Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2001


Детский мир

Любопытный котенок

УЧИСЬ, ИГРАЯ

ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЕНОК

Игровые математические упражнения для изучения нумерации чисел первого десятка

ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЕНОК

Карточки с числами от 1 до 10 крепятся на резинке или на веревке и могут поворачиваться изнаночной и лицевой стороной. На одной карточке вместо числа — рисунок котенка. На другой — рисунок мышонка.
Живет на свете маленький котенок. Больше всего он любит прятаться в разные математические задания. Ищет его хозяйка, чтобы покормить, а котенка нигде нет. Он такой хитрый, спрятался — попробуй найти!

Умеет маленький котенок
Резвиться, по полу скакать!
А каждый маленький ребенок
Умеет думать и считать!

1 1

2

1

1

13

1

4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Возможные виды заданий:

1. Все карточки открыты, карточка с изображением котенка перевернута. Надо:

  • назвать числа по порядку;

  • сказать, за каким числом спрятался котенок;

  • сказать, перед каким числом спрятался котенок;

  • сказать, между какими числами спрятался котенок.

2. Все карточки закрыты, кроме карточек с котенком и мышонком.

Надо посчитать:

  • сколько карточек между котенком и мышонком;

  • сколько карточек между мышонком и котенком.

3. Затем открываются все карточки.

Надо сказать:

  • какие числа располагаются между котенком и мышонком,

  • между мышонком и котенком.

Карточки с мышонком и котенком на каждом занятии перемещаются на новое место на числовой прямой (на резинке).

НЕОБЫЧНАЯ ПРОГУЛКА

Для этой игры понадобятся изображения зверюшек и картинка, на которой нарисована речка. Через речку проложен изогнутый мостик. Каждое бревнышко в нем пронумеровано.

На разных берегах речки живут зверушки. Они любят ходить друг к другу в гости. Идут по мостику и считают бревнышки. Те, кто ходят в гости с левого берега на правый, считают, сколько бревнышек они уже прошли. А те, кто ходят с правого берега на левый, считают, сколько бревнышек еще осталось пройти. Давайте погуляем по мостику вместе со зверятами.

Мы по мостику крутому
Ходим к берегу другому.
Тут прибавить, здесь отнять —
Все придется нам понять.

ПОМОГИ СЧИТАТЬ ВИННИ-ПУХУ

Для этой игры потребуется изображение сосны с толстыми ветками, на которых висят шишки, гнездятся птицы. У самой макушки сосны устроено пчелиное гнездо. Вокруг него летают пчелы. Над деревом — белые облачка.

Рисунок крепится на магнитной доске или фланелеграфе.
Медвежонок Винни-Пух очень любит мед. Увидел он на дереве пчелиное гнездо и полез за медом.

Мишка очень любит мед.
Отчего? Кто поймет?
В самом деле, почему
Мед так нравится ему?

Б.Заходер

Лезет и все вокруг считает, чтобы не скучно было: сколько веток у сосны? Сколько шишек на каждой ветке? Сколько птиц на дереве? Сколько облачков в небе? Сколько пчел вьется вокруг пчелиного гнезда? Одна пчела укусила Винни-Пуха прямо в нос! Ой!

По мере того, как дети вместе с медвежонком считают все, что попадается на глаза, рядом с деревом крепятся карточки с числами:

1 — медвежонок;
2 — птицы на дереве;
3 — шишки на каждой ветке;
4 — облака в небе;
5 — толстые ветки у сосны;
6 — пчелки у дупла.

Числа можно написать на картинках воздушных шариков.

В ГОСТЯХ У АНФИСЫ

Для этой игры нужно изготовить плоские изображения фонариков. На каждом фонарике нарисовано определенное количество точек.

Белочка Анфиса позвала к себе гостей. До позднего вечера собирала она вкусные орехи, а когда закончила, было уже совсем темно. Чтобы гости не заблудились, Анфиса развесила над тропинкой фонарики.

