ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
СКАЗКА С ПРЕВРАЩЕНИЯМИ
(Пьеса играется на празднике «До свиданья,
детский сад!» детьми подготовительной группы и
взрослыми актерами)
Марина АРОМШТАМ
Действующие
лица:
Лесник (сказочник)
Садовник (сказочник)
Садовница — воспитательница детского сада
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Дети подготовительной группы
В глубине сцены — несколько толстых
деревьев, изображающих лес. В центре — зеленое
покрытие, изображающее в первой картине клумбу,
во второй — лесную поляну.
Пролог
С одной стороны сцены появляется
сказочник Лесник, с другой — сказочник Садовник.
Оба держат в руках корзинки. В корзинке лесника —
желуди, шишки, рябиновые грозди, еловые ветки. В
корзинке садовника — букетики цветов.
Лесник: Лесные сказки! Кому сказки! Берите без
опаски! Сказки из птичьего гнезда, из песен
дрозда, на черничном листе настоены, ключевой
водою напоены!
Садовник: Цветочные сказки! Все оттенки и
краски! Сказки из тюльпанов! На вкус — как бананы!
Розовые, мимозовые, нарциссовые, барбарисовые!
Лесник: Древесные!
Садовник: Чудесные!
Лесник: Смолистые!
Садовник: Душистые!
Лесник и Садовник (одновременно): Хотите
мою сказку послушать?
Дети: Да!
Лесник (усаживаясь на скамеечку): Ну
так вот! Стояла на горке елка. И жили под елкой
волки. У каждого волка — зубастая пасть.
Заглянешь в нее — ну просто страсть!
Садовник (спохватывается,
тоже садится на лавочку и сталкивает Лесника):
В прекрасном саду у моря однажды случилось горе.
Влюбился в розу нарцисс и от любви раскис! А роза
такая красавица…
Лесник (отталкивая Садовника): Кому ж эта
пасть понравится? Однажды плутовка лиса…
Садовник (отпихивая Лесника): …у нее
травяная коса, вся в капельках росы…
Лесник (опять спихивает Садовника с лавки):…пушистый
хвост у лисы и…
Садовник (из-под лавки): …зеленые…
Лесник: …усы… Что за чушь? Где ты видел
зеленые усы?
Садовник: Случается иногда. Зеленые усы
бывают у гороха.
Лесник: При чем тут горох? Может, он собой и не
плох. Но речь идет о лисе.
Садовник: Или о розе-красе. Знаешь, по-моему,
так у нас ничего не получится. Давай вместе
сказку рассказывать — общую.
Лесник: Как же так — вместе? У меня сказки про
лес, про зверей лесных да про лесные тропинки. А у
тебя — про цветы на клумбах да про садовые
дорожки.
Садовник: А мы такую сказку расскажем, в
которой и по саду надо ходить, и по лесу бродить, и
цветы поливать, и со зверями играть. А ребята нам
помогут.
Лесник:
Поможете нам, ребята?
Дети: Да!
Садовник: Еще бы! Ведь мы про них сказку
рассказывать будем. Главное в ней — уметь
вовремя превращаться.
Лесник: Уж кто-кто, а ребята запросто в кого
угодно превратятся.
Садовник: Не побоятся?
Дети: Нет!
Лесник: Ну так повторяйте за нами!
Все вместе:
Раз—два—три—четыре—пять,
Будем сказку сочинять!
Сказку с приключениями,
Сказку с превращениями!
Картина первая
Свет гаснет. В полутьме Садовник
манит детей к себе. Они выходят на сцену. На
каждом из детей — фартучек с изображением
веселой круглой рожицы. На голове — венок. Дети
усаживаются на пол в глубине сцены.
Звучит тихая музыка. Садовник и Лесник
расходятся по разные стороны сцены.
Садовник: Не в заморском царстве, не в дальнем
государстве, не за какими-то там долами да
высокими горами, не на берегах невиданных,
диковинных морей, а среди нас, обычных людей,
жила-была Садовница. И был у нее сад.
Лесник: Вишневый или грушевый?
Садовник: Да нет же! Слушай! Это был
необыкновенный сад.
Высвечивается сад. Появляется Садовница с
большой лейкой. Обходит сидящих на сцене детей,
делает вид, что поливает их. Поет.
Песня Садовницы
Как в моем садочке
Не растут цветочки,
Не растут кусточки,
Ягодки-грибочки.
