Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2001


Рабочий стол

Дорога в страну РЕЧИ

РАБОЧИЙ СТОЛ

ДОРОГА В СТРАНУ РЕЧИ

Учителям начальных школ и многим родителям учеников 1—4-х классов хорошо знакомы проблемы, связанные с ошибками в чтении и письме. На первом году обучения это чаще всего пропуски, замены, перестановки и повторы букв и слогов; игнорирование окончаний или начальных слогов в словах и т.д. Впоследствии, когда дети начинают делать устные сообщения и доклады, писать изложения и сочинения, у них обнаруживаются недостаточность словарного запаса, аграмматизмы, неумение логически правильно и последовательно выстроить свою мысль, рассказ. Такие проблемы появляются даже у тех учащихся, кто прекрасно успевает по другим предметам, а по русскому языку исправно учит все правила.
Причины этих проблем кроются в дошкольном детстве, а зачастую и в еще более раннем периоде, когда у детей только начинает развиваться речь. Существует немало факторов, способных отрицательно повлиять на процесс развития речи: неблагоприятная (в речевом плане) наследственность, отклонения в дородовом, родовом и послеродовом периодах, различные простудные и инфекционные заболевания в первые годы жизни, стрессы и прочее. Учитывая состояние нашей экологии и проблемный характер жизни, трудно создать ребенку идеальные социальные и психологические условия для развития, в частности, речи.
Тем не менее многих проблем с чтением и письмом можно избежать, если заранее, на дошкольном этапе, позаботиться об их предупреждении. Вот почему особую актуальность ныне приобретают коррекционные методики, которые обеспечивают развитие речи по всем ее компонентам (словарь, грамматический строй, связная речь, фонетико-фонематические процессы) и позволяют подготовить детей к обучению грамоте в школе с учетом профилактики наиболее распространенных нарушений чтения и письма.
Авторы пособия по развитию речи дошкольников «По дороге к Азбуке» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова взяли за основу логопедическую методику, адаптировав ее до уровня детей с нормальным речевым развитием. При этом авторы не ставили перед собой задачу более раннего обучения чтению, а стремились создать основу для успешного обучения чтению и письму в школе.
Пособие «По дороге к Азбуке» представляет собой вводный двухгодичный курс для дошкольников от 4 до 6 лет и является начальным звеном непрерывного курса русского языка, чтения и литературы, входящего составной частью в программу «Школа-2100». В пособии проводится работа по всем направлениям родного языка, которые изучаются в начальной школе по учебнику «Моя любимая азбука». Учебный материал согласован также с содержанием других курсов дошкольного комплекта: с математикой, окружающим миром, риторикой, синтезом искусств, информатикой.
Пособие «По дороге к Азбуке» состоит из четырех рабочих тетрадей. Организация и содержание работы представлены в методических рекомендациях. К курсу разработана диагностика (сб. «Школа-2100», № 4 за 2000 г., с. 156).
Тетради 1 и 2 предназначены для работы с детьми четырех лет, посещающими среднюю группу детского сада. С ними проводится работа по развитию словаря, грамматического строя и связной речи в сочетании с развитием мышления, внимания и памяти.
Тетради 3 и 4 предназначены для работы с детьми пяти лет, посещающими старшую группу детского сада. Работа с детьми направлена непосредственно на подготовку к обучению грамоте в школе и включает в себя развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового и слогового анализа, обучение начальным навыкам чтения. Предполагается, что занятия по курсу проводятся с детьми 2 раза в неделю.
Структура рабочих тетрадей строится с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей. В сюжетном плане занятия организованы как череда приключений и ситуаций, в которые попадают главные герои — Ежик, Лисенок и их друзья. Вместе с ними дети на каждом занятии отправляются в разные путешествия, в ходе которых открывают для себя что-то новое об окружающем мире и о явлениях родного языка. Таким образом поддерживается постоянный интерес детей к открытию новых знаний. Материал каждого занятия выстроен как диалог с ребенком, в ходе которого ребенок самостоятельно приходит к новым представлениям и знаниям.
В рабочих тетрадях имеется богатый иллюстрированный материал, который избавит воспитателей от подбора необходимых рисунков. При желании можно использовать дополнительный наглядный материал, но перенасыщать занятие наглядностью не следует — это может затормозить развитие наглядно-образного мышления у детей.
С учетом того, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все задания курса представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстраивать процесс обучения, поддерживать их интерес к занятиям и легче осваивать сложные умения и навыки.
В рамках каждого занятия представлен широкий спектр заданий и упражнений, которые предполагают и групповую работу, и самостоятельное выполнение заданий в учебной тетради. Некоторые задания имеют несколько вариантов выполнения — по возрастанию степени сложности. Таким образом, дети не успевают соскучиться (их интерес постоянно поддерживается новыми «играми»), а воспитатель в зависимости от ситуации может выбрать наиболее подходящий к случаю вид деятельности и подобрать для каждого ребенка индивидуально тип задания.
При этом от воспитателя не требуется скрупулезного выполнения всех заданий от начала и до конца. Желательно лишь сохранить структуру занятия и последовательность изложения материала. Объем же материала можно регулировать по своему усмотрению. Отдельные фрагменты занятий можно вообще перенести на свободное время (это касается загадок и заданий с рисунками).
Чтобы у читателей сложилось более четкое представление о нашем курсе, проиллюстрируем основные типы заданий по каждому направлению работы.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Лексический строй

Развитие лексического строя происходит путем накопления и увеличения объема словаря по темам обобщающих понятий с дальнейшим использованием новых слов в самостоятельной речи детей.

