Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2001


Детский мир

Лесенка-чудесенка

УЧИСЬ, ИГРАЯ

ЛЕСЕНКА ЧУДЕСЕНКА

Авторы пособия:

Елена СТАРОВОЙТ, воспитатель,
Елена ПОЛИЩУК, воспитатель,
Генриэтта СМИРНОВА, логопед
ЦРР-д/сад № 13, г. Магадан

Лестница имеет 33 ступеньки:

  • с левой стороны — 33 числа (нечетные числа — красного цвета, четные — зеленого);

  • с правой стороны — 33 буквы русского алфавита (гласные — красного цвета, согласные — синего), беззвучные ерь и ер (ь и ъ знаки) — белого и й — зеленого;

  • каждой букве соответствует ее порядковый номер в русском алфавите;

  • все поле лесенки поделено на квадраты, чтобы детям легче было ориентироваться.

Высота лестницы — 88,5 см, ширина — 1 м 78 см.
Лесенка-чудесенка вешается на стене группы на такой высоте, чтобы детям удобно было ею пользоваться.

Как пользоваться пособием

МАТЕМАТИКА

1. Прямой и обратный счет

ЗАДАНИЕ: поднимитесь на 20-й этаж, называя номер каждой ступеньки; спуститесь с 20-го этажа на 12-й, называя номера ступенек, и т.п.

2. Четные и нечетные числа, пары, тройки

ОБЪЯСНЕНИЕ

Зеленые числа — четные. Если пересчитываемых предметов столько, сколько написано в одном из зеленых квадратиков, из них всегда можно составить пары. Для примера педагог отбирает четное количество детей, строит их парами и считает: 2, 4, 6, 8, — и т.д. по количеству детей. Затем детям предлагается назвать любое зеленое число, написанное на ступеньках лестницы, подобрать соответствующее количество однородных предметов и составить из них пары. (Можно использовать ложки, бумажные картинки, игрушки из пластмассовых яиц, матрешек, грибочки и другой счетный материал.)
Красные цифры — нечетные. Если пересчитываемых предметов столько, сколько написано в одном из красных квадратиков, последнему из них всегда будет не хватать пары. Педагог выбирает нечетное количество детей и предлагает им построиться в пары. Кому-то партнера не хватит. (Нужно обыграть ситуацию так, чтобы оставшемуся без пары не было обидно.) Далее можно провести эксперименты с нечетным количеством предметов.

ЗАДАНИЯ

  • Назови, пользуясь лесенкой, любое четное число, любое нечетное число.

  • Найди число, которое находится между 4 и 6. Это четное или нечетное число?

  • Поднимись на 20-й этаж через ступеньку, начиная со второй (2, 4, 6, 8 и т.д.).

  • Поднимись на 33-й этаж, шагая через ступеньку, начиная с 1-й (1, 3, 5, 7 и т.д.).

3. Связь между числами

ЗАДАНИЯ

  • Вот число 10, а следующее какое?

  • Назови число, предшествующее числу 11.

  • Найди соседей числа 5.

  • Мы пойдем в гости к Андрею. Он живет между 13-м и 11-м этажами. На каком этаже живет Андрей?

  • Оля живет на один этаж выше Андрея. На каком этаже она живет? Какой этаж выше (а значит, и больше)?

4. Состав числа в пределах первого десятка

ЗАДАНИЯ

  • Из скольких единиц состоит число 5? Дети вместе с воспитателем отсчитывают вниз клеточки от цифры 5.

  • Я загадала число. Чтобы добраться до него, надо отсчитать два квадрата и еще четыре. Что это за число? (Ответ: 6 = 2 + 4.)

Можно также разделить детей на две команды, которые будут задавать друг другу вопросы, а проверка ответов будет производиться на лесенке.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

ЗАДАНИЯ

  • Давайте пойдем в гости к букве, которая живет между 21-м и 23-м этажами. Что это за буква? (Ф) (Дети проводят горизонтальные линии от цифр к буквам и находят нужную.) Расскажите мне все, что знаете об этой букве. (Обозначает гласный звук или согласный, звонкий или глухой.)

  • Назовите соседей буквы М.

  • Какая буква живет выше буквы К на один этаж?

Когда дети будут легко ориентироваться по алфавитной лесенке, задания можно усложнять и давать, например, такие: прочитайте слово, которое состоит из букв, живущих под номерами 14, 1, 14, 1 (МАМА).

Елена Полищук ;
Генриэтта Смирнова ;
Елена Старовойт

Рейтинг@Mail.ru