Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2001


Рабочий стол

Я не слишком удачный пример управленца…

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Я НЕ СЛИШКОМ УДАЧНЫЙ ПРИМЕР УПРАВЛЕНЦА...

Тамара Воробей

Интервью с Тамарой Воробей, главным специалистом по дошкольному образованию Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

— Еще 2—3 года тому назад у нас очень остро стояла проблема выживания детских садов. Детские сады закрывали, ссылаясь на отсутствие необходимого количества детей, здания передавали торговым фирмам. Педагоги даже не пытались этому противостоять: куда им против представителей власти и бизнеса! Но петербургское дошкольное образование как-то выстояло в этой ситуации?

— Признаюсь, это было нелегко. Но управление — это такое особое, тонкое дело! Тут действуют по крайней мере два золотых правила. Первое: управляя системой, нужно всегда предвидеть, какие проблемы могут возникнуть. Их еще никто не сформулировал, никто толком не обозначил. Но они висят в воздухе, и ты должен их предугадать и, по возможности, к их решению подготовиться. А как подготовиться? Убедительным аргументом являются только цифры. И эти цифры должны быть поддержаны законом. Управленцу надо хорошо знать законы и нормативные акты и уметь на эти законы опираться. Это второе правило.

— Предугадывать проблемы — это свойство политика, и это мне понятно. А вот про цифры, опирающиеся на закон, — не очень.

— Сейчас объясню. Однажды к нам тоже пришли и сказали: «У вас пустуют детские сады. Нечего переводить государственное добро. Отдавайте помещения». Тут и мы свой вопрос задали: «Почему это вы решили, что детские сады пустуют?» Да, действительно, типовой детский сад проектировался на 280 мест. Так ведь это было давно, когда предполагалось, что наполняемость групп должна быть по 25 человек, а дети могут сидеть друг у друга на головах и спать в игровой на раскладушках. Это считалось нормальным. С тех пор много воды утекло. Нормативы изменились. Изменились требования к условиям среды, в которой должен воспитываться ребенок. Мы теперь говорим о том, что среда должна быть развивающей.

— И этим аргументом вы убеждали своих противников?

— Что вы! Это аргумент для нас с вами. А для тех, от кого зависело закрытие, нужны цифры и законы. Нам пришлось поднять горы бумаг и сделать специальную системную подборку нормативно-правовых документов. Вы ведь знаете, что мы ратифицировали Конвенцию о правах ребенка?

— Международную конвенцию?

— Да. А это значит, что государство, подписавшее Конвенцию, обязано привести свое законодательство в соответствие с ее основными положениями и нести ответственность за ее исполнение. И это государство через каждые 5 лет проверяется на предмет выполнения Конвенции. Этим конвенция отличается от декларации. Декларация — это как в нашей поговорке: «Прокукарекал, а там хоть не рассветай». Хочешь — выполняешь, не хочешь — так живи. А конвенция обязывает. Подписал — выполняй.
И наше законодательство, это общепризнанно, обеспечивает все права ребенка.
Сегодня эти права определяются Конституцией, федеральным Законом о гарантии прав ребенка в Российской Федерации (он был опубликован в августе 1999 года) и специальным распоряжением правительства этого же года, где отражена методика определения показателей при формировании социальной инфраструктуры.
В федеральном Законе о гарантии прав ребенка существует такое понятие, как «минимальные стандарты основных показателей качества жизни ребенка». В соответствии с этими новыми социальными нормативами детские сады Санкт-Петербурга на сегодня не просто заполнены, а заполнены на 104 %. Потому что эти нормативы позволяют нам предусмотреть отдельные спальные комнаты для каждой группы детей, кабинеты для специалистов, физкультурно-музыкальный зал. У нас в городе есть сады, построенные по старым проектам: они рассчитаны на группы и в них нет зала. Так вот, согласно моему распоряжению, они утверждены как трехгрупповые. Четвертая группа оборудуется под зал. Без зала для движения сегодняшний ребенок жить не может. Это самый главный аргумент для меня самой, заставляющий меня действовать.
Каждому ребенку сегодня отводится гораздо больше жизненного пространства, чем хотелось бы охотникам за зданиями детских садов.

