САДОВНИЦА
КАКИЕ ОНИ, ДЕТИ ЗАВЕДУЮЩЕЙ?
Когда десять лет назад меня назначили
заведующей детским садом, мне шел тридцать
второй год, а моей дочери было двенадцать. Это
сложный возраст для ребенка, когда ему особенно
необходим контакт с мамой. Теоретически я знала,
что и как нужно делать, воспитывая ребенка, но…
домой я приходила после 19 часов, усталая,
опустошенная, с одним-единственным желанием —
побыть в тишине! Как педагог я понимала, что если
сейчас будет утеряна связь с дочерью, то в
дальнейшем восстановить ее будет практически
невозможно, — но я ФИЗИЧЕСКИ не могла уделять ей
достаточно внимания.
Дома меня ждали дела — быстрое приготовление
ужина, наспех общение с мужем и дочерью и…
бумаги, бумаги, бумаги! Бумаги, которые не просто
нужно было переписать, но продумать каждое
предложение, правильно сформулировать каждую
фразу и т.п.
Все эти десять лет, что я работаю заведующей,
думаю: когда же в нашей системе образования
бумаги отойдут на второй план? Когда на первое
место выйдет человек и дело, которое он делает?
Когда мы забудем, например, о фронтальных, или,
как их теперь называют, комплексных, проверках
деятельности детского сада? Сейчас эту
стрессовую ситуацию раз в пять лет должен
пережить коллектив каждого дошкольного
учреждения. Считается, что такие встряски
необходимы, так как своевременно указывают
коллективу на его ошибки. Как знать…
Наука и техника шагают все дальше, а в
образовании о качестве работы педагогического
коллектива судят по-прежнему по количеству и
качеству бумажек!
Разве в этих бумажках говорится о том, для чего мы
работаем в детском саду, для чего учимся и
постоянно повышаем уровень своих знаний? Ведь
все это делается для того, чтобы детям было тепло
и уютно в детском саду, чтобы они не только
получили достаточные знания, но и научились
общаться друг с другом, чтобы их родители могли
найти здесь помощь и поддержку.
Вот бы приходящие комиссии смотрели не бумаги, а
общались с детьми, родителями, педагогами! Но
разве чиновнику это интересно?!
Так вот, для того чтобы содержать все свои бумаги
в строжайшем порядке (не дай Бог, в тетради
персонального контроля заведующей будет
недостаточно этого самого контроля или в
месячном плане будет забыт один из пунктов),
заведующей и приходится задерживаться на работе
до позднего вечера и даже брать их домой.
А что же семья? Семья потерпит и подождет. А еще
можно повесить портрет улыбающейся мамы в
гостиной, чтобы дети и муж не забыли, как она
улыбается. Или записать на магнитофон мамин
голос, говорящий ласковые слова.
Зачем? Да затем, что у приходящей с работы
заведующей детским садом уже не остается эмоций,
нет физических сил, чтобы обнять дочь и сказать:
«У меня сегодня свободный вечер, давай
поболтаем». Когда моя девочка говорила мне:
«Мамуля, пойдем поболтаем, как раньше!» — я шла,
слушала ее, но сама была в это время далеко: в
своем детском саду, где опять на работу не вышел
воспитатель, заболела няня, а дворника вообще
нет, и никто не хочет идти на такой мизерный
оклад…
Я не заметила, когда дочь перестала звать меня
поболтать. Все чаще она обращалась к отцу, а я
была не в курсе ее проблем.
Умом я понимала, что теряю ее, и каждый раз
говорила себе: вот пройдет еще одна проверка, и я
буду уделять ей больше внимания… вот выступлю с
докладом на областном совещании и пойду с ней в
парк или театр… вот… вот… вот… И вот моя дочь
уже студентка первого курса педагогического
факультета.
И опять нужно бы ей помочь, ведь я столько могу
рассказать, но почему так не хватает времени?
Почему в сутках только 24 часа?
Наверное, в моем возрасте можно уже остановиться
и привычно писать бумажки, делать отчеты, но мне
постоянно нужно что-то пробовать,
экспериментировать, а значит — и отстаивать то,
что делает наш педагогический коллектив, ведь
это просто необходимо образованию нашего города!
Сейчас мы пытаемся получить статус ФЭП — а для
этого нужно столько работать! Но если педагоги
моего детского сада с удовольствием участвуют во
всех экспериментах, значит, это кому-то нужно?!
Сейчас моя дочь Юля учится на 5-м курсе, а моей
внучке уже 8 месяцев. Я очень люблю свою внучку, но
у меня опять нет времени, чтобы помочь дочери в ее
воспитании.
Как бы я хотела, чтобы Юля не работала в
образовании, чтобы у нее была хорошая семья, а муж
и дочь всегда видели ее счастливую улыбку!
Моему второму ребенку, сыну Сашеньке, 8
лет. Он родился, когда я уже была заведующей. Из-за
этого он стал ходить в детский сад с 1 года 1
месяца. Сейчас он во 2-м классе, и мне снова
физически не хватает сил, чтобы уделить внимание
ребенку. Как хорошо было, когда он ходил в детский
сад и был рядом со мной! В 7 лет он нарисовал
рисунок своей семьи: папа, Юля, Саша рядом и
веселые, а в отдалении — мама с большой черной
папкой в руках…
Так какие они, дети заведующей детским садом?
— Это дети, которые во многом обделены вниманием
матери;
— как правило, это дети, которые с ранних лет
хорошо разбираются в проблемах не только
детского сада, но и в педагогике в целом, так как
слушают разговоры взрослых;
— если мать работает заведующей в небольшом
городе, то дети несут бремя ответственности за ее
деятельность: кто-то недолюбливает мать — и к ее
детям относится соответствующе, а кто-то,
наоборот, будет из-за матери относиться к ним
очень хорошо;
— это очень самостоятельные дети, которые
привыкли оставаться дома одни и запросто могут
приготовить ужин не только себе, но и накормить
отца (если таковой имеется в наличии), младших
братьев и сестер;
— это дети, которым катастрофически не хватает
положительных эмоций со стороны матери, —
работая в чисто женском коллективе (к примеру, у
меня он состоит из 76 человек) и вынужденная
решать множество специфических проблем, дома она
уже лишь с большим трудом может сдерживать свое
стрессовое состояние и часто просто срывается на
близких.
Моей подруге сын сказал: «Вот если бы ко мне ты
относилась так же, как к своим сотрудникам!»
При всем вышесказанном дети заведующих:
— часто являются в своих детских коллективах
лидерами;
— гордятся своей матерью;
— хорошо учатся;
— вырастают людьми, на которых можно положиться.
Но самое парадоксальное, что, став взрослыми, они,
как правило, идут учиться в педагогические вузы!
Ольга ПАСТЮК,
г. Магадан
?????????? ??????????? ??? ????????? ???????? ??????? LeylaMother.com. ??????? ???? ??????? LeylaMother.com, ????????? ?????????? ??? ??? ?????????? ?????? ? ??????? ???, ?? ??????? ??????? ?????????? ???????? ?????? ? ??????????, ??????? ????????? ??? ????????????, ????, ?????????? ? ???????? ???????. ? ??? ?? ? ?????? ???????? ????? ??? ?????????? ?????? ? ??????? ???, ?? ??????? ?? ??????? ?????????? ????? ???????? ? ?????????? ??????????, ?????? ???? ?????? ??? ??? ?????????? ?????. ? ???????? ???????, ?????????????? ?? ????? ??????? LeylaMother.com ???????? ?? ???????? ???? ?????? ??????? ???????.