Публикация произведена при поддержке компании «ProfZagar». Компания «ProfZagar» предоставляет услуги оптовой и розничной продажи косметики по уходу за телом, аксессуаров и средств для загара. Воспользовавшись предложением компании «ProfZagar», Вам больше не придется тратить время на утомительный поиск средств для загара в солярии, вводя в поисковые интернет системы такие вопросы, как «крем для солярия где купить». Посетив интернет магазин компании «ProfZagar», который располагается по адресу www.profzagar.ru, Вы сможете по низкой цене купить мужские и женские крема, лосьоны и спреи для солярия. Услуга «Персональный подбор», представленная на сайте интернет магазина компании «ProfZagar», позволит бесплатно оставить заказ квалифицированным специалистам на подбор подходящей косметики и средств для загара, а доставка покупки по всей России, позволит совершить покупку не покидая удобного кресла за Вашим компьютером.
СЕМЕЙНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
программа
Введение
Переход к педагогике, нацеленной на
всестороннее развитие каждого ребенка, является
не узкообразовательной проблемой, а задачей
переустройства всей совместной жизни детей и
взрослых, задачей изменения «социальной
ситуации развития», по терминологии Л.С.
Выготского.
Одной из причин кризиса, переживаемого
нашим обществом, является очуждение, коснувшееся
и системы образования. Родители, как правило, не
знают, чем конкретно заняты их дети в детском
саду или школе. В свою очередь, воспитатели и
учителя мало интересуются жизнью семьи своих
воспитанников. Школа и детский сад также
отделены друг от друга, и проблема
преемственности в их работе пока не получила
должного решения. Дети искусственно
подразделены на возрастные группы не только в
школе, но и в дошкольных учреждениях.
Деятельность детей на занятиях задается
исключительно взрослыми и зачастую лишена для
них смысла, так как не отвечает потребностям и
интересам самих детей. Результатом этого
является снижение качества образования,
появление различных недостатков в психическом
развитии детей, ухудшение здоровья
подрастающего поколения.
Построение начального образования по
программе «Золотой ключик» нацелено на
достижение органического единства условий,
обеспечивающих детям максимально полное,
соответствующее возрасту развитие и
одновременно эмоциональное благополучие и
счастливую, радостную жизнь каждого ребенка.
Достижение этой цели предполагает изменение
принципов и основ организации педагогического
процесса. Новая модель начального образования
предполагает следующие изменения в
педагогическом процессе.
1. Необходимость изменения позиции
педагога в воспитательно-образовательном
процессе. Центральной фигурой в нем должен стать
ребенок. Взрослый должен не только учить и
воспитывать, но и жить совместной с детьми
жизнью, интересной для всех ее участников, и уже
внутри этой жизни решать свои педагогические
задачи.
2. Необходимость преодоления
существующего отчуждения семьи от детского
учреждения.
3. Для возникновения полноценного
общения, являющегося самым главным условием
развития психики и личности ребенка, необходима
организация жизни детей в разновозрастных
семьях-группах, где происходит естественное
саморазвитие игры и других видов деятельности
детей, а также коррекция их трудностей.
4. На первом месте должны стоять не
учебно-образовательные, а
воспитательно-развивающие цели. В дошкольном
возрасте интеллектуальное развитие подчинено
развитию эмоциональной сферы.
Организация жизни и обучения детей в
учреждениях, работающих по программе «Золотой
ключик», отличается следующими чертами:
— жизнь учреждений строится по
семейному принципу: все без исключения взрослые
участвуют в воспитании детей, а все дети являются
полноправными членами этой большой общественной
семьи, оказывающейся продолжением и расширением
собственной семьи ребенка;
— родители детей и другие члены семьи вовлечены
в жизнь учреждения, принимают участие в делах и
заботах учреждения;
— учреждение является комплексом типа «детский
сад — начальная школа», где вместе живут и учатся
дети от трех до десяти лет;
— дети объединены в разновозрастные группы от
пятнадцати до двадцати пяти человек в каждой с
равномерной представленностью детей всех
возрастов — как дошкольников, так и младших
школьников;
— с каждой группой в течение всего дня работают
два воспитателя-педагога, прошедшие специальную
подготовку для работы по этой программе;
— для старших детей, начиная с шестилетнего
возраста, организуется специальное обучение на
занятиях продолжительностью не более 20—30 минут
для шестилеток и не более 1—1,5 часов для
школьников в течение дня;
— основу всей жизнедеятельности учреждения и
педагогического процесса задает специальная
система событий, проживаемых детьми вместе со
взрослыми, которая позволяет пробудить детскую
инициативу и ввести детей в смысловой контекст
культурных традиций;
— решение большинства воспитательных задач, а
также освоение основного объема знаний,
практических навыков и умений происходит в
разновозрастном общении детей друг с другом и
воспитателями, в сбалансированных коллективных,
микрогрупповых и индивидуальных деятельностях,
в многообразных играх и театрализациях, в
запланированных и неожиданных событиях.