II. Связная речь

Развитие связной речи строится на основе:

— пересказа прослушанного текста, составления рассказа-описания по заданной схеме, по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, по цепочке ассоциаций;
— восполнения структуры предложения путем добавления недостающих элементов;
— выявления смысловых несоответствий в рассказе или предложении и воспроизведения его в правильном виде.

III. Грамматический строй

1. Изменение существительных и прилагательных по родам, числам и падежам (игры: «Один — много», «Скажи со словом «много», «Скажи со словами «один», «три», «пять», — и т.д.).
2. Изменение глаголов по временам и лицам: «Ответь на вопросы: он что делает? что делал? что будет делать?», «Скажи со словом «он» (она, они)», — и т.д.
3. Словообразование и изменение слов приставочным и суффиксальным способами: «Назови ласково», «Скажи со слогом по- в начале слова: бежать — побежать, сидеть — посидеть», — и т.д.
4. Выделение однокоренных слов из группы слов, самостоятельный их подбор: «Подбери слова, похожие на слово «снег» («лес»), «Доскажи слово», — и т.д.
5. Образование словосочетаний и их изменение в той или иной форме: «Погода — какая?», «Яблоко — какое?», «Скажи со словом «летний» (день — летний день, погода — летняя погода, небо — летнее небо, дожди — летние дожди), «Доскажи предложение».
6. Подбор антонимичных существительных, прилагательных и наречий («Скажи наоборот»).
7. Знакомство с понятием «предлоги»; их выделение в словосочетаниях и предложениях, подбор предлогов к словам, выявление ошибок в использовании предлогов.
8. Упражнения на развитие словотворчества: «Придумай кличку», «Назови детенышей», «Придумай название улице, если на ней… (много цветов)».

IV. Упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, воображения:

«Что было бы, если…», «Сравни рисунки», «Что неправильно на рисунке?», «Найди одинаковые предметы», «Дорисуй недостающие детали», «Обведи в кружок группы предметов», «Какой предмет лишний?», — и т.д.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I. Фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ:

— определение артикуляционных и акустических характеристик изучаемого звука, соотнесение этих характеристик со зрительным образом звука, его цветовым обозначением, буквой;
— выделение звука в звуковом, а затем в слоговом ряду и в слове; определение количества повторяющихся звуков в слове (сколько звуков «А» в словах «мак», «кабан», «барабан»?);
— определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце), подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;
— сравнение звука с другими, близкими по артикуляционным и акустическим признакам («С» — «с»,
«с» — «з», «с» — «ц», «с» — «ш»);
— сравнение слогов, а затем слов по звуковому составу (чем отличаются слова: «дом» — «ком», «лак» — «лук», «угол» — «уголь»? — и т.д.);
— изменение слов путем замены одних звуков другими («коса» — «коза», «стол» — «стул» и т.д.);
— составление слов по первым звукам слов или названий картинок (Марина, Аня, Катя — МАК); подбор слов на каждый звук опорного слова (ИГРА — искра, грач, роза, астра).

II. Слоговой анализ:

— определение количества слогов в слове;
— выделение 1-го, 2-го или последнего слога в слове;
— подбор слов на заданное количество слогов, на какой-то определенный слог;
— выявление одинаковых слогов в группе слов (РАдуга, гоРА, жиРАфы);
— составление слов по первым (или последним) слогам (ЛАпоть + ПАпа = ЛАПА, щеКА + груША = КАША);
— выявление сходства и различия в слоговом составе слов («Чем отличаются слова «КАРТОН» и «КАРМАН»?);
— восстановление нарушенной последовательности слогов в слове («Слово рассыпалось», «Пронумеруй по порядку слоги»);
— восстановление структуры слова путем добавления слога в конце или в начале слов («Добавь слог СА или ЗА в конце слова: стреко- , поло- , ва- », «Скажи со слогом ЛО или РО в начале слова: -шадь (лошадь), -ма (Рома), -коть (локоть), -ща (роща)»);
— исключение слогов из состава слова («Скажи слово без слога ЗА: забежать (бежать), зашить (шить)»; «Зачеркни лишний слог»);
— определение по названию картинки пропущенного в слове слога (зем-ля-??-ка);
— изменение порядка слогов в слове (ПИ-ШИ — ШИ-ПИ; КА-МЫШ — МЫШ-КА);
— подбор пропущенного в слове слога среди нескольких слогов;
— замена одних слогов другими («Какое слово получится, если в слове «Марина» второй слог заменить на слог ШИ (или ЛИ)?»);
— ребусы и «примеры» (?? + МАК = ГАМАК, ДУДОЧКА — ?? = ДОЧКА).

