Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2001


Лаборатория

Золотой ключик для педагогической дверцы

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДВЕРЦЫ

Программа «Золотой ключик» — одна из самых интересных из рекомендованных Министерством образования России для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Разработанная в конце 80-х годов психологами Г.КРАВЦОВЫМ, Е.КРАВЦОВОЙ и Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ, она, к сожалению, еще плохо известна нашим педагогам и управленцам.
В настоящее время по этой программе работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России, в том числе в Балашихе, Белой Калитве, Владимире, Невинномысске, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.
Подробнее рассказать об идеях программы и путях ее реализации мы попросили Клару КОРЕПАНОВУ, сотрудника Лаборатории психопедагогики образования при Администрации Московской области.

— Клара Михайловна, в чем, на ваш взгляд, состоят наиболее существенные отличия программы «Золотой ключик» от других программ дошкольного образования?

— Наша программа не случайно разрабатывалась именно психологами, и не случайно процесс ее внедрения отслеживает Лаборатория психопедагогики. Этим задано основное направление программы — психологизация образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализации программных задач связаны с современными представлениями психологической школы Л.С. Выготского о возрастной периодизации детства, об основных законах развития психики ребенка, о его потребностях, способностях и возможностях.
Первое, от чего отказались авторы «Золотого ключика» в своей программе, это от изоляции дошкольников от других возрастов. Эпоха детства, по их мнению, заканчивается примерно к 10 годам. До этого возраста дети, несмотря на все изменения внутри этого периода, подчиняются, так сказать, законам Детства. Отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе кажется искусственным, оправданным скорее удобствами взрослых и традицией, чем собственно законами психологического развития.

— Видимо, с пониманием этих законов и связан рост количества комплексов «начальная школа — детский сад» — образовательных учреждений нового типа.

— Кравцовы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Но предложенный ими вариант детского центра сильно отличается от того, с чем мы обычно встречаемся в комплексах «начальная школа — детский сад». Согласно программе «Золотой ключик», группы детей образовательного центра организуются по разновозрастному принципу. В каждой группе обязательно есть дети от трех до десяти лет. И это принципиальное положение.
Каждая группа детского центра построена по образу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастных ступеней. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, мы получили возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Для маленьких детей, впервые переступающих порог центра, это крайне важно. Мамы нет, но братик или сестричка — вот они, тут как тут, и им здесь хорошо — весело, интересно. Знакомое лицо, гарантированная защита и опека — все это вселяет в малыша уверенность и сильно ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.
Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших. Они это делают успешно и с удовольствием. Такое обучение часто гораздо более продуктивно, чем когда детей обучают взрослые. Так всегда было в многодетных семьях и в детских сообществах. А старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей. Тоже очень полезные навыки. Особенно с точки зрения будущей семейной жизни. Кроме того, таким образом создаются оптимальные условия для развития игровой деятельности. Игра — основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В наши игры включены и дети, и педагоги, и родители.
Когда по программе «Золотой ключик» начали работать первые детские центры, мы смогли убедиться, что в разновозрастных группах для детей создаются самые комфортные психологические условия. Дети ходят туда с радостью и едва могут дождаться, когда закончатся выходные дни. И вот ведь что удивительно: создание комфортных психологических условий привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей наших центров.
Главный врач санэпидемстанции г. Белая Калитва предоставила нам статистические данные по заболеваемости детей в разных детских садах города за последние
8 лет. Согласно этой статистике, заболеваемость в нашем детском центре оказалась в несколько раз ниже, чем в других образовательных учреждениях.

— Это действительно сильный аргумент. Но разновозрастные группы не являются чем-то исключительно новым в педагогике. Этого же принципа придерживаются монтессори-педагоги и вальдорфские педагоги. Но, насколько мне приходилось слышать, им всегда предъявляют одни и те же претензии. Мол, социализация — это хорошо, игра — тоже, комфорт — безусловно. Но старшие дети в разновозрастных группах неизбежно будут отставать в интеллектуальном развитии от своих сверстников, занимающихся в одновозрастных группах. Младшие будут их тормозить. На этом основании делались выводы о том, что монтессори-педагогика и вальдорфская педагогика имеют антиинтеллектуальный характер. Если хочешь, чтобы ребенок был интеллектуально развит, надо искать другие формы.

— Я не берусь сейчас обсуждать тонкости других педагогических систем. Но к создателям программы «Золотой ключик» вряд ли можно предъявить подобную претензию. Не правда ли, было бы очень странно, если бы коллектив психологов, ее разрабатывающий, в чем-то ущемил старших детей и не продумал оптимальные условия для их умственного развития.

— Чтобы это понять, надо знать, как организован день в центрах, работающих по программе «Золотой ключик», и как построена система занятий.

