус собственно образовательной ступени? Это одна из тех проблем, которую разрабатывает наш Институт, отметивший в 2000 году свое сорокалетие.

— Вероятно, превращению ДОУ в мини-школу способствуют и позиция родителей, их запросы?

— В определенной мере — да. Многие родители считают, что качество дошкольного образования измеряется тем, насколько детский сад способен подготовить ребенка к поступлению в школу. И желательно — не в простую, а в элитарную...

— И в порядке удовлетворения родительского спроса возникают странные учреждения вроде модных сегодня прогимназий, где с детьми пятилетнего возраста начинают заниматься по программе первого класса.

— Прежде всего я бы отказал этим учреждениям в названии «прогимназия». Тот, кто его придумал, просто не был знаком с историей нашего российского образования. А в России классическая гимназия являлась в первую очередь уникальной школой свободной творческой мысли. Античные языки, история, литература создавали лишь необходимую культурно-историческую рамку для развития этой мысли. Гимназист не просто «упражнял» свое мышление в решении каких-то интеллектуальных задач. Он вступал в равноправный творческий диалог с носителями высокой духовной культуры, представлявшими разные исторические эпохи. Именно поэтому из классической гимназии вышла вся российская интеллигенция. Кто выйдет из нынешних «прогимназий», а затем из того, что опять-таки чаще всего по недоразумению называют «гимназиями», — мне неведомо. Хотя догадываться можно.
Кстати, родители зря поддаются самообольщению. Конечно, кому-то приятно засыпать и просыпаться с сознанием того, что твой ребенок — не простой дошкольник или школьник, а прогимназист или гимназист. Но только очень часто приходится сталкиваться с тем, что обучение в «элитарных» учреждениях ведется по традиционным программам, к тому же на весьма низком уровне. Как правило, они «выезжают» на дополнительных образовательных услугах, оставляя в неприкосновенности базисный компонент содержания образования. И в этом плане они ничуть не лучше детских садов советского образца. Раньше детям забивали голову политграмотой под видом «ознакомления с явлениями общественной жизни» или пережевывали обыденные факты из разных областей действительности, которые им были хорошо известны еще до поступления в детский сад. Теперь их обучают риторике, логике, бальным танцам, приобщают к компьютерам и занятиям йогой. Но суть-то от этого не меняется! Та же плоская система интенсивного предшкольного натаскивания, ускоренного «овзросления» детишек. Система порочная и губительная по своей сути. Даже если она реализуется в благопристойной игровой форме.
Я пришел к выводу, что самым главным препятствием на пути формирования нормальной школьной готовности как раз и является ранняя форсированная подготовка к школе. Ибо она противоречит смыслу главного школьного умения — умения самостоятельно учиться.

— Есть ли альтернатива?

— Разумеется. Выдающийся отечественный психолог, основатель нашего Института А.В. Запорожец усматривал эту альтернативу в амплификации (обогащении) детского развития за счет возможностей, которые присущи исконно дошкольным видам деятельности. Источники развития, с этой точки зрения, коренятся в творческом характере игры, активного восприятия сказок, различных продуктивных деятельностей и др.
Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психическому развитию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности.
В наших экспериментальных учреждениях (многие из них представляют собой дошкольную ступень единой системы развивающего образования Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) не ведется никакой специальной работы по подготовке детей к школе. А уровень школьной готовности у детей выше, чем в обычных детских садах, где их к школе целенаправленно готовят. Гипотезу о том, что творческое развитие ребенка может обеспечивать такую готовность лучше, чем что-либо иное, мы выдвинули с моим учителем Василием Васильевичем Давыдовым несколько лет назад. И сейчас она полностью подтверждается.

— Но, утверждая это, вы выбиваете оружие у целой армии специалистов, предоставляющих услуги по подготовке дошкольников к школе, и развенчиваете иллюзии многих родителей, которые готовы положить на ее алтарь все свои силы и сбережения...

— Да, выбиваю. Если хотите, я объявляю решительную войну всем этим «специалистам», которых нужно держать от детей на межгалактическом расстоянии. И не хочу сопереживать тем родителям, которые в силу своей некомпетентности или безответственности за собственные же средства калечат собственных детей. Вы скажете: уровень психолого-педагогической культуры родителей низок, их нужно просвещать. Возможно. Но старшие поколения без всяких специальных знаний прекрасно понимали, что детям надо дать возможность прожить и пережить свое дошкольное детство. Они читали им сказки, поощряли их игры, не стеснялись и сами поиграть с ребенком... Заявляю ответственно и прошу набрать это прописными буквами: ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В ОБЫЧНОМ СМЫСЛЕ СЛОВА НЕ НАДО! Эффект может быть противоположным.