— Разве в постановлении правительства указаны нормы, определяющие жизненные условия для ребенка, находящегося в детском саду?

— Нет, конечно. Это потребовалось посчитать.

— И вы все пересчитали?

— Да, абсолютно все нормативы.

— И в результате получилось, что имеющихся в Петербурге детских садов еще и не хватает?

— На сегодняшний день их достаточно — в соответствии с теми документами и подсчетами, что мы тогда приготовили. Но… Я открою секрет: если завтра кто-то попытается отнять у дошкольников помещение на том основании, что «здесь детей мало», у нас есть еще один аргумент. Нормы, в соответствии с которыми оборудуется тот или иной детский сад, определяются типом детского дошкольного учреждения. Есть обычные детские сады, а есть сады комбинированные, сады компенсирующего типа, оздоровительные и т.д. На каждого ребенка в таком дошкольном учреждении увеличиваются нормы общих показателей площади. Кроме того, чтобы специализированный детский сад мог функционировать, в нем должно быть гораздо больше специальных помещений.
Я сейчас провожу специальное исследование соответствия показателей площадей в таких детских садах предусмотренным законом нормативам.

— И что получается?

— Да весьма убедительный ответ тем финансистам, которые говорят: «Детей у вас здесь мало, а расход электричества и воды на помещение таких размеров огромный! Площади используются нерационально». Спокойно, вот вам папка, в ней подобраны все законы, а также результаты мониторинговых исследований, согласно которым более 60 % учреждений нашего подчинения занимают меньше полагающихся им по новым социальным нормативам минимальных площадей.
Такая же ситуация и со строительством детских садов. Когда наши инвесторы строят жилые дома, губернатор обязывает их сделать что-то для развития инфраструктуры микрорайона. Разработчики проектов приходят к нам, а мы тут же выкладываем им новые нормы. Обычно они сразу на Москву кивать начинают: мы, мол, советовались, у них так. Я вздыхаю тяжело: «Значит, — говорю, — Москва живет по старым нормам. А вы извольте новые социальные нормативы выполнять, которые установлены правительством. Деньги? А денег никогда не будет». Какой вариант строительства детского сада нужен в нашем городе? Новых зданий нам не надо. Нам нужно старые улучшить, переоборудовать. Например, бассейн пристроить.
Здесь, наверное, нужно добавить, что наша система детских садов во многом опирается на региональные нормативные документы, которые были разработаны специально для Санкт-Петербурга.

— Вас послушаешь, так все это легко, прямо-таки весело. Неужели все у нас такие законопослушные?

— Конечно, тут еще и сила убеждения нужна. Огромная сила убеждения. Так ведь за нашей спиной дети стоят. И мы просто не имеем права их подвести.

— Задам провокационный вопрос: ну а стоит ли столько сил тратить на развитие системы дошкольного образования? Может, лучше поддерживать семью? Способствовать развитию форм семейного воспитания?

