Примерное занятие по курсу "по дороге к азбуке". Тетрадь 3. Занятие 1 Тема: Звуки и буквы
РАБОЧИЙ СТОЛ
Р.Н.БУНЕЕВ, Е.В.БУНЕЕВА, Т.Р.КИСЛОВА
ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КУРСУ
Тетрадь № 3
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: ЗВУКИ И БУКВЫ
I
Кто из знакомых вам героев изображен на
рисунке? (Ежик и Лисенок.)
Вы помните, кто такие Ежик и Лисенок?
(Это игрушки.)
Вы, наверное, не забыли, что они очень
любят путешествовать? Вспомните, где они
побывали в прошлом году? (В огороде, в саду, в
городе, в магазине, на рынке, в парке, на почте, в
деревне, в лесу и т.д.)
II
А еще у Ежика и Лисенка есть знакомая
— Мудрая Сова. И эта Сова предложила им
отправиться в большое путешествие в страну
Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну
Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна
невидимая, но она окружает нас всюду, потому что
звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно
только услышать или произнести.
Закройте глаза и прислушайтесь. Какие
звуки вы слышите? (Как проезжает машина, поют
птицы, шелестит листва и т.д.)
Скажите, как сигналит машина, как
смеются, как воет волк, лает собака, мяукает
кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.)
Так вот, все, что вы сейчас произнесли
и услышали, — это и есть звуки. А звуками
считается все, что можно услышать и произнести.
Во время нашего путешествия мы узнаем, какие
бывают звуки речи. Как они возникают, как
произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы
узнаем, что звуки обозначаются буквами.
Куда мы с вами поедем? (В страну
Азбуку.)
Какую страну мы должны проехать,
прежде чем попасть в Азбуку? (Страну Звуков.)
III
1
Пора занимать свои места в
вагончиках. Ежик и Лисенок уже уселись.
Вы готовы к путешествию по стране
Звуков?
Тогда подудите, как паровозик.
(«Ту-ту».)
Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».)
А это значит, что мы уже едем по стране
Звуков.
2
Рассмотрите рисунок. Скажите, кого
увидели Ежик и Лисенок?
Лисенок решил проверить,
действительно ли они оказались в стране Звуков.
По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и
прислушался. Какие звуки он услышал? (Дети
изображают, как подают голос корова, лошадь, овца,
собака, петух и ворона.)
Можно ли все, что вы произнесли,
назвать звуками? (Можно.)
Это значит, что наши друзья-игрушки
уже попали в страну Звуков.
3
Дети становятся в круг, в центре его
воспитатель.
Воспитатель предлагает детям всем вместе
сочинить стихотворение.
Воспитатель: Подпевает козлик мне:
Дети: Бе-бе!
Воспитатель: Лает песик, хвост
задрав:
Дети: Гав-гав!
Воспитатель: А петух мне на бегу
Прокричал…
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: А котенок пискнул:
Дети: Мяу!
В ходе физкультминутки дети вслед за
воспитателем изображают движения животных:
топают ногой (как козлик), встают на четвереньки
(как песик), машут руками (как петух), садятся на
корточки (как котенок).
4
Эти звуки издают животные. А люди
издают звуки речи. Из них получаются слова. После
того как Ежик и Лисенок разобрались, что такое
звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и как
появляются звуки. Оказывается, звуки возникают
во рту.
Что находится во рту у каждого из вас?
(Зубы, язык.)
А если мы закроем рот, что мешает нам
увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
Попробуйте закрыть плотно рот и
сказать «Здравствуйте», не открывая рта.
(Дети пытаются произнести это слово с закрытым
ртом.)
Вы смогли правильно произнести слово
«здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет.)
Можно ли разговаривать без помощи
губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)
5
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят.
(Зубы)
Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.
(Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим.
(Язык)
6
Жил да был на свете веселый язычок. У
него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети
надувают щеки), окна — губы и зубы (дети улыбаются
и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный.
Каждый день он наводил порядок в своем домике:
чистил стены (дети проводят языком по внутренней
стороне щек), потолок (по нёбу), мыл пол (по
внутренней стороне нижней челюсти), протирал
окна (дети широко открывают рот и проводят языком
по верхним и нижним зубам).
Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он
открыл окно (широко открывают рот), выглянул на
улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по
сторонам (движение языка в разные стороны), вверх,
вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой
домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна
(закрывают рот).
IV
В какой стране живут буквы? А звуки? В
какой стране очутились Ежик, Лисенок и Мудрая
Сова по дороге в страну Азбуку?
С помощью чего мы произносим звуки?
Вам понравилось занятие?
- Что вам понравилось на занятии?
Публикация статьи произведена при поддержке гранитной мастерской «Царьгранит». Пожалуй, лучшим способом сохранить воспоминания о близком человеке и почтить его память является заказ памятника. Специалисты мастерской – настоящие профессионалы и готовы выполнить заказ любой степени сложности. Посмотреть портфолио работ работников мастерской, узнать цены на памятники из мрамора или гранита и узнать о текущих акциях и предложениях, Вы можете по этой ссылке http://tsargranit.ru/granitnye-pamyatniki.html.
Р. Н. Бунеев ; Е. В. Бунеева ; Татьяна Кислова
|