Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2001


Рабочий стол

Энциклопедия родителй первоклассника - лучший подарок для мам и пап ваших выпускников

Публикация произведена при поддержке интернет журнала «Инвестиционный портфель». Посетив сайт журнала «Инвестиционный портфель», который располагается по адресу http://investbag.com/, Вы найдете большое количество статей, которые помогут сделать выгодные инвестиции в золото, научат торговле на рынке Forex, расскажут про ПАММ счета, куда вложить деньги, как рассчитать проценты по вкладу, как зарабатывать в интернете, и многом другом. Полезные публикации и помощь онлайн специалистов помогут повысить Ваш доход, будь то прибыль с инвестиций в золото, фондовой биржи, или рынка Forex.

Энциклопедия для родителей первоклассника— лучший подарок для мам и пап ваших выпускников!

 

 

М.: АСТ, 2000. Составители — Е.Белый, К.Белая

 

 

 

Р?Р· статьи Р›.Парамоновой «Не опоздайте». Раздел 2.

«Как подготовить ребенка к школе»

Одна из первых задач, с которыми встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, — это необходимость усвоения букв. Но что значит «усвоить буквы»?
Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи. Например, рукописная буква «Ш», изображаемая в виде трех «крючочков», обозначает только и исключительно звук «Ш», напоминающий собой шум листьев на дереве при сильном ветре. Никакой другой произносимый или слышимый нами звук речи (как, например, «Ж», напоминающий уже не шум листьев, а жужжание жука) с этим буквенным знаком связан быть не может.
Сказанное означает: для того чтобы усвоить Р±СѓРєРІС‹, ребенок прежде всего должен уметь хорошо различать РЅР° слух РІСЃРµ речевые Р·РІСѓРєРё, РЅРµ смешивая РёС… РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Только РїСЂРё этом условии РѕРЅ сможет прочно связать между СЃРѕР±РѕР№ определенный акустический образ каждого речевого Р·РІСѓРєР° (фонемы) СЃ вполне определенным зрительным образом Р±СѓРєРІС‹ (графемы). Р? лишь после установления прочной СЃРІСЏР·Рё между каждой фонемой Рё соответствующей ей графемой ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак РїСЂРё чтении Рё легко подбирать нужную Р±СѓРєРІСѓ для обозначения записываемого РІ процессе РїРёСЃСЊРјР° Р·РІСѓРєР°.
Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входят слуховая дифференциация звуков речи, а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов.
Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет и усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается труднопреодолимой: они упорно продолжают смешивать на письме (а нередко и при чтении) сходные по начертанию буквы.

Причина возникающих Сѓ детей трудностей РІ усвоении буквенных знаков отчасти кроется РІ самих особенностях СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ графики. Дело РІ том, что РІ ней имеется очень ограниченный набор элементов Р±СѓРєРІ как РІ печатном, так Рё РІ СЂСѓРєРѕРїРёСЃРЅРѕРј шрифте. Поэтому РјРЅРѕРіРёРµ Р±СѓРєРІС‹ отличаются РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° лишь разным количеством РѕРґРЅРёС… Рё тех же элементов (например, рукописные Р?—Ш, П—Т, Ц—Щ, Л—М Рё РґСЂ.) или различным расположением этих элементов РІ пространстве РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ (например, рукописные в—д, ш—т). Есть Р±СѓРєРІС‹, состоящие РёР· сравнительно мало отличающихся РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° элементов (рукописные). Р’СЃРµ это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє тому, что РІ нашем алфавите имеются целые РіСЂСѓРїРїС‹ похожих РїРѕ начертанию Р±СѓРєРІ, которые особенно трудны для различения.

Неудивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв, что приводит к их смешению. Таким образом, испытываемые ребенком кратковременные трудности в усвоении букв, постепенно исчезающие без какой-либо специальной помощи, можно считать естественными.

...Почему же у некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв?
Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

  • РІРѕ-первых, РѕРЅ должен уметь различать предметы Рё геометрические фигуры РїРѕ РёС… форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный Рё С‚.Рї.);

  • РІРѕ-вторых, РѕРЅ должен уметь различать предметы Рё геометрические фигуры РїРѕ величине (большой, маленький, средний) Рё владеть такими понятиями, как большой — маленький, больше — меньше; длинный — короткий, длиннее — короче; высокий — РЅРёР·РєРёР№, выше — ниже (РІ смысле величины); толстый — тонкий, толще — тоньше; широкий — СѓР·РєРёР№, шире — уже;

  • РІ-третьих, РѕРЅ должен уметь определять расположение предметов Рё геометрических фигур РІ пространстве РїРѕ отношению РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ, то есть понимать пространственные отношения между РЅРёРјРё: высоко — РЅРёР·РєРѕ, вверху — РІРЅРёР·Сѓ, выше — ниже (РІ смысле местоположения); далеко — близко, дальше — ближе, впереди — сзади; слева — справа. Ребенку, РЅРµ владеющему такого СЂРѕРґР° представлениями, Р±СѓРґСѓС‚ непонятны пояснения учителя РѕР± особенностях начертаний Р±СѓРєРІ (например, Рѕ том, что палочка Р±СѓРєРІС‹ «р» длиннее, чем Сѓ «п»; что надстрочный элемент Сѓ Р±СѓРєРІС‹ «в» направлен вверх, Р° Сѓ «д» — РІРЅРёР·; что овал Р±СѓРєРІС‹ «ю» должен располагаться справа, Р° РЅРµ слева, Рё С‚.Рї.).

Дети, у которых еще не сформированы пространственные представления, во многих случаях не только не понимают приведенных выше словесных обозначений, но и вообще не видят разницы между большими и маленькими предметами или между предметами различной формы.
Необходимым условием для различения оптически сходных букв является также развитие у ребенка способности к достаточно тонкому зрительному анализу и синтезу.
При подготовке ребенка к школе необходимо специально позаботиться о своевременном развитии у него достаточно тонкого и дифференцированного зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и зрительно-пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе усвоения буквенных знаков.

Чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, а не просто «обучиться грамоте», у него еще в дошкольном возрасте должна быть хорошо развита устная речь. Ведь в письменном виде мы можем (одни — лучше, другие — хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее.

1. Правильное произношение всех звуков речи (прежде всего не должно быть замен одних звуков другими).
2. Владение достаточным по объему словарным запасом при условии правильного понимания значений усвоенных слов.
3. Умение грамматически правильно оформить предложения, то есть в соответствии с законами грамматики соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли.
4. Владение связной речью, то есть умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания. Без этого невозможна передача достаточно больших речевых сообщений.

Хотелось бы несколько подробнее пояснить первый пункт. Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.). Неправильное же проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа САЛФ вместо ШАРФ или ГОЛКА вместо ГОРКА), дает тот же самый, если еще не худший, результат — в письме ребенка появляются однотипные и трудноустранимые буквенные замены.

Алексей ЧАСОВ

ПЕРВОКЛАССНР?Рљ

Раз-раз,
Раз-раз,
Я шагаю
В первый класс
РџРѕ РґРѕСЂРѕРіРµ
К новой школе
Вместе с мамой
В первый раз.
Ранец новый
У меня,
Р? СЃ сегодняшнего РґРЅСЏ
Не хожу я больше
В садик —
Первоклассник я.

Редакция

Рейтинг@Mail.ru