Публикация произведена при поддержке интернет проекта «Красная книга Республики Узбекистан». На страницах интернет проекта «Красная книга Республики Узбекистан» представлена информация о находящихся под угрозой исчезновения 44 видах растений и 48 видах животных самаркандской области. Полезные статьи расскажут о местах обитания и причинах уменьшения численности того или иного вида, и помогут апеллировать к властям в случае нарушения правил природопользования. А так же к Вашему вниманию последние новости из мира экологии и защиты окружающей среды. Посетить интернет проект «Красная книга Республики Узбекистан» можно по адресу http://redbooksam.ru/
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
С ПРАЗДНИКОМ, ЗЕМЛЯ!
Сценарий для детей от шести лет
Под запись звуков природы «Голоса
птиц» в зал входят дети, одетые в костюмы
мотыльков и птиц.
1-й ребенок:
Есть просто храм,
Есть «храм науки»,
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
2-й ребенок:
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
3-й ребенок:
Ты, человек, сильнее с каждым днем,
Но, в Космос отправляя корабли,
Не забывай: ты — только часть Земли,
Она — твой настоящий отчий дом.
4-й ребенок:
Ты дышишь чистым воздухом лесов
И воду пьешь из полноводных рек,
Ты сыт ее хлебами, человек,
Откликнись на ее печальный зов.
5-й ребенок:
Есть одна планета-сад
В этом Космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликают перелетных.
6-й ребенок:
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Все дети вместе:
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету!
Ребята исполняют песню «Ветерок с березой
шепчутся» (муз. Е. Архиповой, сл. П.Синявского).
Затем участники садятся на ковер. Девочки,
изображающие цветы, исполняют танец цветов под
произведение М.Пляцковского «Утро». Во второй
части танца к цветам «подлетают» мотыльки —
мальчики (движения символизируют связь растений
и насекомых). После танца «мотыльки»
рассказывают о себе.
1-й ребенок:
Я живу и в лесах, и в садах, и в лугах.
2-й ребенок:
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
3-й ребенок:
Мне еда и питье — ароматы цветов.
4-й ребенок:
Но живу я недолго — не более дня.
5-й ребенок:
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Мальчики исполняют песню «Мотылек» (муз. Е.
Архиповой, сл. В.Татаринова).
Затем о себе рассказывают девочки-цветы.
1-й ребенок:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
2-й ребенок:
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
3-й ребенок:
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
4-й ребенок:
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
5-й ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Дети парами двигаются вокруг земного шара,
затем садятся на стульчики. Звучит мелодия
П.Мориа. Появляются фламинго и исполняют танец
вокруг Земли.
После танца дети-«птицы» читают
стихи.
1-й ребенок:
Не разоряйте птичьего гнезда —
2-й ребенок:
Так счастлива в своем жилище птица,
3-й ребенок:
Она в гнезде спокойна, и тогда,
4-й ребенок:
Когда над рощей будет виться,
5-й ребенок:
Не разоряйте птичьего гнезда!
«Птицы» садятся на землю. Появляются дети в
костюмах диких зверей. Под музыку Сен-Санса
«Карнавал животных» они в танце имитируют
повадки и движения разных зверей, птиц,
насекомых.
Дети, изображающие животных, рассказывают о себе.
1-й ребенок:
Не верю, что звери не говорят,
2-й ребенок:
Что думать не могут певчие птицы,
3-й ребенок:
Что только повадки у хитрой лисицы
4-й ребенок:
И пчелы не знают, о чем говорят.
Звучит тревожная «космическая» музыка. Под эти
звуки в зале появляются «хулиганы», вооруженные
топорами, палками, сачками, рогатками.
Разнообразными резкими движениями они
изображают, что крушат все на своем пути (рубят
деревья, ловят бабочек, из рогатки стреляют в
птиц, прогоняют зверей, рвут и топчут цветы,
имитируют поджог макета планеты). Свет в зале
гаснет, включается цветомузыка. Под произведение
А.Хачатуряна «Танец с саблями» дети с красными и
оранжевыми лентами исполняют танец огня вокруг
земного шара. Внезапно музыка обрывается на
высокой ноте, все участники замирают.