— Это важный вопрос. Группа детского центра обычно состоит из 22—25 человек. Туда входят примерно по 3—5 человек каждой возрастной группы: 5 трехлеток, 5 четырехлеток, 5 пятилеток, 5 шестилеток-первоклассников, 5 второклассников. Конечно, возможны варианты. Все дети утром приходят в группу — в свою групповую «семью» — и собираются в кружок*.
Здесь обсуждают со своими педагогами перспективы предстоящего дня и сообщают свои последние новости. Затем они вместе завтракают и расходятся на занятия по возрастам: шестилетки остаются с одним педагогом, малышами будет заниматься другой, второклассники отправляются на уроки в свой класс и т.д.

— На обычные уроки?

— Конечно, нет. Уроки в наших центрах комплексные, продолжительностью 1 час 20 минут. Методика их проведения предполагает самые различные виды деятельности, в том числе работу парами и в микрогруппах, при этом дети могут перемещаться по классу — то за партами работать, то на ковре, то на диване — в зависимости от поставленных перед ними задач. Но описать это в двух словах невозможно. Организация урока по программе «Золотой ключик» — это тема для отдельного большого разговора.

— И сколько у детей таких уроков в день?

— Два урока. Один — после завтрака, до События. Другой — после События.

— «Событие» — это новое слово в нашем разговоре.

— «Событие» — это ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы. Например, им предлагается игра-путешествие в Северную Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть его сокровища, или познакомиться с индейцами. Чтобы игра прошла успешно, к ней надо подготовиться. Перед детьми ставятся задачи: научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и рисовать карты, прочитать книги об индейцах, научиться считать узелки и т.п. Овладеть этими навыками детям помогают педагоги. Частично это происходит на уроках, частично — в другое время. Но в самой игре педагоги отходят в тень. Все активные и главные роли отдаются детям. Многим детям такие игры помогают решать свои психологические проблемы. Помню одного совершенно невозможного мальчишку, который извел всех воспитателей. Но в роли индейского вождя он смотрелся великолепно и так доступно и подробно объяснял обычаи индейского племени, что любой учитель мог только позавидовать. В программе разработано несколько таких игр, которые должны стать для детей группы событиями. Через каждую должны решаться те или иные психологические задачи. Есть игры, в которых дети представляют себя великанами или лилипутами, чтобы научиться соотносить себя с миром, а мир — с собой. Это своего рода «экспериментальное масштабирование» — очень важная вещь с точки зрения преодоления той же тревожности.

— Все это очень интересно, просто дух захватывает. Но представить себе педагога, работающего по такой программе, довольно сложно. Он же должен все время что-то придумывать, все время играть!

— Это сложно только с непривычки. Наши педагоги привыкли играть. Это требуется стилем программы, и это для них естественно. Они просто уже не могут по-другому. Педагоги работают у нас в группах парами. С утра детей встречают вдвоем. В парах у них всегда есть роли: один — очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой — сам ничего не понимает. То ему что-то по десять раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.
Конечно, играющий воспитатель — это особый воспитатель. Не очень много у нас таких в России. Чтобы играть — вот ведь интересная деталь! — надо все время учиться и постоянно пополнять свой культурный багаж.

— А ваши учителя начальной школы? Они ведь тоже должны быть специально подготовлены?

— Конечно. Они должны учить интересно и качественно. Пока нам это удавалось. Выпускники наших центров обычно хорошо учатся
в средней школе. Директор детского центра
г. Владимира Людмила Щедронова как-то не без гордости сказала нам, что если в первые годы работы по программе «Золотой ключик» нужно было пристраивать детей в школы, то теперь она выбирает, где ее воспитанникам лучше продолжить свое образование.

— Клара Михайловна, если коллектив какого-нибудь детского учреждения вместе со своей заведующей вдруг увлечется идеями «Золотого ключика», он беспрепятственно сможет перестроить свою работу по программе Кравцовых?

— Программа утверждена министерством. Но она предполагает расширенный штат сотрудников. Помните, я сказала, что у нас педагоги работают парами? Кроме того, детский сад должен будет перестроиться в центр, включающий еще и ступень начальной школы. Возможно, такому коллективу придется искать источники дополнительного финансирования — либо у местных властей, либо у спонсоров. Но по опыту мы знаем, что это возможно.
Во всем остальном проблем не должно быть. Нужно только связаться с нашей Лабораторией, чтобы пройти курсы подготовки и получить пакет программных документов и сценарии игр и занятий.
Самодеятельности, честно говоря, мы побаиваемся. Нет ничего хуже искаженных идей: они легко компрометируют себя. Может быть, поэтому мы пока так осторожны в популяризации нашей программы, которую считаем важным достижением современной психолого-педагогической науки.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Программу "Золотой ключик" см в 7 номере "Дошкольного образования"

Клара Корепанова

Рейтинг@Mail.ru