Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2001


Рабочий стол

В королевстве шахмат

ШАХМАТНАЯ ШКОЛА

В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ

Продолжение. Начало см. в №№ 35—36, 47—48 за 2000 г.

Занятие шестое

 На предыдущем занятии дети научились давать названия шахматным полям: название шахматного поля образуется по названиям горизонтали и вертикали, на пересечении которых оно находится.
Предложите детям еще раз поупражняться в назывании шахматных полей. Спросите их, как называются поля большой белой и черной диагоналей; вертикалей a, c и f; 1-й и 3-й горизонталей. Дайте задание отыскать поля пересечения 5-й горизонтали и вертикали g, 7-й горизонтали и вертикали b и т.п.
Можно провести «шахматный диктант», аналогичный тому, который проводился на пятом уроке.
Затем раздайте детям мешочки с деревянными шахматными фигурами. В мешочке должно быть 6 фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Желательно, чтобы фигуры были крупные. Такой же мешочек есть и у педагога.
Сначала достаньте из мешочка уже знакомые детям шахматные фигуры — Короля и Ферзя. Спросите, помнят ли ребята их названия.
Затем достаньте из мешочка новую фигурку и познакомьте с нею детей. Предложите им отыскать такую же фигурку в своем мешочке.
Конечно, дети без труда запомнят названия всех фигур:

 Предложите им поиграть.

Фигурки выставляются в ряд. Вы называете какую-нибудь из них, а ребенок должен найти ее и поднять вверх. Повторите упражнение 5—6 раз. Затем предложите им другое задание: вы показываете фигурку, а дети говорят, как она называется.
Предложите детям по очереди выступить в роли учителя. Учтите, что быть водящим сложнее, когда надо называть фигурку, а не просто ее показывать.
Существуют усложненные варианты игры: можно произносить название шахматной фигуры беззвучно, так что дети должны по губам догадаться, о чем идет речь. Можно предложить детям отыскивать фигуры в мешочке на ощупь. Эти игры, кроме непосредственных задач шахматной школы, еще и способствуют развитию внимания, развивают тактильные ощущения и умение читать мимику лица.
В активный словарь вводятся новые слова: «ладья», «слон», «конь», «пешка».

Справка для любознательных родителей

НА ПЕТРОВСКИХ АССАМБЛЕЯХ*

Часть 1

С юношеских лет пристрастился к шахматам Петр I. Они стали его любимым занятием в часы досуга. Не забывал он о шахматах даже во время военных походов: у него были специальные мягкие кожаные шахматницы. Одна из них сохранилась и выставлена сейчас вместе с другими вещами Петра I в Эрмитаже. Известны и партнеры Петра I по шахматам — придворный священник Иван Хрисанфович (поп Битка) да Степан Вытащи. Оба нередко упоминаются в походном журнале Петра. Бывало, Петр с удовольствием мастерил для себя шахматные фигуры. Запись от 16 ноября 1714 г. гласит: «Кушал в токарне, и был в ней, зачал точить шахматы». Петр не только играл сам, но и обучал игре сына, считая шахматы непременным элементом детского воспитания.

___________

* По книге И.М. Линдера «Шахматы на Руси». М., 1975.

НА ПЕТРОВСКИХ АССАМБЛЕЯХ

Часть 2

Петр I всячески содействовал распространению шахмат среди придворных. На зимних ассамблеях — дворянских собраниях, устраиваемых поочередно у вельмож, шахматы заняли прочные позиции. К страстным почитателям шахмат относились: князь А.Д. Меншиков, граф К.Г. Разумовский, адмирал Ф.М. Апраксин и другие. Но не они определяли уровень шахматной культуры. Были в России шахматисты, которые, не имея громких титулов и крупных чинов, проявляли глубокий интерес к игре и играли сильно.
Однако после смерти Петра I шахматы стали терять свою популярность, а на ассамблеях их нередко вытесняла азартная карточная игра. Отсюда становится понятным, почему в 1824 году первый мастер России А.Д. Петров с горечью писал, что «игра сия у нас не в большом употреблении», и считал своим долгом всячески содействовать ее распространению.

