Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2001


Лаборатория

"Воспитание чувств" в системе Монтессори

ЛАБОРАТОРИЯ

«ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ» В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

Сенсорные упражнения

Сегодня мы познакомим читателей с некоторыми упражнениями на развитие сенсорики, используемыми в системе Монтессори.

1. Цветные «мотушки»

«Мотушками» Монтессори называла катушки, на которые намотаны цветные нитки.
В корзинку кладутся катушки с цветными нитками, из которых можно составлять пары по цвету. На первом этапе работы в набор входят две катушки красного цвета, две синего и две желтого.
Педагог (или другой взрослый) показывает малышу, как можно составить из катушек пары. Например, можно поставить одну красную катушку на другую, а затем достроить столбик двумя синими катушками и двумя желтыми. Ребенок пробует повторить это построение. В данном случае основной целью упражнения для ребенка будет построить такой же ряд, как построил взрослый, но подспудно он проводит процесс цветового анализа: сравнивает и сортирует катушки по признаку цвета и именно на этом концентрирует свое внимание. Выполняя упражнение, ребенок способен это сделать, даже не зная названия цветов.
Чтобы ребенок освоил названия цветов, проводится так называемый трехступенчатый монтессорианский урок.
Первый этап: педагог выстраивает в ряд три катушки красного, желтого и синего цветов, показывает катушку и называет слово, обозначающее цвет ниток.
Второй этап: педагог просит ребенка дать ему катушку того или иного цвета.
Третий этап: педагог просит ребенка дать ему «вот эту катушку» и назвать ее цвет.
Это упражнение хорошо для совсем маленьких детей, еще только осваивающих словарь. Обычно малыши осваивают название цветов за 2—3 минуты.
С детьми постарше можно работать, называя названия других — не основных — цветов и оттенков: розовый, голубой, серый, оранжевый, темно-зеленый и т.д.
Группе детей можно предложить игру «Найди пару».
Дети садятся в кружок. У каждого в руках катушка цветных ниток. Катушки подобраны так, что у каждой есть пара. Педагог говорит: «Петя! Положи свою катушку в центр круга». Затем он предлагает детям посмотреть, у кого из них такая же катушка, и тоже поместить ее в центр круга. Убедившись, что дети легко различают цветовые оттенки, можно попросить их называть цвета своих катушек.
Это начальный этап игры.
Далее игру можно усложнять самыми разными способами. Например, дети произвольно движутся по группе. По условному сигналу они должны быстро отыскать свою «цветную» пару, взяться за руки и построиться на линии (в кругу). Пара, оказавшаяся последней, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара победителей.
Можно предложить детям до условного сигнала двигаться с закрытыми глазами, а потом открыть глаза и быстро отыскать партнера.
Возможен вариант с использованием «домиков». На полу разложены обручи (или веревочные кольца). Партнеры должны не только отыскать друг друга, но и вовремя занять свободный домик.

2. Прищепки

Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением.
Задание состоит в том, чтобы на края корзинки нацепить обычные бельевые прищепки. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма.
Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее. Можно организовать маленькое состязание пар детей, когда двое партнеров должны будут прицеплять прищепки, а потом снимать их по очереди.

3. Колокольчики

Это упражнение на развитие слуха. Для него требуются пять колокольчиков, которые по-разному звенят: стеклянный, глиняный,
пластмассовый и т.д. Колокольчики выставляются перед ребенком на стол. Ребенку завязывают глаза. Педагог берет один из колокольчиков, звенит им и ставит на место. Ребенок открывает глаза и по очереди звенит каждым колокольчиком. Требуется найти тот, которым звонил педагог.

4. Звучащие предметы

Это еще одно упражнение на тренировку слуха. Для него понадобится несколько различных предметов, которые могут издавать какие-либо звуки: шуршание, стук, звон и т.д. Например, это могут быть колокольчик, баночка с орехами и газета. Все предметы кладут в корзинку. Педагог вынимает их и показывает ребенку, какие звуки они могут издавать: так шуршит бумага, так гремит коробочка, в которой лежат орехи, и т.д. Ребенок рассматривает предметы и внимательно прислушивается к их звучанию.
Затем педагог предлагает двум детям работать в паре.
Один ребенок водящий. Ему завязывают глаза или он садится так, чтобы не видеть партнера. Партнер достает из корзины какой-нибудь предмет, звенит или гремит им, а водящий должен определить, какой из предметов издает звук. Потом они могут поменяться ролями.
Это упражнение еще и очень способствует пополнению словарного запаса. В процессе манипуляции с предметами ребенок должен называть очень много слов.

Елена ХИЛТУНЕН

Публикация произведена при поддержке интернет магазина бытовой техники в Екатеринбурге «ИдеЯ!». Посетив интернет магазин Екатеринбурга «ИдеЯ!», который располагается по адресу www.idei66.ru, Вы найдете большой ассортимент товаров, который включает в себя мобильные телефоны, компьютеры и ноутбуки, аудиосистемы, игровые приставки, телевизоры, холодильники, кофемолки, и другую бытовую технику и электронику. Низкие цены, различные способы оплаты, и доставка товара на дом делают покупку через интернет магазин «ИдеЯ!» выгодной и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.

Елена Хилтунен

Рейтинг@Mail.ru