Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2001


Будь здоров, расти большой

Какие они дети заведующей?

САДОВНИЦА

КАКИЕ ОНИ, ДЕТИ ЗАВЕДУЮЩЕЙ?

Когда десять лет назад меня назначили заведующей детским садом, мне шел тридцать второй год, а моей дочери было двенадцать. Это сложный возраст для ребенка, когда ему особенно необходим контакт с мамой. Теоретически я знала, что и как нужно делать, воспитывая ребенка, но… домой я приходила после 19 часов, усталая, опустошенная, с одним-единственным желанием — побыть в тишине! Как педагог я понимала, что если сейчас будет утеряна связь с дочерью, то в дальнейшем восстановить ее будет практически невозможно, — но я ФИЗИЧЕСКИ не могла уделять ей достаточно внимания.
Дома меня ждали дела — быстрое приготовление ужина, наспех общение с мужем и дочерью и… бумаги, бумаги, бумаги! Бумаги, которые не просто нужно было переписать, но продумать каждое предложение, правильно сформулировать каждую фразу и т.п.
Все эти десять лет, что я работаю заведующей, думаю: когда же в нашей системе образования бумаги отойдут на второй план? Когда на первое место выйдет человек и дело, которое он делает?
Когда мы забудем, например, о фронтальных, или, как их теперь называют, комплексных, проверках деятельности детского сада? Сейчас эту стрессовую ситуацию раз в пять лет должен пережить коллектив каждого дошкольного учреждения. Считается, что такие встряски необходимы, так как своевременно указывают коллективу на его ошибки. Как знать…
Наука и техника шагают все дальше, а в образовании о качестве работы педагогического коллектива судят по-прежнему по количеству и качеству бумажек!
Разве в этих бумажках говорится о том, для чего мы работаем в детском саду, для чего учимся и постоянно повышаем уровень своих знаний? Ведь все это делается для того, чтобы детям было тепло и уютно в детском саду, чтобы они не только получили достаточные знания, но и научились общаться друг с другом, чтобы их родители могли найти здесь помощь и поддержку.
Вот бы приходящие комиссии смотрели не бумаги, а общались с детьми, родителями, педагогами! Но разве чиновнику это интересно?!
Так вот, для того чтобы содержать все свои бумаги в строжайшем порядке (не дай Бог, в тетради персонального контроля заведующей будет недостаточно этого самого контроля или в месячном плане будет забыт один из пунктов), заведующей и приходится задерживаться на работе до позднего вечера и даже брать их домой.
А что же семья? Семья потерпит и подождет. А еще можно повесить портрет улыбающейся мамы в гостиной, чтобы дети и муж не забыли, как она улыбается. Или записать на магнитофон мамин голос, говорящий ласковые слова.
Зачем? Да затем, что у приходящей с работы заведующей детским садом уже не остается эмоций, нет физических сил, чтобы обнять дочь и сказать: «У меня сегодня свободный вечер, давай поболтаем». Когда моя девочка говорила мне: «Мамуля, пойдем поболтаем, как раньше!» — я шла, слушала ее, но сама была в это время далеко: в своем детском саду, где опять на работу не вышел воспитатель, заболела няня, а дворника вообще нет, и никто не хочет идти на такой мизерный оклад…
Я не заметила, когда дочь перестала звать меня поболтать. Все чаще она обращалась к отцу, а я была не в курсе ее проблем.
Умом я понимала, что теряю ее, и каждый раз говорила себе: вот пройдет еще одна проверка, и я буду уделять ей больше внимания… вот выступлю с докладом на областном совещании и пойду с ней в парк или театр… вот… вот… вот… И вот моя дочь уже студентка первого курса педагогического факультета.
И опять нужно бы ей помочь, ведь я столько могу рассказать, но почему так не хватает времени? Почему в сутках только 24 часа?
Наверное, в моем возрасте можно уже остановиться и привычно писать бумажки, делать отчеты, но мне постоянно нужно что-то пробовать, экспериментировать, а значит — и отстаивать то, что делает наш педагогический коллектив, ведь это просто необходимо образованию нашего города! Сейчас мы пытаемся получить статус ФЭП — а для этого нужно столько работать! Но если педагоги моего детского сада с удовольствием участвуют во всех экспериментах, значит, это кому-то нужно?!
Сейчас моя дочь Юля учится на 5-м курсе, а моей внучке уже 8 месяцев. Я очень люблю свою внучку, но у меня опять нет времени, чтобы помочь дочери в ее воспитании.
Как бы я хотела, чтобы Юля не работала в образовании, чтобы у нее была хорошая семья, а муж и дочь всегда видели ее счастливую улыбку!

Моему второму ребенку, сыну Сашеньке, 8 лет. Он родился, когда я уже была заведующей. Из-за этого он стал ходить в детский сад с 1 года 1 месяца. Сейчас он во 2-м классе, и мне снова физически не хватает сил, чтобы уделить внимание ребенку. Как хорошо было, когда он ходил в детский сад и был рядом со мной! В 7 лет он нарисовал рисунок своей семьи: папа, Юля, Саша рядом и веселые, а в отдалении — мама с большой черной папкой в руках…
Так какие они, дети заведующей детским садом?
— Это дети, которые во многом обделены вниманием матери;
— как правило, это дети, которые с ранних лет хорошо разбираются в проблемах не только детского сада, но и в педагогике в целом, так как слушают разговоры взрослых;
— если мать работает заведующей в небольшом городе, то дети несут бремя ответственности за ее деятельность: кто-то недолюбливает мать — и к ее детям относится соответствующе, а кто-то, наоборот, будет из-за матери относиться к ним очень хорошо;
— это очень самостоятельные дети, которые привыкли оставаться дома одни и запросто могут приготовить ужин не только себе, но и накормить отца (если таковой имеется в наличии), младших братьев и сестер;
— это дети, которым катастрофически не хватает положительных эмоций со стороны матери, — работая в чисто женском коллективе (к примеру, у меня он состоит из 76 человек) и вынужденная решать множество специфических проблем, дома она уже лишь с большим трудом может сдерживать свое стрессовое состояние и часто просто срывается на близких.
Моей подруге сын сказал: «Вот если бы ко мне ты относилась так же, как к своим сотрудникам!»
При всем вышесказанном дети заведующих:
— часто являются в своих детских коллективах лидерами;
— гордятся своей матерью;
— хорошо учатся;
— вырастают людьми, на которых можно положиться.
Но самое парадоксальное, что, став взрослыми, они, как правило, идут учиться в педагогические вузы!

Ольга ПАСТЮК,
г. Магадан

?????????? ??????????? ??? ????????? ???????? ??????? LeylaMother.com. ??????? ???? ??????? LeylaMother.com, ????????? ?????????? ??? ??? ?????????? ?????? ? ??????? ???, ?? ??????? ??????? ?????????? ???????? ?????? ? ??????????, ??????? ????????? ??? ????????????, ????, ?????????? ? ???????? ???????. ? ??? ?? ? ?????? ???????? ????? ??? ?????????? ?????? ? ??????? ???, ?? ??????? ?? ??????? ?????????? ????? ???????? ? ?????????? ??????????, ?????? ???? ?????? ??? ??? ?????????? ?????. ? ???????? ???????, ?????????????? ?? ????? ??????? LeylaMother.com ???????? ?? ???????? ???? ?????? ??????? ???????.

Ольга Пастюк

Рейтинг@Mail.ru