— А в необычном?

— Достаточно просто заботиться о развитии главного психологического завоевания дошкольного возраста — продуктивного, или творческого, воображения, которое должно осуществлять через все многообразие детских деятельностей.
Воображение — это не отдельный познавательный процесс, как пишут в учебниках, а основа душевной и духовной жизни ребенка. Нами доказано, что развитие воображения влияет не только на успешность собственно «творческих занятий» дошкольников (например, рисованием, лепкой, конструированием, музыкой и др.), но и на формирование школьной готовности, предпосылок умений чтения и письма. Оно влияет даже на качество оздоровительной работы с детьми (закаливание, массаж и т.д.). Потому что не природные особенности организма, а воображение обеспечивает телесно-психическую целостность детского «Я».
Воображая, ребенок высвобождает резервные возможности собственной психики, а в чем-то заново их порождает. Воображение — это в том числе умение посмотреть на себя и свои возможности с позиций других людей, человеческого рода в целом. Именно так характеризовал его замечательный российский философ Эвальд Ильенков. Уже используя в игре палочку вместо лошадки, ребенок должен не просто изобразить езду, а вжиться в образ другого человека — наездника, и так до бесконечности. Здесь перед нами не один субъект, а два, хотя один из них виртуален. Не просто изображающий и изображаемый. Точнее сказать: играющий и его герой как произведение и alter ego играющего. Значит, воображение — еще и способность сконцентрировать виртуальную силу другого (других) в одном-единственном действии, при решении одной-единственной задачи... Потому-то ребенок с развитой фантазией легко преодолеет эгоцентризм, сумеет включиться в учебную ситуацию, видя «со стороны», что и как надлежит делать, он никогда не погрязнет в собственных страхах при освоении новых действий и т.п. Ведь его соавтором и советчиком будет все человечество, пусть он об этом и не догадывается.

— Значит, в развитии воображения нет ничего исключительного, «элитарного»?

— Совершенно верно. Просто это — путь обретения человечности в самом широком смысле слова, путь вхождения ребенка в культуру. Вспомните хотя бы бессмертную книгу К.И. Чуковского «От двух до пяти». Чтобы усвоить грамматику родного языка, малыш коверкает слова, создает их причудливые гибриды. И тогда появляются все эти забавные «пескаваторы», «мокрессы», «копатки» и т.п. Дело не в том, что ребенок еще не успел усвоить грамматическую норму. Как показывают исследования педагога А.Т. Арушановой, в этих случаях он уже может владеть ею. Экспериментируя со словообразовательными средствами родного языка, дошкольник стихийно пытается попробовать норму на прочность. И благодаря этому он выявляет источники происхождения нормы и границы ее применимости. А это есть осмысленный человеческий, не «штампованный» способ ориентации на норму. И так в любой сфере — не только языка, но и нравственности, познания и т.п.
Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.
Одна из них — «Программа развивающего дошкольного образования» — разработана мной и моими сотрудниками. Желательно, чтобы такие программы носили базисный (а не специализированный) характер, специфически преломляя в себе все содержание дошкольного образования. И конкурировали с традиционными базисными программами.

— Вы шутите! При словах «Сегодня мы хотим познакомить вас с новой программой» у большинства заведующих вытягиваются лица. От обилия программ у них раскалывается голова: и так куда ни повернись — везде новая программа. А люди хотят, чтобы им задали четкие ориентиры для работы. Чтобы они не метались в тщетных поисках истины. Им хочется нормальной базисной программы. Ну, пусть с несколькими вариациями.

— Проблема в том, что одна базисная программа, даже самая добротная, не может полностью удовлетворить нужд конкретного ДОУ. Тем не менее на местах такая программа часто воспринимается практиками как единственно возможная и обязательная, даже если рекомендация к ее внедрению управленческими структурами образования не носит жесткого директивного характера. Такая ситуация до недавнего времени наблюдалась в Москве, где положение сейчас стало меняться в лучшую сторону. Сходные тенденции обнаруживают себя и в других регионах России. Для практических работников, которые десятилетиями испытывали диктат типовых программно-методических документов, подобное восприятие вполне объяснимо и естественно.
В результате конкретное ДОУ пытается подстраивать «свой» педагогический процесс под формулировки «официальной» программы в ущерб его специфической логике и технологии. Ну, и в ущерб детям в первую очередь.