III. Звуковое «чтение»

Особенностью курса является использование звуковых обозначений. Каждому звуку соответствует определенная картинка (к тетрадям 3 и 4 прилагается готовый комплект звуковых обозначений).
Благодаря этим звуковым карточкам дети четко усваивают разницу между звуком и буквой; понимают, что одна буква может обозначать сразу два звука и, соответственно, читаться по-разному (например, буква называется «эль», а читается как «л» или «ль»). С помощью звуковых картинок дети овладевают навыком чтения с последующим плавным переходом от звуковой символики к буквенной (в связи с этим пожелание к воспитателям: при знакомстве детей с каждым новым звуком обратить особое внимание на задание 2). При этом исключаются такие отрицательные моменты, как побуквенное чтение и неумение сливать буквы в слоги.
Несмотря на большое количество звуковых обозначений, их запоминание не будет вызывать у детей затруднений, если перед знакомством с той или иной картинкой воспитатель расскажет историю, связанную с ней (эти истории напечатаны в методическом руководстве; если его нет, то можно предложить детям придумать самостоятельный рассказ по картинке в рабочей тетради). Тогда с каждой картинкой у детей будет связана определенная ассоциация, что существенно улучшит запоминание.
С помощью звуковых обозначений становятся возможными следующие задания:

— «чтение» слов (даже сложного слогового состава);
— «чтение» слов с добавлением недостающих звуков и слогов (КО-РОБ-?А, ВЕ-ЛО-??-ПЕД);
— изменение слова путем добавления или исключения звуков (ЛЕНЬ — ОЛЕНЬ, КОТ — КРОТ, СТОЛ — СТОЛБ, ГРОЗА — РОЗА);
— составление слов из звуков (КСУ — СУК, АКМ — МАК);
— изменение порядка звуков в слове (НОС — СОН, ГОД — ДОГ, ШАЛАШ; ВХОД — ВДОХ, СТУК — КУСТ);
— решение «примеров» (КОСА — А + ТОЧКА = ?);
— нахождение слов в других словах (МАЯК, МАШИНА);
— выкладывание слов с помощью звуковых обозначений и «превращение» этих слов в другие слова (КАПЛЯ — ЦАПЛЯ, ЩЕКА — ЩУКА).

IV. Знакомство с буквами:

— соотнесение буквы с соответствующим звуком (или звуками);
— штриховка буквы определенным цветом: гласные штрихуются красным цветом; согласные, которым соответствует только один твердый звук, — синим (если мягкий — зеленым); у согласных, которым соответствуют два звука, одна половинка штрихуется синим цветом, другая — зеленым;
— выяснение, на что похожа буква, с последующей дорисовкой («Преврати эту букву в …»);
— чтение слогов;
— обязательное уточнение различий между буквой и соответствующим ей звуком (или звуками).

Чтение по буквам ограничивается слогами, так как дальнейшее обучение чтению осуществляется уже в следующем учебном курсе — «Моя любимая азбука». Для работы подойдут и другие буквари и азбуки.
Упражнения на развитие мышления, внимания и других познавательных процессов на втором году обучения переходят в сферу звукового и слогового анализа.
Пособие «По дороге к Азбуке» уже успело привлечь к себе достаточное число сторонников. Одной из причин такого благоприятного отношения к нему является универсальность его использования: в домашних условиях (в этом случае нет нужды в методическом руководстве), в детских садах, в логопедических группах (в старших и подготовительных), УВК, группах подготовки к школе. С детьми старшего дошкольного возраста (6—7 лет) весь двухгодичный курс можно пройти за один год. Для этого каждые два занятия, отведенные на изучение одной лексической темы, можно объединить в одно. Аналогично совмещаются парные занятия, отведенные на изучение согласных звуков в твердой и мягкой позиции.
Авторы пособия «По дороге к Азбуке» стремились сделать его таким, чтобы детям было интересно с ним заниматься, а взрослым интересно и удобно по нему работать. Насколько нам это удалось, судить вам, уважаемые читатели.
Но у нас с вами есть и общая цель — сделать процесс открытия новых знаний и овладения родным языком радостным и увлекательным для дошколят. И позаботиться о том, чтобы эта радость не была омрачена в школе плохими оценками по русскому языку и чтению.

Татьяна КИСЛОВА,
кандидат педагогических наук, логопед.

Публикация произведена при поддержке компании «Бьютистиль». Воспользовавшись предложением компании «Бьютистиль», Вы сможете по выгодной цене приобрести профессиональную мебель и оборудование для салонов красоты и парикмахерских, с доставкой по Москве. Оборудование для парикмахерской от компании «Бьютистиль» - это полный перечень товаров необходимых для открытия парикмахерского салона или его полного переоборудования. На Ваш выбор, как недорогие товары производства Китая, так и элитная итальянская продукция. Возможность оптовой покупки позволит выгодно сэкономить на заказе. Подробнее ознакомиться с предложением компании «Бьютистиль» можно по адресу http://beautystyle.ru/

Татьяна Кислова

Рейтинг@Mail.ru