ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДВЕРЦЫ
Программа «Золотой ключик» — одна
из самых интересных из рекомендованных
Министерством образования России для
использования в дошкольных образовательных
учреждениях. Разработанная в конце 80-х годов
психологами Г.КРАВЦОВЫМ, Е.КРАВЦОВОЙ и
Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ, она, к сожалению, еще плохо
известна нашим педагогам и управленцам.
В настоящее время по этой программе работают
несколько десятков образовательных центров в
разных уголках России, в том числе в Балашихе,
Белой Калитве, Владимире, Невинномысске,
Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.
Подробнее рассказать об идеях программы и путях
ее реализации мы попросили Клару КОРЕПАНОВУ,
сотрудника Лаборатории психопедагогики
образования при Администрации Московской
области.
— Клара Михайловна, в чем, на ваш взгляд,
состоят наиболее существенные отличия программы
«Золотой ключик» от других программ дошкольного
образования?
— Наша программа не случайно разрабатывалась
именно психологами, и не случайно процесс ее
внедрения отслеживает Лаборатория
психопедагогики. Этим задано основное
направление программы — психологизация
образовательного процесса. Все разделы
программы, ее основные направления и средства
реализации программных задач связаны с
современными представлениями психологической
школы Л.С. Выготского о возрастной периодизации
детства, об основных законах развития психики
ребенка, о его потребностях, способностях и
возможностях.
Первое, от чего отказались авторы «Золотого
ключика» в своей программе, это от изоляции
дошкольников от других возрастов. Эпоха детства,
по их мнению, заканчивается примерно к 10 годам. До
этого возраста дети, несмотря на все изменения
внутри этого периода, подчиняются, так сказать,
законам Детства. Отрыв дошкольного образования
от образования в начальной школе кажется
искусственным, оправданным скорее удобствами
взрослых и традицией, чем собственно законами
психологического развития.
— Видимо, с пониманием этих законов и связан
рост количества комплексов «начальная школа —
детский сад» — образовательных учреждений
нового типа.
— Кравцовы первыми предложили организовать
образовательный процесс, опираясь на принцип
единства и взаимосвязи образовательных
процессов в дошкольном и начальном школьном
возрастах. Но предложенный ими вариант детского
центра сильно отличается от того, с чем мы обычно
встречаемся в комплексах «начальная школа —
детский сад». Согласно программе «Золотой
ключик», группы детей образовательного центра
организуются по разновозрастному принципу. В
каждой группе обязательно есть дети от трех до
десяти лет. И это принципиальное положение.
Каждая группа детского центра построена по
образу многодетной семьи, где сосуществуют дети
разных возрастных ступеней. Таким образом,
решается сразу несколько педагогических задач.
Во-первых, мы получили возможность не разделять
братьев и сестер из одной семьи: они посещают
одну группу. Для маленьких детей, впервые
переступающих порог центра, это крайне важно.
Мамы нет, но братик или сестричка — вот они, тут
как тут, и им здесь хорошо — весело, интересно.
Знакомое лицо, гарантированная защита и опека —
все это вселяет в малыша уверенность и сильно
ослабляет стресс, который обычно испытывают
дети, начинающие посещать детский сад.
Кроме того, разновозрастная группа помогает
по-новому решать задачи социализации детей.
Младшим предоставлена возможность учиться у
старших. Они это делают успешно и с
удовольствием. Такое обучение часто гораздо
более продуктивно, чем когда детей обучают
взрослые. Так всегда было в многодетных семьях и
в детских сообществах. А старшие обучаются
элементарным навыкам опеки над малышами, учатся
выступать в роли учителей. Тоже очень полезные
навыки. Особенно с точки зрения будущей семейной
жизни. Кроме того, таким образом создаются
оптимальные условия для развития игровой
деятельности. Игра — основная движущая сила для
реализации программных задач «Золотого
ключика». В наши игры включены и дети, и педагоги,
и родители.
Когда по программе «Золотой ключик» начали
работать первые детские центры, мы смогли
убедиться, что в разновозрастных группах для
детей создаются самые комфортные
психологические условия. Дети ходят туда с
радостью и едва могут дождаться, когда
закончатся выходные дни. И вот ведь что
удивительно: создание комфортных
психологических условий привело к резкому
снижению соматических заболеваний у детей наших
центров.
Главный врач санэпидемстанции г. Белая Калитва
предоставила нам статистические данные по
заболеваемости детей в разных детских садах
города за последние
8 лет. Согласно этой статистике, заболеваемость в
нашем детском центре оказалась в несколько раз
ниже, чем в других образовательных учреждениях.
— Это действительно сильный аргумент. Но
разновозрастные группы не являются чем-то
исключительно новым в педагогике. Этого же
принципа придерживаются монтессори-педагоги и
вальдорфские педагоги. Но, насколько мне
приходилось слышать, им всегда предъявляют одни
и те же претензии. Мол, социализация — это хорошо,
игра — тоже, комфорт — безусловно. Но старшие
дети в разновозрастных группах неизбежно будут
отставать в интеллектуальном развитии от своих
сверстников, занимающихся в одновозрастных
группах. Младшие будут их тормозить. На этом
основании делались выводы о том, что
монтессори-педагогика и вальдорфская педагогика
имеют антиинтеллектуальный характер. Если
хочешь, чтобы ребенок был интеллектуально
развит, надо искать другие формы.
— Я не берусь сейчас обсуждать тонкости других
педагогических систем. Но к создателям программы
«Золотой ключик» вряд ли можно предъявить
подобную претензию. Не правда ли, было бы очень
странно, если бы коллектив психологов, ее
разрабатывающий, в чем-то ущемил старших детей и
не продумал оптимальные условия для их
умственного развития.