Зреют там мальчишки
В курточках,
штанишках
И цветут девчонки
В платьицах, юбчонках.
Я слежу за грядкой,
Где растут ребятки.
Распускайтесь, детки,
Как цветки на ветке!
Во время песни дети-цветы весело качают
головками и хлопают в ладоши. Воспитательница
садится среди детей, гладит их по головкам,
открывает большую книжку с картинками.
Лесник: Вот так сад! Ну и сад! В нем
полным-полно ребят!
Садовник: На каждой грядке — по двадцать
ребяток. А всего — целых сто!
Лесник: Целых сто? В это не поверит никто!
Садовник: Верь — не верь, возьми да проверь!
Лесник: И что же, садовница землю рыхлила?
Садовник: Она своих ребяток любила.
Лесник: И каждый день их поливала?
Садовник: И каждый день их умывала, кормила,
учила, гулять водила.
Лесник: И с сорняками воевала?
Садовник: Терпения ей хватало! Она с
ребятками в игры играла: чтобы все сорняки
заглушить, а хорошим росткам дать жить. Сам
посмотри!
Садовница (захлопывает книжку):
Раз—два—три!
На счет «три» дети вскакивают и становятся в
круг вокруг Садовницы.
Хороводная игра
«Соловей»
Садовница входит в круг. Дети, держась за руки,
двигаются в одну сторону, Садовница — в другую.
Все произносят текст считалки. Садовница по
очереди дотрагивается до каждого ребенка и
выбирает водящего.
Считалка
Ходим, ходим мы по кругу,
Смотрим, смотрим друг на друга.
Всем нам хочется играть…
Птичкою тебе летать!
Водящий входит в круг.
Дети:
Мы тебя, мы тебя
Превращаем в соловья!
Ты лети, соловей,
Отыщи себе друзей.
Дети поднимают руки, сцепленные «воротиками», и
поют:
Птичка, птичка!
Где ты летаешь?
Где свои песенки
Ты распеваешь?
Соловей к нам
прилетал:
Таня, Таня, я устал!
(Петя, Петя, я устал!)
(Ох, Максимка, я устал!)
(Как я, Верочка, устал! — и т.д.)
Ребенок-соловей машет руками-крыльями и
обегает круг стоящих детей, ныряя поочередно в
каждые воротики. На слова «Соловей к нам
прилетал» он останавливается перед тем играющим,
до которого успел «долететь», и произносит
последние слова песенки, называя его по имени.
Этот ребенок становится соловьем. Игра
повторяется.
Затем дети снова усаживаются на «грядки».
Садовник: Соловей в саду поет, а время
движется вперед.
Лесник: Дни и месяцы идут. Детки все растут,
растут.
Звучит музыка. Дети «на грядках» вырастают.
Садовник: Выросли большие: вот такие!
Лесник: И говорят:
Дети: Нам на грядке тесно,
Слишком мало места!
Садовник: И с
садовой грядки
Спрыгнули ребятки.
Под веселую музыку дети выбегают вперед,
прыгают, скачут, кувыркаются, сбрасывают с себя
венки.
Среди них, схватившись за голову, бегает
Садовница.
Музыка заканчивается. Дети окружают садовницу.
Дети:
Нам на месте не сидится!
Мы готовы в путь пуститься!
К новым впечатлениям!
К новым
приключениям!
Садовница:
Были детки, как цветочки.
Превратились в колобочки.
Колобочки, колобки,
Они на ноги легки.
Как от деда и от бабы,
Убегут они из сада.
Садовник: Что делать? Как тут быть? Страшно
Садовнице отпускать колобков. Вдруг их
кто-нибудь съест в дороге?
Лесник: А колобки не унимаются. Прыгают
вокруг садовницы и кричат.
Дети:
Нам
на месте не сидится!
Мы готовы в путь пуститься!
К новым впечатлениям!
К новым приключениям!
Садовница:
Что мне делать? Как мне быть?
Вас придется отпустить.
Покажу я вам дорожку
Прямо к школьному порожку.
Вы пойдете по дороге
Мимо Мишкиной берлоги,
Мимо Лисьей горы,
Мимо Волчьей норы,
Прямо
к Заячьим кустам,
А с собою я вам дам
Не дорожный узелок,
Не корзинку, не кулек,
Не какой-то пустячок,
А новый школьный рюкзачок.
