Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2001


Лаборатория

Сила воображения: природа и диагностика

ЛАБОРАТОРИЯ

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ:
ПРИРОДА И ДИАГНОСТИКА

1. «Соответствия»

Возраст: 4—5 лет

Цель: оценка способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения.
Материал: набор карточек с изображением рыбки, мышки, птички, человечка, воды, дерева, дома, мышиной норки (рис. 1).
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе раскладываются по вертикали в случайном порядке два ряда карточек с различными изображениями:

1-й ряд — изображения рыбки, мышки, птички и человечка;
2-й ряд — изображения воды, дерева, домика, мышиной норки. Ребенка спрашивают, кто и что нарисовано на карточках. После того как он ответил, его просят показать, кто где может жить: где может жить рыбка, птичка и др. Если ребенок указывает на соответствующую карточку (вода, дерево и др.), ему задается следующий вопрос: «А еще где может жить?», позволяющий расширить область возможного ответа. В случае установления косвенного соответствия (например, «человечек — норка»), ребенку предлагается обосновать причину такого решения («Почему ты так решил?»).
Обработка данных. В ходе обследования оценивается характер соответствий между изображениями 1-го и 2-го рядов, которые устанавливает ребенок. Обработка данных осуществляется по следующей системе:
* Каждое прямое соответствие типа «птичка — дерево», «человечек — дом» и т.п. оценивается
1 баллом.
* Каждое косвенное соответствие типа «птичка — дом» (если птичка живет в клетке), «человечек — вода» (если человечек живет в подводной лодке), «человечек — норка» (если человечек — гномик), «рыбка — дом» (если рыбка живет в аквариуме) и др. оценивается 2 баллами.
В итоге набранные баллы суммируются.
В протокол заносятся различные варианты соответствия изображений. Приведем варианты соответствий для порядка раскладывания картинок, представленного на рис. 2.
Варианты прямого соответствия изображений: 1—1; 2—4; 3—2; 4—3. Возможные варианты косвенного соответствия изображений: 1—3; 2—4; 3—1,3; 4—1,4.
Наряду с этим в протоколе фиксируется характер обоснования ребенком косвенных соответствий — степень их глубины и развернутости.

2. «Странная картинка»

Возраст: 5—6 лет

Цель: выявление уровня развития способности к преобразованию исходной целостности путем разрешения противоречия (умение видеть целое раньше частей).
Материал: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд , карандаш.

Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами (солнце и луна со звездами отделены друг от друга некоторым расстоянием). Психолог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?» После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?» Если ребенок считает картинку «неправильной», то психолог предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее «правильной». (Использование карандаша не является обязательным, если сам ребенок не обращается к нему.)
Обработка данных. В ходе обследования фиксируются особенности подхода ребенка к содержащемуся в задании противоречию. Решения оцениваются по четырехбалльной системе:
* Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие, — О баллов.
* Ребенок видит противоречие, но не знает, как его устранить и тем самым исправить картинку, — 1 балл.
* Ребенок замечает противоречие и пытается его избежать путем разрушения целостного изображения, разделения одной картинки на две. При этом он предлагает разделить линией человечка и «небесные тела» или разбить изображение на два сектора, в одном из которых окажется человечек и солнце, а в другом — луна со звездами (и наоборот). Возможен более простой вариант ответа: стереть (зачеркнуть) либо солнце, либо луну со звездами —
2 балла.
* Ребенок предлагает переделать рисунок так, чтобы одни элементы изображения остались прежними, а другие были превращены в нечто принципиально иное, например: из звезд сделать птичек, из луны — мячик; солнце — оставить; луну — оставить, а из солнца сделать фонарь — 3 балла.
* Ребенок творчески преобразует целостное изображение. Он предлагает вписать «небесные тела» в рамки или овалы, «тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек». Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в «картинку на стене», а луну со звездами — в «вид из окна». То есть ребенком создается целостный контекст ситуации — «комната». Возможен и другой вариант: дорисовать шарик, на котором будет изображена луна со звездами, а человечек будет с ним гулять под солнцем — 4 балла.
Примечание. Некоторые дети могут считать картинку «правильной», ссылаясь на то, что они видели, как солнце и луна одновременно находятся на небосклоне. В этом случае следует обратить внимание ребенка на то, что расстояние между ними на картинке слишком маленькое (т.е. оно не эквивалентно наблюдаемому в действительности).

3. «Сказка про чернильницу»
(модификация методики А.В. Запорожца)

Возраст: 5—6 лет

Цель: оценка способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.

Инструкция к проведению. Психолог рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.
Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».
Рассказав сказку, психолог задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке — может?»
В случае получения утвердительного ответа психолог говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырехбалльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два подтипа.
А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения дома — для этого нужна собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.
Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.
2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек, гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.
3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.
4 балла. Высшая форма творческого решения задачи — «развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Примечания:
а) Некоторые современные дети могут не знать, что такое чернильница, хотя большинство из них знает, что такое чернила. В данном случае ребенку нужно объяснить, что чернильница — это баночка для хранения чернил.
б) Там, где ребенок «зацикливается» на решениях 1-го уровня (подтип Б), психологу целесообразно задать вопрос: «А как еще чернильница может прогнать разбойника, если не лаять, не рычать, не прыгать, не кусаться?»

4. «Как спасти зайку»

Возраст: 4—5 лет

Цель: Оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайку?» После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, психолог просит его обосновать свой выбор.
Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Выделяются следующие типы решений.
Первый тип. Ребенок предлагает использовать для спасения зайки тарелочку и (или) ведерко, в которые его можно посадить и удержать на плаву (в аналогичной функции — как полый предмет — может быть использован и сдутый воздушный шарик). Другие варианты: взять палочку и подцепить зайку, вычерпать ведерком море и т.д. Не выходя за рамки простого выбора, ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.
Второй тип. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает выбрать палочку, условно превратив ее в бревно, на которое предполагается посадить зайку. В этом случае ребенок вновь не выходит за рамки ситуации выбора. Оценка — 2 балла.
Третий тип. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели шарик нужно надуть («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа бумажный кораблик («Пусть плывет на кораблике»). У детей, выдвигающих подобные решения, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор превращается в задачу на преобразование, что свидетельствует об инициативном подходе к ней ребенка. Оценка — 3 балла.

Владимир КУДРЯВЦЕВ,
доктор психологических наук

Продолжение следует

Владимир Кудрявцев

Рейтинг@Mail.ru