ШАХМАТНАЯ ШКОЛА
В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ
Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48 за 2000 г.
Занятие шестое
На предыдущем занятии дети
научились давать названия шахматным полям:
название шахматного поля образуется по
названиям горизонтали и вертикали, на
пересечении которых оно находится.
Предложите детям еще раз поупражняться в
назывании шахматных полей. Спросите их, как
называются поля большой белой и черной
диагоналей; вертикалей a, c и f; 1-й и 3-й
горизонталей. Дайте задание отыскать поля
пересечения 5-й горизонтали и вертикали g, 7-й
горизонтали и вертикали b и т.п.
Можно провести «шахматный диктант», аналогичный
тому, который проводился на пятом уроке.
Затем раздайте детям мешочки с деревянными
шахматными фигурами. В мешочке должно быть 6
фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.
Желательно, чтобы фигуры были крупные. Такой же
мешочек есть и у педагога.
Сначала достаньте из мешочка уже знакомые детям
шахматные фигуры — Короля и Ферзя. Спросите,
помнят ли ребята их названия.
Затем достаньте из мешочка новую фигурку и
познакомьте с нею детей. Предложите им отыскать
такую же фигурку в своем мешочке.
Конечно, дети без труда запомнят названия всех
фигур:
|
Предложите им поиграть.
Фигурки выставляются в ряд. Вы
называете какую-нибудь из них, а ребенок должен
найти ее и поднять вверх. Повторите упражнение
5—6 раз. Затем предложите им другое задание: вы
показываете фигурку, а дети говорят, как она
называется.
Предложите детям по очереди выступить в роли
учителя. Учтите, что быть водящим сложнее, когда
надо называть фигурку, а не просто ее показывать.
Существуют усложненные варианты игры: можно
произносить название шахматной фигуры
беззвучно, так что дети должны по губам
догадаться, о чем идет речь. Можно предложить
детям отыскивать фигуры в мешочке на ощупь. Эти
игры, кроме непосредственных задач шахматной
школы, еще и способствуют развитию внимания,
развивают тактильные ощущения и умение читать
мимику лица.
В активный словарь вводятся новые слова: «ладья»,
«слон», «конь», «пешка».
Справка для любознательных родителей
НА
ПЕТРОВСКИХ АССАМБЛЕЯХ*
Часть 1
С юношеских лет пристрастился к шахматам Петр
I. Они стали его любимым занятием в часы досуга. Не
забывал он о шахматах даже во время военных
походов: у него были специальные мягкие кожаные
шахматницы. Одна из них сохранилась и выставлена
сейчас вместе с другими вещами Петра I в Эрмитаже.
Известны и партнеры Петра I по шахматам —
придворный священник Иван Хрисанфович (поп
Битка) да Степан Вытащи. Оба нередко упоминаются
в походном журнале Петра. Бывало, Петр с
удовольствием мастерил для себя шахматные
фигуры. Запись от 16 ноября 1714 г. гласит: «Кушал
в токарне, и был в ней, зачал точить шахматы». Петр
не только играл сам, но и обучал игре сына, считая
шахматы непременным элементом детского
воспитания.
___________
* По книге И.М. Линдера «Шахматы
на Руси». М., 1975. |
НА
ПЕТРОВСКИХ АССАМБЛЕЯХ
Часть 2
Петр I всячески содействовал
распространению шахмат среди придворных. На
зимних ассамблеях — дворянских собраниях,
устраиваемых поочередно у вельмож, шахматы
заняли прочные позиции. К страстным почитателям
шахмат относились: князь А.Д. Меншиков, граф
К.Г. Разумовский, адмирал Ф.М. Апраксин и
другие. Но не они определяли уровень шахматной
культуры. Были в России шахматисты, которые, не
имея громких титулов и крупных чинов, проявляли
глубокий интерес к игре и играли сильно.
