ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ
Владимир ЛЕВИН
Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА
ЧТО ТАКОЕ РЕБУСЫ?
…Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви
Не 100птал никто!..
Ребус — это тайное письмо. Его может написать и
прочесть только тот, кто знает секретные правила.
Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и
читай.
Приобщать к этому увлекательному и развивающему
занятию можно, как только ребенок начнет
осваивать чтение. И даже раньше — когда он
знакомится со звуками речи и буквами.
Если малыш еще не читает или читает с
трудом, предложите ему игру в «Секретное письмо»
(или в «Разведчиков», или в «Шпионов», или
в «Первобытного человека, который еще не
изобрел букв и переписывается картинками», или
во что-либо еще — в зависимости от вашей
фантазии). Условия игры просты: вы составляете
слово или письмо из первых букв нарисованных
предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть
прочесть) эту запись.
Если вы не умеете рисовать, не беда.
Приобретите (купите, достаньте, сделайте вместе с
ребенком) кубики-азбуку или картинки-азбуку на
карточках. Чтобы изготовление азбуки стало
приятным занятием для вас и ребенка, достаньте
старые открытки или журналы, которые собираетесь
выбросить. Подготовьте карточки (например, из тех
же открыток или старых игральных карт). А дальше
все понятно, если есть ножницы, клей и желание с
пользой для себя и своего ребенка провести с ним
некоторое время.
Если у вас фабричная азбука (кубики или
карточки), кусочками бумаги заклейте буквы. Но
так, чтобы легко было оторвать, не испортив
картинки! А ребенка попросите:
— Только читай по картинкам, не подглядывай,
какие там буквы!
(Такой «запрет» вызовет у ребенка
гораздо большее желание запомнить буквы, чем
настойчивое требование «выучи же наконец
буквы!». Опыт многих родителей, в том числе и
самого автора, убеждает: если малыш часто видит
родных читающими, не стоит заставлять его
учиться грамоте. В этом случае гораздо
эффективнее «не разрешать» учиться читать: «Ты
еще маленький, тебе рано...»)
Поначалу не оставляйте ребенка один на
один с новой задачей. Старайтесь понять, в чем его
трудности, и помогайте ему. Но не навязывайтесь,
не подавляйте его инициативу. Там, где он может
справиться сам, позвольте ему получить
удовольствие от самостоятельно найденного
решения. Не забудьте порадоваться за него и не
скрывайте своей радости и гордости.
Одно напоминание. Не забывай о
маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с,
в... Не обратишь внимание на такое словечко — не
разгадаешь ребус. Никогда никто не должен
забывать о маленьких. Особенно когда
разгадываешь ребусы. Помнишь, как в загадке про
буквы на трубе? — А и Б сидели на трубе…
Чтобы найти правильный ответ, нужно
внимательно прочитать первую строчку загадки.
Так и в ребусах.
На этом рисунке нет предметов. Только
буквы ЧА и ЛО. ЛО сверху, ЧА снизу. Как можно
описать эту картинку? Пробуем по-разному.
Например, так: ЛО на ЧА. Есть такое слово
«ЛО-на-ЧА»? Нет такого слова. Тогда так: ЛО над ЧА.
Снова нет смысла. А так: на ЧА — ЛО. Ага,
получилось! На-ЧА-ЛО есть!
Ц за Я? Прочитай иначе — и увидишь: где
волк, там и этот, серенький, ушастенький. Ну,
погоди!
А это что такое? На рисунке — всего две буквы: А
рядом с Р. Какое же это слово? Пробуем. А у Р?
Р у А? У Р — А? У-Р-А! Угадали! Потому
что заметили третью букву У, которая не
нарисована, а пряталась в маленьком слове «у»: «У
буквы Р — буква А».
Снова две буквы: О и А. Но нас теперь не
проведешь. Где-то на рисунке прячется маленькое
слово. О и А держатся за руки. Значит, они вместе. О
с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.
Читаем: ЛК — в О. Какое-то ЛКВО. Такого
слова нет. Попробуем иначе: в О — ЛК. Ага, попался,
который кусался!
А здесь КО с А взялись за руки. Что
получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то,
чем Сева пойдет косить луг.
Из букв Б сложена буква А. Слово
«буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче:
из Б — А.
— Добро пожаловать! — приглашают
хозяева. Как их зовут?
Имя хозяина — в ребусе. Читаем: в букве А — буквы
СЕ. ВАСЕ? Может, ВАСЯ? Но тогда в А было бы СЯ. А
если прочесть по другому? Выйдет: СЕ в А. Вот и
познакомились!
Читаем, не пугаемся: семь букв Я. Не забыл, что
слово «буква» в ребусах читать не надо? Остается:
семь Я. Наверно, у Севы есть родня. Это слово можно
было нарисовать и так: 7 Я.
Так и есть, у Севы две сестрички. Их
имена сам угадаешь.
Одна сестричка что-то подкладывает в печь. Что?
Прочитай.
Вторая обед стряпает. Что на ней надето?
Я стоит, а С по нему идет: С по Я? Нет: по Я — С.
Понятно! То, что у Севы на джинсах для красоты. Или
чтобы джинсы не падали...