— Во-первых, одно другому не мешает, а напрямую связано. Во-вторых, все эксперименты по свертыванию системы дошкольного образования с треском провалились.
В истории нашей городской системы дошкольного образования была попытка заменить общественное дошкольное образование семейным. С этой целью в 1992 г. были введены пособия на воспитание детей дошкольного возраста, не посещающих наши учреждения. Однако ожидавшийся результат — сокращение количества детей, посещающих детские сады, — не был получен.
К чему привели игры с пособием? Денег этих все равно ни на что толком не хватает — даже на то, чтобы оплатить занятия в кружке, не то что на гувернера со знанием английского языка. В семьях группы риска, там, где родители пьют, ребенку эти деньги вообще не достаются. Заниматься со своим ребенком самостоятельно большинство родителей не умеет. А тех, кто умеет, — их слишком мало. В национальной образовательной политике нельзя ориентироваться исключительно на тонкий слой интеллигентных семей. Да и там сейчас утеряны традиции семейного воспитания: чаще всего в семьях растят по одному ребенку. А детям ведь нужно общение с другими детьми, со сверстниками! Это для них питательная среда.
Поэтому мы должны думать не столько о сохранении системы (это на сегодня уже пройденный этап), сколько о ее развитии! О том, чтобы сделать ее гибкой, привлекательной для родителей и оптимальной для детей.
Откуда идут предубеждения родителей против детского сада? Из их собственного детского опыта: на них давит тот негативный образ детского сада, который они вынесли из своего детства. Надо показать им, что сейчас многое изменилось в лучшую сторону. К примеру, 58 % учреждений Петербурга имеют в своем штате дефектологов, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования, различные формы изостудий, ритмопластики, хореографии, комнату развивающих игр с наборами Lego и т.д.
У нас есть столько всего, что может способствовать развитию ребенка, его способностей!
Недавно мы выпустили информационное письмо об организации бесплатного консультирования родителей, воспитывающих детей в семье.

— Это консультирование будет проводиться на базе детских садов?

— Да. Если у таких родителей есть какие-то проблемы с воспитанием их ребенка, раз в месяц они смогут приходить в детский сад для общения со специалистами. Уже определены детские сады, в которых можно получить консультацию по вопросам воспитания, развития, коррекции, подготовки, психологической помощи. Мы дадим рекламу о консультировании. Родители будут приходить в детские сады и смогут увидеть их изнутри, новыми глазами. Руководитель дошкольного учреждения будет фиксировать, кто обращался за консультацией и по каким вопросам. В дни консультаций в детские сады для общения с родителями будет выходить также районный специалист по дошкольному образованию.
Без участия родителей перестроить систему дошкольного образования невозможно. Мы должны выяснить, чего они хотят, в чем нуждаются.
Например, одни родители хотят приводить ребенка в детский сад на 1 час утром или вечером. А кого-то из них привлекает перспектива посещения художественной студии. И мы должны показать им, что можем пойти навстречу их пожеланиям.

 

— Это и есть выработка совместных педагогических позиций детского сада и семьи?

— Да. А управленец должен найти способ ввести эти новые формы в структуру детского сада, решить, что будет оплачиваться из бюджета, а что — из внебюджетных средств родителей.
Хотя я не очень удачный пример управленца: не люблю подчиняться глупым инструкциям. Свою карьеру управленца я начала с того, что стала эти глупые инструкции мягко игнорировать. Единственный безошибочный указатель в моей работе — «это нужно детям». Согласитесь, я права?..

Читайте в наших летних номерах: «Программа «Особый ребенок». Санкт-Петербург. Опыт создания региональной системы дошкольного образования для детей-инвалидов».

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

?????????? ??????????? ??? ????????? ????????? ??????????? ????????????? GRUZAVTO-EK. ? ??????? ?????? ??????????? ???????? ?????? ?????? ???? ????? ??????? ?????????? ? ????????????. ???? ??? ????????? ?????? ?????????????? ???????????? ?? ??????? ?????????? ?????????? ?? ???????? ????? Webasto ? ?????????????, ?? ?????? ?? ???? ??????? ? ????????? ???????? ??????? ????? ???????, ??? ??????? ???????? ??? ???????? ?????????????, ? ??????? ????? ?? ???????????? ????? ?????????? ???????????. ??????? ????????????? ??????????? ?? ???????? ???? ? ? ????? ??????? ????? ?????????? ?????? ? ????????? ?????????? Webasto. ????????? ???????????? ? ???????????????? ????????, ? ?????????? ?? ?????? ??????, ????? ?? ??????????? ????? ????????? ???????????, ??????? ????????????? ?? ?????? http://gruzavto-ek.ru/

Марина Александровская ;
Тамара Воробей

Рейтинг@Mail.ru