С вами будет он везде,
Он поможет вам в беде.
Но шагайте тихо:
Не будите лихо!
Дети-колобки надевают рюкзачки, весело прыгают,
поют. Убегают шумной толпой.
Песня
колобков
Были мы цветочками,
Стали колобочками.
Как от деда и от бабы,
Укатились мы из сада.
А в дорогу дали нам
Не клубок, не талисман,
Не горшочек, не кулек —
Новый школьный рюкзачок.
С нами будет он везде,
Он поможет нам в беде.
Все, что нужно нам в дороге, —
В нашем школьном рюкзачке.
Колобки скрываются за кулисами.
Картина вторая
Из-за кулис слышна песня колобков.
Садовник (восхищенно): Вот ведь как поют
задорно! Веселые колобки. Недаром на садовой
грядке росли!
Лесник: Весело-то им весело. Да так они весь
лес перебудят. Сказано им было: идите тихо, не
будите лиха, пока лихо спит.
Садовник: И правда. Глянь-ка, вон там из-за
кустов заячьи уши показались. Из норы Волк вылез.
Из берлоги Медведь выбирается, а с горы Лисица
спускается.
На сцене появляются Медведь, Заяц, Волк и Лиса.
Медведь:
Кто посмел в лесу шуметь,
Горло драть да песни петь?
Заяц:
Кто там скачет без оглядки
И не помнит о порядке?
Лиса:
Уж не колобок ли дедов
К нам пожаловал к обеду?
Волк:
Колобок! Я чую носом!
Заяц:
Важным занят я вопросом:
Как его не упустить?
Лиса:
Как его нам поделить?
Волк:
Ближе, ближе колобок!
Медведь:
Э, да он не одинок!
Заяц:
С ним идут его друзья!
Лиса:
Наконец наемся я!
Медведь:
Обсужденье прекратить!
Наглых крикунов схватить!
Звери прячутся за деревья.
Садовник:
Ой, беда, Лесник, беда!
Если срочно не вмешаться,
То до школы не добраться
Тем ребяткам никогда!
Лесник:
Я родился лесником.
С Волком, с Зайцем я знаком.
С бурым дедушкой Медведем
Мы давно друзья-соседи.
Да и с хитрою Лисицей
Мы сумеем сговориться.
Поспешим-ка на поляну. Поможем колобкам!
Убегают. На сцене появляются колобки. Они поют,
скачут. Внезапно из-за деревьев появляются звери.
Звери: Вот они, колобки! Хватай их! Лови!
Колобки разбегаются. Звери их ловят. Выбегают
сказочники.
Сказочники: Стойте, стойте! Не спешите!
Ребятишек отпустите!
Медведь: Каких таких ребятишек?
Садовник: Да вот этих, со школьными
рюкзачками.
Заяц (разочарованно): Действительно, с
рюкзачками. Как же мы сразу не заметили!
Лесник: А с рюкзачками и с портфелями кто
ходит?
Волк: Кто-кто!
Школьники в школу таскаются, будто бы ума
набираются…
Садовник: Вот-вот!
А обычный колобок — у него румяный бок. И ему
совсем не нужен новый школьный рюкзачок!
Наши детки — не простые колобки. Это…
Заяц (хлопая себя лапой по лбу): …это
первоклассники!
Лиса: Первоклассники? Это еще доказать надо.
Может, вы специально нас обманываете, чтобы без
обеда оставить!
Лесник: Обманывать, душенька, это по вашей
части. А мы только правду говорим. Вот ты, Лиса,
школьный портфель собирать умеешь?
Лиса: Подумаешь, какая хитрая наука!
Садовник: Ну так давайте попробуем, кто
быстрее портфель соберет: дети или звери?
Медведь: Отчего не попробовать! Ну-ка, давайте
мне портфель.
Дети распаковывают свои рюкзачки, выкладывают
их содержимое на пол. Садовник и Лесник приносят
портфели для Медведя, Зайца, Волка и Лисы.
Звери:
Раз—два—три—четыре—пять,
Начинаем мы играть!
Если вы нас победите,
Вы нас тут же убедите.
Если мы вас победим,
То сейчас же вас съедим!
Дети и звери под веселую музыку укладывают
портфели. Медведь пытается запихнуть в портфель
колоду с медом. Заяц набивает портфель шишками.