— То есть вы предлагаете каждому ДОУ писать для себя собственную программу?

— Это другая крайность. Я говорю о необходимости разработки базисных программ для разных типов ДОУ. А уж выбор — за самими дошкольными учреждениями, в зависимости от того, какое «лицо» они желают иметь.
Часто неудовлетворенность предлагаемой базисной программой вызывает у практических работников стремление обратиться к другим программно-методическим разработкам. В результате работа ДОУ начинает выстраиваться по «лоскутному» принципу: что-то — от Фомы, что-то — от Еремы. Или так: год поработали по одной программе, не понравилось — заменили на другую. Можно, конечно, усматривать в этом позитивное проявление педагогического плюрализма. Но, помилуйте, заложниками нашего «плюрализма» не должны быть живые дети! Ведь каждая программа так или иначе задает определенную позицию в отношении развития ребенка. Эти позиции могут не то что несовпадать — противоречить друг другу. А дитя развивается не в соответствии с отдельными «позициями» разработчиков программ, а целостно, и педагоги обязаны считаться с этим.
Осознаю, сколь утопично звучит мой призыв: дошкольное образование уже давно захлестнула волна вопиющего непрофессионализма. Школа еще как-то сопротивляется ему, а сеть российских ДОУ стала большой «экспериментальной площадкой» для всех, кто возомнил себя специалистами. Некий «валеолог», книгами которого забиты прилавки, предлагает детям попеременно нюхать окурки и апельсиновые корки, а затем сравнивать возникшие ощущения. Извините, но тут нет поля для профессиональной дискуссии: это вопрос элементарной санитарии и гигиены, а не педагогики.
Выправить положение могут только профессионалы высокой квалификации. Но их основная масса занята разработкой локальных образовательных проектов и не может составить конкуренции узкому кругу специалистов — создателей базисного программно-методического обеспечения.
Нашему обществу нужна здоровая конкуренция среди профессионалов—разработчиков программ. И инициировать ее (а не поддерживать, как было до сих пор, команды монополистов, которые сами не очень «тянут») — святая обязанность государства, если оно действительно заботится о будущем своих граждан, а стало быть, и своем собственном.

— И все же, как быть с головной болью заведующих?

— Заведующим нужно учиться выбирать.
Понимаю, насколько это сложно. Ведь в педвузах до сих пор преподают методики образца тридцати—сорокалетней давности, соответствующие установкам типовой программы. Об инновационных подходах рассказывают в рамках спецкурсов. Тех, у кого возникла потребность овладеть культурой выбора (а это именно культура), мы приглашаем к сотрудничеству с нами, с нашим Институтом. Дело в том, что в Институте в русле единого научно-исследовательского проекта разработаны и разрабатываются сразу несколько вариантов базисных образовательных программ. И мы крайне заинтересованы в расширении круга практиков, которые смогли бы принять самое активное участие в этой работе.
Ведь только вместе мы сможем сделать так, чтобы дошкольное образование наконец перестало выживать и начало жить полнокровной жизнью.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Многие вопросы, затронутые в интервью, предполагается развернуто обсудить в рамках конференции «Проблема преемственности в системе развивающего образования», которая должна состояться в Москве в мае 2001 г. Конференцию организуют Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО и Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева.
Подробнее о конференции можно узнать по тел. 951-49-28 (Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) и на сайте Владимира Кудрявцева в Интернете: http://vtk.al.ru Предварительные заявки на участие в конференции можно сделать по указанному выше телефону или по электронной почте: vtkud@mail.ru .

Публикация произведена при поддержке интернет проекта Ru Media News. Посетив сайт проекта, который располагается по адресу www.rumenews.com, Вы найдете последние новости шоу-бизнеса. К Вашему вниманию фотографии отечественных и зарубежных звезд, интервью и последние события из их личной жизни. Облако тегов и тематические разделы помогут найти все новости об интересующей Вас звезде шоу бизнеса. Интернет проект Ru Media News поможет узнать о предстоящих культурных событиях и интересно провести свой досуг.

Марина Александровская ;
Владимир Кудрявцев

Рейтинг@Mail.ru