Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2001


Рабочий стол

Детский сад - злободневные темы

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Уважаемые читатели!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении тем, предложенных московскими заведующими
Вы можете собрать «круглый стол» в своем детском саду. Можете обсудить волнующие вас проблемы с коллегами на уровне города или области. Нам интересны мнения преподавателей и студентов педагогических учебных заведений и мнение представителей местной власти. Возможно, в разговоре захотят принять участие родители ваших воспитанников. Запишите свое обсуждение на магнитофонную пленку и пришлите нам. Мы обязательно вам ответим и опубликуем самые интересные диалоги на страницах газеты.
А может быть, у вас уже есть опыт в решении поставленных проблем? Поделитесь им с нашими читателями!
Некоторые советы по организации беседы за «круглым столом».

1. Стол, за которым вы хотите разговаривать, должен быть без углов. Углы подчеркивают, что за столом есть «главное место» — место Хозяина. В одном из номеров нашей газеты мы уже рассказывали о происхождении словосочетания «круглый стол»: оно пришло из средневековой литературы, описывающей жизнь и приключения короля Артура и его славных рыцарей. Во время рыцарских собраний все члены первого рыцарского братства, включая короля, сидели за круглым столом. Этим подчеркивались их общность и равенство перед рыцарскими законами.
Если же круглого стола у вас нет, можно просто поставить стулья по кругу, чтобы все участники разговора видели друг друга.

2. Не приглашайте для участия в разговоре очень много народа. Одновременно активное участие в диалоге могут принимать 15—17 человек. Вы хотите обсудить волнующую вас проблему? Вряд ли вам нужны посторонние слушатели.

3. Чтобы разговор был динамичным и все желающие могли высказаться, надо определить время, в течение которого можно говорить. Высказывания не должны быть слишком длинными. Лучше, если диктофон, передаваемый по кругу, еще раз вернется к желающему высказаться.
Желаем вам плодотворной работы! Ждем ваших писем и откликов.

ДЕТСКИЙ САД - ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ТЕМЫ

Репортаж с заседания Московского клуба заведующих

Московский клуб заведующих родился в январе 2001 года вместе с новым веком и новым тысячелетием. Инициаторами создания клуба выступили наша газета и Мария Цапенко, главный специалист по дошкольному образованию Московского комитета образования: «Мне бы хотелось, чтобы у наших заведующих было место для неформального общения, место, где можно обсудить тревожащие их вопросы в неофициальной обстановке с достойными собеседниками. Мы к этому не привыкли. Поэтому клуб заведующих — своего рода эксперимент. Посмотрим, что из этого получится».
Редакция газеты «Дошкольное образование» надеется, что другие регионы заинтересуются этой инициативой.
Мы обратились к заведующим — членам клуба с просьбой определить злободневные темы, которые, по их мнению, необходимо обсудить на страницах нашей газеты.

Очень важно было бы поднять на страницах газеты тему личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Что за этим стоит? Как обеспечить ребенку индивидуальную траекторию развития? Как научить педагогов индивидуальному подходу? Говорят об этом очень много, но практическая сторона вопроса часто остается неясной.

Раиса НЕЧАЕВА,
заведующая Центром развития ребенка № 1780 Южного округа,
Наталья КАЗАКОВА,
заведующая детским садом № 1887
Северо-Западного округа

В силу самых разных причин педагогам-дошкольникам очень трудно сегодня найти общий язык с родителями. Педагогические команды детского сада, по мнению социологов, «стареют»: молодые специалисты практически не идут на работу в дошкольные учреждения; а родители, наоборот, «молодеют». Вот и получается, что мы и родители принадлежим к разным поколениям. У нас и ценности разные, и то, как нужно воспитывать ребенка, мы по-разному понимаем. Приводит к нам молодая модная мама своего двухлетнего малыша и спрашивает: «Английскому языку у вас обучают?» Это первое, что ее волнует. В этом, по ее мнению, все будущее счастье ребеночка. А уровень психологической грамотности у нее — нулевой.
«Как организовать диалог с родителями?» — это, на мой взгляд, одна из важнейших тем современного дошкольного образования. И здесь был бы бесценным опыт регионов. Люди там умеют и любят работать. Иной раз думаешь: чем дальше от Москвы, тем больше энтузиазма. Это я не в обиду своим московским коллегам говорю: среди них тоже есть профессионалы высокого класса. Но я сама приехала из Воронежа и очень ценю региональных специалистов.

Лариса ГЕДЫМА,
заведующая детским садом № 2281
Северо-Западного округа

Хотелось бы обсудить тему «Руководитель дошкольного учреждения и современность». Это и нам необходимо, а особенно нужно молодым заведующим, которые только-только начинают свой путь управленца.