Чтобы гости к нам пришли,
Мы фонарики зажгли.
Сразу стало всем светлей.
Сколько их? Считай скорей!

Детям предлагается посчитать количество фонариков на тропинке. Затем нужно повесить фонарики каждый на свое место. На первом месте должен висеть фонарик, отмеченный одной точкой. На втором — фонарик, отмеченный двумя точками. А на третьем? Найдите этот фонарик. Сколько точек должно быть на следующем фонарике? Надо его отыскать! И так далее.

ПОМОГИ ПУШИСТИКУ

Для этой игры нужны картинки с нарисованными на них морковками и карточки с цифрами. Каждой картинке с морковками соответствует одна из карточек с цифрами.

Одна из возможных карточек

10

Весной зайчонок Пушистик посеял морковь. На каждой грядке выросло так много морковок, что зайчик не смог их сосчитать.
Надо ему помочь.

Сосчитайте все, кто ловок,
Сколько выросло морковок?
Грядка первая видна,
И морковка здесь одна!

Дальше, это знают все,
Будет их на грядке две!
А на третьей, посмотри,
Сколько там морковок? Три!

Нет еды вкуснее в мире.
Их теперь уже четыре!
Сосчитаем-ка опять:
И морковок стало пять!

Витаминов в них не счесть,
Здесь морковок красных шесть!
Пользы много будет всем,
Если съесть морковок семь!

Мы у зайца их попросим.
Нам морковок нужно восемь!
Девять — ежику подарим.
Десять — белочке оставим.
Огородник очень ловок —
Много вырастил морковок!

Дети считают морковки на каждой картинке. Для каждой картинки выбирается парная карточка с нарисованным под ней числом. Одна карточка размещается под другой.

ПОМОГИ ЕЖАМ

Для этого игрового упражнения потребуется нарисовать двух ежей. У каждого ежа на спине должен быть специальный карман, в котором будет размещаться счетный материал: карточки с нарисованными на них грибами, ягодами, яблоками и т.п. Также надо приготовить карточки с числами от 1 до 10.

Поглядите-ка: вот два ежика вышли на прогулку.

По дорожке, не спеша,
Шли навстречу два ежа.
Много вкусного несли:
Ягоды, грибы нашли.
Чего сколько — подскажи,
Чтоб не спорили ежи.

Варианты игровых упражнений с ежами:

1. Педагог вкладывает в карман каждого ежа картинку с изображением предметов. Дети должны посчитать их количество и ответить на вопрос: «Сколько грибов (яблок, листьев) у каждого ежа?» Можно предложить какому-то ребенку найти карточку с нужным числом и укрепить ее под изображением ежа. Если у детей имеются индивидуальные наборы карточек с числами, все они могут выполнять задание на своих рабочих местах.

2. Можно изменить задание следующим образом: педагог укрепляет под каждым изображением ежика карточку с числом. Водящему ребенку из всех картинок надо выбрать такую, на которой количество нарисованных предметов соответствует числу. Остальные дети в это время могут выложить ряд из такого же числа кружочков подходящего цвета (кружочки — из индивидуальных раздаточных наборов).

Светлана ЛИПИЧ,
учитель начальных классов,
Земская школа № 20, г. Белгород

Публикация произведена при поддержке компании «Метакон». Воспользовавшись услугами компании «Метакон», Вы сможете по выгодной цене купить или арендовать строительные леса хомутового, рамного, штыревого и клинового типа. А так же к Вашим услугам возможность приобрести вышки-туры, лестницы, стремянки, защитную сетку для строительных лесов, растворосмесители, бетоносмесители, мобильные фасадные платформы и опалубку перекрытий. Подробнее ознакомиться с каталогом продукции и предоставляемыми услугами можно на сайте компании «Метакон», который располагается по адресу www.metakon.ru

Светлана Липич

Рейтинг@Mail.ru