Лиса укладывает зеркало и губную помаду. Волк
просто бегает по сцене и выкрикивает: «Что бы в
портфель положить? Что бы в портфель положить?»
Садовник и Лесник начинают проверять портфели.
Садовник: Эх ты, Мишка! У тебя в портфеле ни
одной книжки! Заяц портфель шишками набил, он
хоть считать их сможет. А ты как учиться
собираешься?
Лесник: Ты, Лиса, известное дело, краса. Но чем
ты в школе собираешься заниматься? В зеркало на
себя любоваться? А от Серого Волка вообще
никакого толка. Так что дети вас победили и в
своей правоте убедили.
Лиса: Как это — победили? Подумаешь, рюкзаки
они умеют складывать! Это может каждый дурак.
Давайте поступим так…
Все: Как?
Лиса: Пусть они… Пусть они… Пусть они все
шишки пересчитают, которыми Заяц свой портфель
набил.
Садовник: Пересчитаете шишки, дети?
Дети: Да!
Под веселую музыку дети считают шишки.
Садовник: Сколько здесь шишек? Ответьте
скорей!
Дети: Шишек здесь столько же, сколько детей.
Каждой девчонке, любому мальчишке досталось от
зайца по маленькой шишке.
Заяц: Как это у них ловко получилось! Может,
они и нас считать научат?
Лесник: Научите, дети?
Дети: Научим!
Раз—два—три—четыре—пять!
Учим мы зверей считать.
Заяц — первый, Волк — второй,
Он укрылся за горой.
А Лисица будет третьей.
Осторожней с нею, дети!
А четвертым здесь Медведь —
Не позволит вам шуметь!
Медведь: Не люблю шума — это правда! Да и
какой же лесной зверь его любит? Здорово вы
считаете!
Лиса: Подумаешь, считать! Это и мы теперь
умеем: Заяц — первый, Волк — второй. Невелика
наука! А читать, читать вы умеете?
Садовник: Читать ребят в школе научат! За этим
они туда и идут!
Зато они все буквы уже знают и некоторые слова
выложить могут.
Например, лиса — краса. Ну-ка, детки,
порадуйте рыжую!
Дети под музыку из больших букв выкладывают
слова на стволе дерева (там укреплена магнитная
доска или фланелеграф). Сказочники помогают им
поставить тире.
Лесник: Вот, Лиса, тебе подарок. Жаль, что ты
читать не умеешь.
Лиса: Ах, ох! На весь лес теперь прославлюсь! (Вертится
в разные стороны.) Вы знаете, что здесь
написано? Знаете?
Садовник: А сейчас мы еще что-то для тебя
напишем.
Лесник и Садовник выкладывают предложение:
«У Лисицы на обед нынче будет винегрет!»
Садовник: Прочитать?
Лиса: Прочитать, прочитать! И громко — чтобы
все слышали!
Садовник читает надпись.
Лиса: Тьфу! Это ж надо! Убирайтесь отсюда со
своими недоделанными колобками!
Медведь: Ну, Лиса, полно сердиться! Придется
тебе поститься: что написано пером, того не
вырубишь топором!
А вы, ребятки, ступайте, лихом не поминайте!
Дети берутся цепочкой за руки и под музыку
уходят со сцены. Звери машут им на прощание.
Звери (поют):
К нам сегодня на полянку
Прикатились спозаранку
Не простые колобки —
Это первоклассники!
Вы бегите по дорожке
Прямо к школьному порожку,
Мы вас будем вспоминать,
Как учили нас считать!
Заяц — первый, Волк — второй,
Он укрылся за горой.
А Лисица будет третьей.
Осторожней с нею, дети!
А четвертым здесь Медведь —
Не позволит вам шуметь!
Уходят.
Садовник: Ну, вот и вся сказка. Только как же
это получается: звери раньше нас заметили, что
колобки в первоклассников превратились!
Лесник: Так то ж не простые звери — сказочные!
А сказка у нас с тобой хорошая получилась:
Древесная!
Садовник: Чудесная!
Лесник: Смолистая!
Садовник: Душистая!
Лесник: С приключениями!
Садовник: С превращениями!
На садовой грядке
Выросли ребятки.
Были, как цветочки.
Стали — колобочки.
Не простые колобки —
Это первоклассники!
Лесник: Здесь, скажу я между прочим,
Нашу сказку мы закончим.
Садовник и Лесник: До свиданья, зрители, дети
и родители!