Однако после смерти Петра I шахматы стали терять
свою популярность, а на ассамблеях их нередко
вытесняла азартная карточная игра. Отсюда
становится понятным, почему в 1824 году первый
мастер России А.Д. Петров с горечью писал, что
«игра сия у нас не в большом употреблении», и
считал своим долгом всячески содействовать ее
распространению.
|
Занятие седьмое
В начале занятия предложите ребятам
вспомнить, с какими шахматными фигурами они
познакомились на прошлом занятии. Для этого
можно поочередно показывать детям различные
шахматные фигурки. Ребята хором называют их.
Можно поиграть с детьми в игры «Найди фигурку на
ощупь» и «Догадайся по губам, какую фигурку я
назвал».
Затем задайте вопросы: «Кто знает, сколько
фигур-воинов составляют белую армию? А сколько
фигур-воинов в черной армии?» Пусть ребята
предложат свои варианты. Возможно, кто-то из них
окажется прав. Похвалите его и скажите, что армии
по своей численности одинаковые. В состав каждой
из них входят: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2
коня и 8 пешек. Всего 16 фигур-воинов. Все шахматные
фигуры (желательно, крупные) выставляются на
демонстрационном столе так, чтобы они были видны
ребятам. После этого можно раздать детям
шахматные доски и полные комплекты фигур: в
комплекте 32 фигуры — 16 белых и 16 черных.
Теперь надо привести войска в боевую готовность.
Обе армии располагаются на поле боя в
определенном порядке.
Белые фигуры занимают 1-ю и 2-ю горизонтали, а
черные — 7-ю и 8-ю горизонтали. Это исходное
положение армий.
Расстановка в исходном положении
начинается с ладей, которые выставляются на
угловые поля: белые — на a1 и h1 и черные — на a8 и h8.
За ними на доску выставляются другие фигуры (рис.
1).
Рис. 1
Рядом с ладьями ставятся кони на поля b1
и g1 и b8 и g8 (рис. 2).
Рис. 2
С конями соседствуют слоны на полях c1 f1
и c1 f8 (рис. 3).
Рис. 3
В центре располагаются короли и ферзи:
белый король — на поле e1;
черный — на e8;
белый ферзь — на d1;
черный — на d8. (Рис. 4.)
Рис. 4
Пешки занимают 2-ю и 7-ю горизонтали
(рис. 5).
Рис. 5
Теперь армии заняли свои исходные
позиции и готовы к бою.
Объяснения нужно сопровождать показом на
демонстрационной доске.
Предложите ребятам вместе с вами начать
расставлять фигуры на своих досках: вы называете
фигуру, позицию фигуры и ставите ее на
определенное поле демонстрационной шахматной
доски. Дети должны сделать то же самое со своей
фигурой на собственной доске. Когда они освоят
эту операцию, можно устроить соревнование между
партнерами: чья армия по условному сигналу
быстрее построится к бою?
Закончив соревнование, предложите ребятам
выучить рифмовку:
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнят ряд,
Пешек их прикрыл отряд.
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
Ильдар ХАЙФУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского
творчества «Тушино», г. Москва
?????????? ??????????? ??? ????????? ???? ?????? ?????????. ???? ?????? ????????? ????????????? ?????? ??????? ????? ?? ??????? ??????? ??????????????, ??????, ???????????? ? ??????????? ?????? ???????????? ?????, ??????-?????????????? ?????????, ??????????? ???????? ???????? ? ???????????? ?????????. ???? ?? ?????? ?? ???????? ???? ?????? ???????????? ????????, ?? ??? ?????? ?? ???? ??????? ? ????????? ???????? ??????? ????? ???????, ??? ?????????? ????????, ? ??????? ????? ?? ???????????? ????? ?????????? ???????????. ??????? ???? ???????? ?????????, ??????? ????????????? ?? ?????? http://www.artville.ru/, ?? ??????? ???????????? ? ???????????? ????????????? ?????????, ??????? ??????? ??????? ??????-????????, ??????????????? ?????? ?????????????, ? ????? ???????? ????? ?? ??????? ?????????.