Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2001


Рабочий стол

Примерное занятие по курсу "по дороге к азбуке". Тетрадь 3. Занятие 1 Тема: Звуки и буквы

РАБОЧИЙ СТОЛ

Р.Н.БУНЕЕВ, Е.В.БУНЕЕВА, Т.Р.КИСЛОВА

 

 

 

 

ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ

Тетрадь № 3

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ

I

  • Кто из знакомых вам героев изображен на рисунке? (Ежик и Лисенок.)

  • Вы помните, кто такие Ежик и Лисенок? (Это игрушки.)

  • Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать? Вспомните, где они побывали в прошлом году? (В огороде, в саду, в городе, в магазине, на рынке, в парке, на почте, в деревне, в лесу и т.д.)

II

  • А еще у Ежика и Лисенка есть знакомая — Мудрая Сова. И эта Сова предложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

  • Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (Как проезжает машина, поют птицы, шелестит листва и т.д.)

  • Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.)

  • Так вот, все, что вы сейчас произнесли и услышали, — это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

  • Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку.)

  • Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков.)

III

1

  • Пора занимать свои места в вагончиках. Ежик и Лисенок уже уселись.

  • Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

  • Тогда подудите, как паровозик. («Ту-ту».)

  • Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».)

  • А это значит, что мы уже едем по стране Звуков.

2

  • Рассмотрите рисунок. Скажите, кого увидели Ежик и Лисенок?

  • Лисенок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, собака, петух и ворона.)

  • Можно ли все, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно.)

  • Это значит, что наши друзья-игрушки уже попали в страну Звуков.

3

Дети становятся в круг, в центре его воспитатель.
Воспитатель предлагает детям всем вместе сочинить стихотворение.
Воспитатель: Подпевает козлик мне:
Дети: Бе-бе!
Воспитатель: Лает песик, хвост задрав:
Дети: Гав-гав!
Воспитатель: А петух мне на бегу
Прокричал…
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: А котенок пискнул:
Дети: Мяу!

В ходе физкультминутки дети вслед за воспитателем изображают движения животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как песик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котенок).

  • Какие звуки вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу».)

4

  • Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. После того как Ежик и Лисенок разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту.

  • Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

  • А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

  • Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
    (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

  • Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет.)

  • Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)

5

  • Отгадайте загадки:

Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.

(Зубы)

Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.

(Щеки)

Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим.

(Язык)

  • О чем были загадки?

6

  • Послушайте сказку о веселом язычке и повторяйте за мной все движения язычка.

Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки), окна — губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (по нёбу), мыл пол (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

IV

  • В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились Ежик, Лисенок и Мудрая Сова по дороге в страну Азбуку?

  • С помощью чего мы произносим звуки?

  • Вам понравилось занятие?

  • Что вам понравилось на занятии?
  • Публикация статьи произведена при поддержке гранитной мастерской «Царьгранит». Пожалуй, лучшим способом сохранить воспоминания о близком человеке и почтить его память является заказ памятника. Специалисты мастерской – настоящие профессионалы и готовы выполнить заказ любой степени сложности. Посмотреть портфолио работ работников мастерской, узнать цены на памятники из мрамора или гранита и узнать о текущих акциях и предложениях, Вы можете по этой ссылке http://tsargranit.ru/granitnye-pamyatniki.html.

Р. Н. Бунеев ;
Е. В. Бунеева ;
Татьяна Кислова

Рейтинг@Mail.ru