— Чтобы это понять, надо знать, как организован
день в центрах, работающих по программе «Золотой
ключик», и как построена система занятий.
— Это важный вопрос. Группа детского центра
обычно состоит из 22—25 человек. Туда входят
примерно по 3—5 человек каждой возрастной группы:
5 трехлеток, 5 четырехлеток, 5 пятилеток, 5
шестилеток-первоклассников, 5 второклассников.
Конечно, возможны варианты. Все дети утром
приходят в группу — в свою групповую «семью» — и
собираются в кружок*.
Здесь обсуждают со своими педагогами
перспективы предстоящего дня и сообщают свои
последние новости. Затем они вместе завтракают и
расходятся на занятия по возрастам: шестилетки
остаются с одним педагогом, малышами будет
заниматься другой, второклассники отправляются
на уроки в свой класс и т.д.
— На обычные уроки?
— Конечно, нет. Уроки в наших центрах
комплексные, продолжительностью 1 час 20 минут.
Методика их проведения предполагает самые
различные виды деятельности, в том числе работу
парами и в микрогруппах, при этом дети могут
перемещаться по классу — то за партами работать,
то на ковре, то на диване — в зависимости от
поставленных перед ними задач. Но описать это в
двух словах невозможно. Организация урока по
программе «Золотой ключик» — это тема для
отдельного большого разговора.
— И сколько у детей таких уроков в день?
— Два урока. Один — после завтрака, до События.
Другой — после События.
— «Событие» — это новое слово в нашем
разговоре.
— «Событие» — это ключевое слово для
организации жизни детей в детских центрах,
работающих по программе «Золотой ключик».
События связаны с общими обучающими играми, в
которые включаются все дети группы. Например, им
предлагается игра-путешествие в Северную
Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть
его сокровища, или познакомиться с индейцами.
Чтобы игра прошла успешно, к ней надо
подготовиться. Перед детьми ставятся задачи:
научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и
рисовать карты, прочитать книги об индейцах,
научиться считать узелки и т.п. Овладеть этими
навыками детям помогают педагоги. Частично это
происходит на уроках, частично — в другое время.
Но в самой игре педагоги отходят в тень. Все
активные и главные роли отдаются детям. Многим
детям такие игры помогают решать свои
психологические проблемы. Помню одного
совершенно невозможного мальчишку, который
извел всех воспитателей. Но в роли индейского
вождя он смотрелся великолепно и так доступно и
подробно объяснял обычаи индейского племени, что
любой учитель мог только позавидовать. В
программе разработано несколько таких игр,
которые должны стать для детей группы событиями.
Через каждую должны решаться те или иные
психологические задачи. Есть игры, в которых дети
представляют себя великанами или лилипутами,
чтобы научиться соотносить себя с миром, а мир —
с собой. Это своего рода «экспериментальное
масштабирование» — очень важная вещь с точки
зрения преодоления той же тревожности.
— Все это очень интересно, просто дух
захватывает. Но представить себе педагога,
работающего по такой программе, довольно сложно.
Он же должен все время что-то придумывать, все
время играть!
— Это сложно только с непривычки. Наши педагоги
привыкли играть. Это требуется стилем программы,
и это для них естественно. Они просто уже не могут
по-другому. Педагоги работают у нас в группах
парами. С утра детей встречают вдвоем. В парах у
них всегда есть роли: один — очень умный, этакий
всезнайка. К нему можно обратиться с любым
вопросом. А другой — сам ничего не понимает. То
ему что-то по десять раз объяснять приходится, то
он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с
удовольствием берутся ему объяснять, что да как
устроено. На авторитет педагога это нисколько не
влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а
ситуативна.
Конечно, играющий воспитатель — это особый
воспитатель. Не очень много у нас таких в России.
Чтобы играть — вот ведь интересная деталь! —
надо все время учиться и постоянно пополнять
свой культурный багаж.
— А ваши учителя начальной школы? Они ведь тоже
должны быть специально подготовлены?
— Конечно. Они должны учить интересно и
качественно. Пока нам это удавалось. Выпускники
наших центров обычно хорошо учатся
в средней школе. Директор детского центра
г. Владимира Людмила Щедронова как-то не без
гордости сказала нам, что если в первые годы
работы по программе «Золотой ключик» нужно было
пристраивать детей в школы, то теперь она
выбирает, где ее воспитанникам лучше продолжить
свое образование.
— Клара Михайловна, если коллектив
какого-нибудь детского учреждения вместе со
своей заведующей вдруг увлечется идеями
«Золотого ключика», он беспрепятственно сможет
перестроить свою работу по программе Кравцовых?
— Программа утверждена министерством. Но она
предполагает расширенный штат сотрудников.
Помните, я сказала, что у нас педагоги работают
парами? Кроме того, детский сад должен будет
перестроиться в центр, включающий еще и ступень
начальной школы. Возможно, такому коллективу
придется искать источники дополнительного
финансирования — либо у местных властей, либо у
спонсоров. Но по опыту мы знаем, что это возможно.
Во всем остальном проблем не должно быть. Нужно
только связаться с нашей Лабораторией, чтобы
пройти курсы подготовки и получить пакет
программных документов и сценарии игр и занятий.
Самодеятельности, честно говоря, мы побаиваемся.
Нет ничего хуже искаженных идей: они легко
компрометируют себя. Может быть, поэтому мы пока
так осторожны в популяризации нашей программы,
которую считаем важным достижением современной
психолого-педагогической науки.
Беседу вела Марина
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Программу "Золотой ключик" см в 7
номере "Дошкольного образования"