Звучит голос Земли (магнитофонная запись):
Остановитесь, люди!
Не губите меня!
Я — Земля!
Мне нужны ваша любовь, ваша дружба!
Бросьте в борозду зерно — и я верну сто зерен.
Воткните прутик — и я выращу для вас сад!
Я открою для вас свои кладовые.
Вы — мои дети, поэтому прошу: любите и уважайте
меня!
Дети негромко исполняют песню «Раненая птица»
(сл. Н.Заболоцкого).
Голос
Земли звучит снова:
Не только люди обладают даром речи. Говорят и
книги. Есть такая книга, которая не просто
говорит, она кричит, только не каждый ее слышит.
Это — КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны
имена исчезающих животных и растений. Красный
цвет — сигнал запрета, понятный людям всего мира:
остановись, человек! Подумай, почему каждый день
на планете становится все меньше животных и
растений! Оставь после себя не кучу мусора, а
посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу.
Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе
поможет КРАСНАЯ КНИГА.
Включается свет. Играет флейта (М.Глинка
«Жаворонок»). Со страниц Красной книги (из-за
дверцы макета) «сходят» два белых журавля
(мальчик и девочка) и танцуют, затем читают стихи.
Девочка-журавль:
Я — белый ангел в небесах,
Я — ручеек в глухих горах,
Я — лучик солнца в облаках
И белый свет в моих мечтах.
Мальчик-журавль:
Младой журавль всегда в пути,
Чтоб мир от гибели спасти.
Таких немного журавлей,
Ты сохрани его, пригрей,
И он тебя благословит,
Нас и природу исцелит.
Далее из Красной книги под музыкальное
сопровождение выходит «могучий дуб»:
Доброе дерево, старые ветви,
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!
Лето промчится, и перед зимой
Дерево птицам поможет листвой.
Будет потом ему сниться и сниться,
Как по весне возвращаются птицы.
Их не пугают опасные кручи,
Белые молнии, черные тучи.
Птицы на родину мчатся уверенно,
Знают, что помнит их доброе дерево.
Флейта играет «Колыбельную» Ю.Шапорина, и из
Красной книги появляется девочка в костюме
ландыша:
Я — ландыш лесной
И расту на поляне.
Не сразу заметишь
Мой белый убор,
Зато одарю тебя
Сладким дыханьем
Цветов ароматных
Вечерней порой.
Прошу, не срывай меня
Ради забавы
И в город на рынок
Меня не неси,
А лучше приди к нам
В лесную прохладу
И возле сестричек моих посиди.
Следующими из Красной книги под музыкальное
сопровождение выбегают мама-тигрица и тигренок.
Они играют друг с другом. Затем «тигрица»
говорит:
Быть может, что когда-нибудь мальчишка,
Наткнувшись на картинку в старой книжке,
У мамы спросит: «Что это за зверь,
Такие ведь не водятся теперь?»
И, отложив на миг в сторонку игры,
Послушает рассказ о грозных тиграх.
Скажите мне, и взрослые, и дети!
Чем помешали людям звери эти?
Включается запись песни в исполнении С.Ротару
«Дадим шар земной детям». Все ребята, включая
«хулиганов», приводят Землю в порядок,
восстанавливают все, что было разрушено. Затем
берут искусственные цветы из вазы и начинают
украшать нашу планету. Вокруг цветущей планеты
дети водят хоровод и поют последний куплет песни
«Ветерок с березкой шепчется».
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.
В заключение ребята-зрители раскладывают свои
поздравительные открытки Земле возле макета
планеты, показывают их друг другу, рассматривают
вместе с родителями.
Наталья РЫЖОВА,
научный руководитель ДОУ № 1622,
доктор педагогических наук
(авторы-составители: Ирина ЛИСИЦЫНА, Татьяна
ХАРСЕЕВА, Валентина ЯГОДИНА, Елена ТКАЧЕВА)