РАБОЧИЙ СТОЛ
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Продолжение.Начало см. в № 1
ТРЕТИЙ ЭТАП
На третьем этапе основное внимание
должно уделяться приемам и способам
комбинирования и перекомбинирования образов.
Способность включать абстрактные элементы и
знакомые фигуры в различных изображениях — это
один из важных компонентов развития воображения.
Задание 1
Геометрические фигуры в предметах
Мы показываем детям картинку с
изображением конкретной геометрической фигуры и
просим отыскать в комнате предметы, в которых она
присутствует, а потом нарисовать их.
Задание 2
Волшебные превращения
Ребенку предлагаются картинка с
изображением фигуры или абстрактного элемента и
два предметных изображения, в которых эта фигура
присутствует, а затем его просят отыскать, «где
спряталась фигурка» в этих картинках. После
выполнения задания можно дать детям самим
нарисовать такие картинки и предложить другим
ребятам найти в них скрытый элемент.
Задание 3
Дорисовывание на основе данного элемента
Детям раздаются листочки с
нарисованным элементом или фрагментом предмета:
необходимо догадаться, что начал рисовать
художник, и дорисовать картинку. Результаты
могут быть самые неожиданные.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
На четвертом этапе целью работы
становится развитие самостоятельного
словесного и изобразительного творчества детей.
В процессе обсуждения и уточнения представлений
детей об окружающем мире они обучаются пониманию
смысла с помощью интонации, опорных слов,
иллюстраций, схем и символов, а также
планированию, делению на смысловые части,
последовательному изложению и рисованию. Важно,
чтобы ребенок за словесным описанием учился
видеть образное содержание. Особое внимание в
заданиях этого блока должно уделяться словесной
опоре.
Задание 1
Опорные слова
На основе 3—4-х опорных слов (например,
«мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям
предлагается либо сначала нарисовать рисунок по
этим словам, а потом придумать рассказ по нему,
либо сперва составить историю с этими словами, а
потом нарисовать к ней картинку.
Задание 2
Иллюстрации к сказке
Читаем детям сказку, после чего каждый
ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод,
рассказывает о нем и рисует к нему картинку.
Задание 3
История о ...
Детям предлагается придумать короткую
историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом
им персонаже, рассказать эту историю и
нарисовать к ней картинку. Дети могут сами
выбрать темы и героев своих историй.
Важную роль для формирования
воображения детей играет их совместная
деятельность (при организующей роли взрослого). В
таком сотворчестве дети учатся действовать с
учетом того, что делают их товарищи. При этом они
занимаются анализом, перестройкой и
перекомбинированием образов воображения.
ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ВООБРАЖЕНИЯ
Задание 1
Украсим елку
Двоим детям дается общее задание:
нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее
разноцветными игрушками. Рисовать надо по
очереди. Для работы потребуются большой лист
бумаги, цветные фломастеры или мелки.
Задание 2
Игры во дворе
Детям предлагается вместе нарисовать
картину «Игры во дворе». Работать они должны по
очереди, каждый своим мелком и фломастером.
Повторять то, что уже нарисовано одним из
участников, нельзя. Можно нарисовать только один
предмет, но придуманный самостоятельно.
Чтобы получилась интересная и красивая картина,
надо стараться учитывать размеры изображаемых
фигур и предметов, их расположение на листе и
цветовые соотношения.
После окончания работы проводятся коллективная
оценка и анализ того, что сделано неверно.
Задание 3
Отгадай, что я задумал, и дорисуй
Каждый из детей задумывает свое
изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок
начинает и рисует только один элемент. Следующий
должен представить, что бы это могло быть, что
хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок,
дополнив его также одним элементом. По ходу
работы приходится часто перестраивать
первоначально задуманный образ.
Это задание очень сложное, но оно способствует
формированию важнейших компонентов воображения,
а также учит детей работать вместе,
договариваться и искать компромиссы.
Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки
«достраивания», реконструирования и создания
новых образов, занятия можно усложнить,
предварительно выполняя задания в группах не из
2, а из 4 человек.
Задание 4
Рисуем вместе
На столе закрепляется лист бумаги
большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с
учетом количества принимающих участие в работе).
Ребятам предлагается создать композицию на
данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).
Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле.
Затем по сигналу взрослого все переходят на
соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать
товарищ, и продолжить его рисунок. В этой
совместной работе происходят актуализация и
перестройка образов с учетом заданной темы.