Занятие седьмое

В начале занятия предложите ребятам вспомнить, с какими шахматными фигурами они познакомились на прошлом занятии. Для этого можно поочередно показывать детям различные шахматные фигурки. Ребята хором называют их. Можно поиграть с детьми в игры «Найди фигурку на ощупь» и «Догадайся по губам, какую фигурку я назвал».
Затем задайте вопросы: «Кто знает, сколько фигур-воинов составляют белую армию? А сколько фигур-воинов в черной армии?» Пусть ребята предложат свои варианты. Возможно, кто-то из них окажется прав. Похвалите его и скажите, что армии по своей численности одинаковые. В состав каждой из них входят: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Всего 16 фигур-воинов. Все шахматные фигуры (желательно, крупные) выставляются на демонстрационном столе так, чтобы они были видны ребятам. После этого можно раздать детям шахматные доски и полные комплекты фигур: в комплекте 32 фигуры — 16 белых и 16 черных.
Теперь надо привести войска в боевую готовность. Обе армии располагаются на поле боя в определенном порядке.
Белые фигуры занимают 1-ю и 2-ю горизонтали, а черные — 7-ю и 8-ю горизонтали. Это исходное положение армий.

Расстановка в исходном положении начинается с ладей, которые выставляются на угловые поля: белые — на a1 и h1 и черные — на a8 и h8. За ними на доску выставляются другие фигуры (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Рядом с ладьями ставятся кони на поля b1 и g1 и b8 и g8 (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

С конями соседствуют слоны на полях c1 f1 и c1 f8 (рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

В центре располагаются короли и ферзи:

белый король — на поле e1;
черный — на e8;
белый ферзь — на d1;
черный — на d8. (Рис. 4.)

Рис. 4

Рис. 4

Пешки занимают 2-ю и 7-ю горизонтали (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

Теперь армии заняли свои исходные позиции и готовы к бою.
Объяснения нужно сопровождать показом на демонстрационной доске.
Предложите ребятам вместе с вами начать расставлять фигуры на своих досках: вы называете фигуру, позицию фигуры и ставите ее на определенное поле демонстрационной шахматной доски. Дети должны сделать то же самое со своей фигурой на собственной доске. Когда они освоят эту операцию, можно устроить соревнование между партнерами: чья армия по условному сигналу быстрее построится к бою?
Закончив соревнование, предложите ребятам выучить рифмовку:

Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнят ряд,
Пешек их прикрыл отряд.
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.

Ильдар ХАЙФУТДИНОВ,
Олег ЛАПКИН,
педагоги дополнительного образования
Центра детского и юношеского
творчества «Тушино», г. Москва

?????????? ??????????? ??? ????????? ???? ?????? ?????????. ???? ?????? ????????? ????????????? ?????? ??????? ????? ?? ??????? ??????? ??????????????, ??????, ???????????? ? ??????????? ?????? ???????????? ?????, ??????-?????????????? ?????????, ??????????? ???????? ???????? ? ???????????? ?????????. ???? ?? ?????? ?? ???????? ???? ?????? ???????????? ????????, ?? ??? ?????? ?? ???? ??????? ? ????????? ???????? ??????? ????? ???????, ??? ?????????? ????????, ? ??????? ????? ?? ???????????? ????? ?????????? ???????????. ??????? ???? ???????? ?????????, ??????? ????????????? ?? ?????? http://www.artville.ru/, ?? ??????? ???????????? ? ???????????? ????????????? ?????????, ??????? ??????? ??????? ??????-????????, ??????????????? ?????? ?????????????, ? ????? ???????? ????? ?? ??????? ?????????.

Олег Лапкин ;
Ильдар Хайрутдинов

Рейтинг@Mail.ru