Наталья ПРОТАСОВА,
заведующая детским садом № 2111,
г. Зеленоград

Нужно понять, как сделать так, чтобы родители стремились отдавать своих детей в детский сад. Ведь очень многие семьи сегодня предпочитают услуги гувернеров или бабушек. Никому не приходит в голову, что можно не отдавать ребенка в школу. А вот детский сад сохраняет статус «несерьезного» заведения. «Как изменить отношение родителей к детскому саду?» — на мой взгляд, очень важная тема для обсуждения на страницах газеты.

Людмила СУПРУНОВА,
директор комплекса «Начальная школа — детский сад» № 1674 Западного округа

Если думать о том, чтобы повысить престиж профессии, необходимо поднимать тему подготовки молодых специалистов. Складывается впечатление, что педагогические колледжи и институты не желают знать о проблемах современного дошкольного образования. И приходят к нам молодые воспитатели, словно с луны свалившиеся.
Поэтому мы предпочитаем доучивать и переучивать своих собственных работников, поработавших у нас помощниками воспитателя, проверенных в деле.
«Различные пути подготовки специалистов к работе в детском саду» — вот как можно было бы назвать эту тему.

Мария БЕЛЫХ,
заведующая детским
садом № 4
Юго-Западного округа,

Людмила ВОРОБЬЕВА,
заведующая детским
садом № 2311
Северного округа,

Ирина ЧИБИСОВА,
заведующая детским
садом № 1894

Проблемы взаимоотношения с родителями, проблемы материальной базы и подготовки кадров, не спорю, очень важны. Но может ли быть для нас с вами что-нибудь важнее сохранения здоровья ребенка? «Здоровье сегодняшнего дошкольника и детский сад» — вот, на мой взгляд, одна из злободневных тем сегодня.
Сейчас из-за ажиотажа вокруг поступления в престижные школы, где повсеместно существует так называемое тестирование, а на самом деле — настоящие вступительные экзамены, родители таскают детей на всевозможные курсы предшкольной подготовки. Причем делают это даже в ущерб дневному сну малышей. В результате у детей расшатывается здоровье и они часто болеют.
Вторая тема, не менее важная и связанная с первой, — «Дошкольник и игра». Наши дети перестают играть: им просто не хватает для этого времени. С утра в детском саду малыши занимаются по программе детского сада, а вечером — в школе. И их золотое игровое время безжалостно растрачивается. Это настоящая беда!

Татьяна МАЛЫШЕВА,
заведующая детским садом № 1622
Восточного округа

Перегрузка — физическая, эмоциональная, интеллектуальная — это бич современного дошкольного детства. Здесь мы сталкиваемся и с родителями, и со школой. Как этому противостоять?

Людмила ВИНОГРАДОВА,
логопед детского сада № 821
Западного округа

Тему «Здоровье дошкольника» нужно поднимать как можно более широко. Речь ведь идет не только о соматических заболеваниях. Речь идет и о сохранении психического здоровья. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что интеллектуально сохранные дети ведут себя совершенно неадекватно, агрессивно по отношению к сверстникам и воспитателю. Они отстают в социальном поведении, в личностном развитии. Как работать с такими детьми? Как можно им помочь? Как обезопасить других детей? Это одна из самых больных тем дошкольников-практиков.

Лариса ГЕДЫМА,
заведующая детским садом № 2281
Северо-Западного округа

Все эти вопросы актуальны только до тех пор, пока нам с вами есть с кем работать. Но количество детей в детских садах катастрофически сокращается. И не только из-за снижения рождаемости. Сначала в детских садах закрылись ясельные группы, и мы потеряли контингент детей в возрасте от года до трех. Теперь на нас наступает школа и собирается захватить наших шестилеток.
А во второй половине дня родители вместе с детьми сбегают из детского сада в кружки. Вот вам и тема: «Как сохранить детей в детском саду?» Она тесно связана с темой организации групп кратковременного пребывания, с организацией сферы дополнительных платных образовательных услуг на базе детского сада. Тогда дети не смогут от нас сбегать, тогда детский сад будет иметь дополнительные средства на развитие своей материальной базы, и система дошкольного образования будет развиваться.

Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа — детский сад» № 1649
Юго-Западного округа

Важная тема «Дети и телевизор». Какие программы смотрят наши дошкольники? Как влияют на них те или иные телепередачи? Как объяснять родителям последствия многочасового сидения у экрана?