На первых занятиях дети ориентируются на
создание реалистичных образов. Затем в задание
постепенно вносятся элементы фантастики —
например, реальные контурные изображения
предлагается раскрасить в фантастические,
придуманные цвета (корова — зеленая, солнце —
синее и т.д.).
Задание 5
Волшебное дерево
Предлагается нарисовать волшебное
дерево, которое должно быть непохожим ни на какие
известные деревья, вдобавок на веточках могут
находиться какие-то необычные вещи.
Подобные задания активизируют прошлый опыт,
пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В
процессе совместных действий дети учатся
понимать друг друга, создается атмосфера доверия
и заинтересованности, а это — одно из главных
условий, располагающих к творчеству.
Блок заданий на воображение может
завершаться творческой композицией группы детей
— созданием большого общего рисунка или коллажа.
Для более полного вхождения в образ и создания
благоприятного эмоционального фона во время
занятий подбирается соответствующее
музыкальное сопровождение. Музыка помогает
создать настроение, успокаивает возбудимых
детей. Под музыку можно расслабляться, можно
двигаться, ее можно рисовать.
В наших занятиях с детьми комбинировались
описанные упражнения на воображение и игры,
направленные на развитие внимания и моторики,
релаксация и свободное рисование. Методика
работы строилась с учетом темы занятия,
поставленных целей и этапа обучения. Сначала мы
показывали, как можно выполнить работу, как
создать новый образ, затем шло совместное
действие, и только потом ребенок действовал
самостоятельно.
Обязательным условием было создание ситуации
успеха, особенно для детей неуверенных, робких,
застенчивых и тех, кто привык к тому, что у них
ничего не получается. «Я не умею, не могу...» — эти
слова можно было часто слышать. Надо было
преодолеть этот страх, и мы старались, чтобы дети
поверили в свои возможности. При этом
использовались различные варианты помощи и
постоянная эмоциональная поддержка: поощрение
словом, взглядом, улыбкой одобрения.
Волшебный сад
(примерное занятие на развитие воображения в
группе из 5—6-и человек)
Цель: активизация образов
памяти, представлений, формирование воображения.
Оборудование: настенное
панно из цветов, различные цветы, сделанные из
бумаги в технике оригами (маки, розы, тюльпаны,
ромашки и др.), магнитофон, кассеты с записями
медитационной музыки (из серии «Времена года»),
фломастеры, цветные мелки, бумага.
План проведения занятия:
1. Разминка-расслабление.
2. Актуализация имеющихся знаний о цветах (дети
выбирают себе любимый цветок и рассказывают о
нем).
3. Слушание сказки под музыкальное сопровождение
(дети садятся, закрывают глаза, взрослый под
музыку начинает рассказывать сказку).
4. Рисование по описанию и представлению
(«Нарисуйте мелками картины, которые я вам
нарисовала словами»).
5. Рассказ детей по своим рисункам.
6. Оценка работы детей.
План проведения занятий мог меняться в
зависимости от состояния детей и темы занятия.
Выставки работ детей, выполненных на занятиях,
обязательно порадуют родителей. Их тоже можно
вовлечь в «воображательные» упражнения.
Придумывание всяческих небылиц, сочинение новых
сказок, новых концовок к известным сказкам,
переделывание старых сказок на новый лад — это
увлекательные занятия для детей с родителями,
причем заниматься этим можно и дома, и по дороге
из детского сада, и пока мама готовит ужин.
Упражнения на дорисовывание или на совместное
рисование также могут проводить мамы и папы.
Развивать воображение полезно и взрослым...
Олег БОРОВИК,
кандидат психологических наук, МГПУ
Публикация произведена при поддержке интернет магазина нишевой и селективной парфюмерии iPerfume.ru. Интернет магазин iPerfume.ru предлагает по выгодной цене купить ароматы торгового дома Montale Paris. На Ваш выбор широкий ассортимент парфюмерной продукции, который включает в себя Montale Royal Aoud, Montale Wild Pears, Montale Vanille Absolu, Montale Full Incense, и другие духи марки Montale. А так же на сайте магазина представлена оригинальная продукция таких брендов, как Amouage, Escentric Molecules, Kilian, M. Micallef, Nasomatto, Serge Lutens, Shaik и Tom Ford. Для удобства выбора все предоставляемые духи сопровождаются подробным описанием аромата и фотографией флакона, а доставка покупки на дом, позволит совершить заказ, не покидая удобного кресла за Вашим компьютером.