Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2001


Рабочий стол

Развитие воображения

РАБОЧИЙ СТОЛ

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Продолжение.Начало см. в № 1

ТРЕТИЙ ЭТАП

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения.

Задание 1
Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2
Волшебные превращения

Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

Задание 3
Дорисовывание на основе данного элемента

Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

 ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

Задание 1
Опорные слова

На основе 3—4-х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.

Задание 2
Иллюстрации к сказке

Читаем детям сказку, после чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Задание 3
История о ...

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.

Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ

Задание 1
Украсим елку

Двоим детям дается общее задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

Задание 2
Игры во дворе

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе». Работать они должны по очереди, каждый своим мелком и фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать только один предмет, но придуманный самостоятельно.
Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые соотношения.
После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

Задание 3
Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.
Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

Задание 4
Рисуем вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).
Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.
На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

Задание 5
Волшебное дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.
Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

Блок заданий на воображение может завершаться творческой композицией группы детей — созданием большого общего рисунка или коллажа.
Для более полного вхождения в образ и создания благоприятного эмоционального фона во время занятий подбирается соответствующее музыкальное сопровождение. Музыка помогает создать настроение, успокаивает возбудимых детей. Под музыку можно расслабляться, можно двигаться, ее можно рисовать.
В наших занятиях с детьми комбинировались описанные упражнения на воображение и игры, направленные на развитие внимания и моторики, релаксация и свободное рисование. Методика работы строилась с учетом темы занятия, поставленных целей и этапа обучения. Сначала мы показывали, как можно выполнить работу, как создать новый образ, затем шло совместное действие, и только потом ребенок действовал самостоятельно.
Обязательным условием было создание ситуации успеха, особенно для детей неуверенных, робких, застенчивых и тех, кто привык к тому, что у них ничего не получается. «Я не умею, не могу...» — эти слова можно было часто слышать. Надо было преодолеть этот страх, и мы старались, чтобы дети поверили в свои возможности. При этом использовались различные варианты помощи и постоянная эмоциональная поддержка: поощрение словом, взглядом, улыбкой одобрения.

Волшебный сад
(примерное занятие на развитие воображения в группе из 5—6-и человек)

Цель: активизация образов памяти, представлений, формирование воображения.

Оборудование: настенное панно из цветов, различные цветы, сделанные из бумаги в технике оригами (маки, розы, тюльпаны, ромашки и др.), магнитофон, кассеты с записями медитационной музыки (из серии «Времена года»), фломастеры, цветные мелки, бумага.

План проведения занятия:

1. Разминка-расслабление.
2. Актуализация имеющихся знаний о цветах (дети выбирают себе любимый цветок и рассказывают о нем).
3. Слушание сказки под музыкальное сопровождение (дети садятся, закрывают глаза, взрослый под музыку начинает рассказывать сказку).
4. Рисование по описанию и представлению («Нарисуйте мелками картины, которые я вам нарисовала словами»).
5. Рассказ детей по своим рисункам.
6. Оценка работы детей.

План проведения занятий мог меняться в зависимости от состояния детей и темы занятия.
Выставки работ детей, выполненных на занятиях, обязательно порадуют родителей. Их тоже можно вовлечь в «воображательные» упражнения. Придумывание всяческих небылиц, сочинение новых сказок, новых концовок к известным сказкам, переделывание старых сказок на новый лад — это увлекательные занятия для детей с родителями, причем заниматься этим можно и дома, и по дороге из детского сада, и пока мама готовит ужин. Упражнения на дорисовывание или на совместное рисование также могут проводить мамы и папы. Развивать воображение полезно и взрослым...

Олег БОРОВИК,
кандидат психологических наук, МГПУ

Публикация произведена при поддержке интернет магазина нишевой и селективной парфюмерии iPerfume.ru. Интернет магазин iPerfume.ru предлагает по выгодной цене купить ароматы торгового дома Montale Paris. На Ваш выбор широкий ассортимент парфюмерной продукции, который включает в себя Montale Royal Aoud, Montale Wild Pears, Montale Vanille Absolu, Montale Full Incense, и другие духи марки Montale. А так же на сайте магазина представлена оригинальная продукция таких брендов, как Amouage, Escentric Molecules, Kilian, M. Micallef, Nasomatto, Serge Lutens, Shaik и Tom Ford. Для удобства выбора все предоставляемые духи сопровождаются подробным описанием аромата и фотографией флакона, а доставка покупки на дом, позволит совершить заказ, не покидая удобного кресла за Вашим компьютером.

Олег Боровик

Рейтинг@Mail.ru