Раиса НЕЧАЕВА,
заведующая Центром развития ребенка
№ 1780 Южного округа

Мы с вами живем в мире, где меняется все. Не только родители, не только руководители образования.
Изменился ребенок. Сегодняшний дошкольник — он какой? Создать портрет современного дошкольника — значит определить фундамент нашей педагогической практики. Это, на мой взгляд, очень важная задача и достойная тема для обсуждения в газете.
Вторая тема, которую я хочу обозначить и которая в той или иной форме уже звучала в высказываниях моих коллег, могла бы называться так: «PR (пиар) дошкольного образования».
PR — это английская аббревиатура. Сокращенное выражение public relation. Переводится как «публичные связи», «связи с обществом».
Нам нужно научиться рассказывать о себе, создавать в обществе позитивный образ детского сада. Это сильно повлияет и на повышение престижа нашей профессии, и на развитие дошкольного образования в целом.
Многие родители до сих пор считают, что детский сад — такое место, где в маленькой комнате под присмотром злой воспитательницы тоскуют 30—40 детей, и эти дети все время болеют, потому что няня сажает их под открытой форточкой. Образ, навеянный воспоминаниями их собственного далекого детства. Когда эти родители вдруг случайно узнают, что это не так, что в детском саду ребенка любят, развивают, заботятся о его здоровье, они бывают крайне удивлены. К чему, например, приводят эксперименты с организацией в садах групп кратковременного пребывания? К тому, что «богатые русские» («новыми» их уже как-то неудобно называть — много лет прошло) через два—три месяца посещения их ребенком такой группы с удовольствием и благодарностью оставляют его в детском саду на полный день.
Заметьте, оставляют именно в государственном саду. Потому что в хорошем государственном саду много самых разных возможностей для развития ребенка. Такому садику богатые родители будут с удовольствием помогать. Но чтобы это происходило, детский сад должен научиться делать себе рекламу, овладеть тем самым «пиаром», о котором я говорила выше.

Мария ЦАПЕНКО,
главный специалист МКО по дошкольному
образованию

Уважаемые читатели!

Приглашаем вас принять участие в обсуждении тем, предложенных московскими заведующими
Вы можете собрать «круглый стол» в своем детском саду. Можете обсудить волнующие вас проблемы с коллегами на уровне города или области. Нам интересны мнения преподавателей и студентов педагогических учебных заведений и мнение представителей местной власти. Возможно, в разговоре захотят принять участие родители ваших воспитанников. Запишите свое обсуждение на магнитофонную пленку и пришлите нам. Мы обязательно вам ответим и опубликуем самые интересные диалоги на страницах газеты.
А может быть, у вас уже есть опыт в решении поставленных проблем? Поделитесь им с нашими читателями!
Некоторые советы по организации беседы за «круглым столом».

1. Стол, за которым вы хотите разговаривать, должен быть без углов. Углы подчеркивают, что за столом есть «главное место» — место Хозяина. В одном из номеров нашей газеты мы уже рассказывали о происхождении словосочетания «круглый стол»: оно пришло из средневековой литературы, описывающей жизнь и приключения короля Артура и его славных рыцарей. Во время рыцарских собраний все члены первого рыцарского братства, включая короля, сидели за круглым столом. Этим подчеркивались их общность и равенство перед рыцарскими законами.
Если же круглого стола у вас нет, можно просто поставить стулья по кругу, чтобы все участники разговора видели друг друга.

2. Не приглашайте для участия в разговоре очень много народа. Одновременно активное участие в диалоге могут принимать 15—17 человек. Вы хотите обсудить волнующую вас проблему? Вряд ли вам нужны посторонние слушатели.

3. Чтобы разговор был динамичным и все желающие могли высказаться, надо определить время, в течение которого можно говорить. Высказывания не должны быть слишком длинными. Лучше, если диктофон, передаваемый по кругу, еще раз вернется к желающему высказаться.

Желаем вам плодотворной работы! Ждем ваших писем и откликов.

?????????? ??????????? ??? ????????? ????????????-????????????? ??????????? ???????. ??????????? ??????? ????????????? ???????????????? ?????? ?????????????? ? ????????????? ?????????? ????, ?????? ? ?????. ??????? ??????????? ???? ??????????? ???????, ??????? ????????????? ?? ?????? www.intexhome.ru, ?? ??????? ??????? ??????? ??????? ????? ? ?????????, ??????????? ??????????????? ????????????? ? ???????????? ? ?????? ???????? ??????????? ???????? ? ???????, ? ??????? ???????? ????????????? ?? ?????????? ??????? ??? ???????? ?????????????? ??????????????? ? ????????????? ??????? ????? ?????????. ??????? ?????????, ???????????, ???????? ? ????????? ????????? ????????????? ??????????? ????, ??????? ????? ????????????? ???? ???????? ????? ?????????????? ????????.

Мария Цапенко

Рейтинг@Mail.ru