Результаты, полученные в учреждениях,
работающих по программе «Золотой ключик»,
показали, что в этих условиях дети без особых
трудностей усваивают содержание типовой
программы по дошкольному воспитанию, программы
начальных классов школы, а также довольно
большой объем сверхпрограммного материала. У
детей с трудностями в поведении и в психическом
развитии происходит естественная
психокоррекция. В целом дети, посещающие эти
учреждения, отличаются большей открытостью,
умением занять себя, навыками коллективной
деятельности и способностью к творчеству.
Неожиданным, но вполне закономерным оказалось
существенное снижение заболеваемости детей,
хотя никакой специальной работы не проводилось.
Семейно-общественный детский центр
«Золотой ключик»
1. Детский центр — это учреждение для детей от
трех до десяти дет. Согласно данным психологии,
эти дети принадлежат одной эпохе развития,
существенно отличающейся как от раннего
возраста (до трех лет), так и от подросткового
периода (после десяти лет). Начальная ступень
системы образования с этих позиций включает в
себя дошкольный и младший школьный возраст и
должна строиться по единой логике, адекватной
закономерностям психического развития детей
этого возраста.
2. Организация жизни детей в детском
центре направлена на создание условий,
обеспечивающих каждому ребенку радостное
детство при всестороннем гармоническом
развитии. Отличительной особенностью
педагогического процесса в детском центре
является органичное единство ценности
счастливой жизни ребенка и ценности
максимального развития в соответствии с
возможностями данной возрастной ступени. Задачи
воспитания и образования решаются в контексте
организации собственной жизни и деятельности
детей.
3. Самым важным условием для
нормального развития является та система
взаимоотношений и общения людей, которая
существует в хорошей семье. Поэтому учреждение, в
котором значительную часть времени живут наши
дети, строится по семейному принципу. Главная
задача педагогов центра — создание большой
общественной семьи детей и взрослых, являющейся
как бы продолжением и расширением реальной
собственной семьи каждого ребенка.
4. В детском центре дети живут и учатся
в разновозрастных группах. Поэтому здесь
невозможно господство фронтальных методов в
работе педагога с детьми. Большое значение имеет
работа воспитателей с микрогруппами детей и
специальная организация индивидуальной
деятельности ребенка.
5. Жизнь детей и взрослых в детском
центре определяется заранее продуманной
организацией событий со сменой занятий и
созданием условий для самостоятельного
творчества детей. Основу психического развития
детей составляют ведущие деятельности этой
возрастной эпохи. Особое значение имеют
разновозрастное общение детей, разнообразные
виды продуктивной деятельности, детская игра и,
наконец, для детей младшего школьного возраста —
учебная деятельность.
6. В детском центре закладываются
основы широкого гуманитарного образования.
Учебный план начальной ступени строится на
основе типовой программы воспитания и обучения в
детском саду и учебного плана 1—4-х классов
общеобразовательной школы. Дети дополнительно
знакомятся с некоторыми сведениями из области
гуманитарных наук (история культуры, мифология,
некоторые сведения из всемирной истории и
истории своего народа, иностранный язык) и
естественных наук (основы физической географии,
физические и химические явления, начала биологии
и экологии, в математике — элементы алгебры и
теории графов). Кроме того, они осваивают начала
различных искусств (элементарное музицирование,
нотная грамота, танцы, пение, изобразительные
искусства, народные ремесла).
7. Обучение в детском центре происходит
в конкретной деятельности детей, в осмысленных
совместных делах и занятиях, в разнообразном
общении детей между собой и в содержательных
контактах с педагогами. Такое построение
обучения требует особой организации жизни
внутри группы, отказа от классно-урочной формы
обучения и предметного разделения учебного
содержания. Это предполагает разумное и гибкое
сочетание коллективных и индивидуальных методов
обучения, привязанность учебного содержания к
осмысленным событиям в жизни детей, учет
возрастных и индивидуальных особенностей.
8. Воспитательно-образовательный
процесс в детском центре предполагает:
— одновременную работу в группе двух
воспитателей-педагогов, а значит, расширенное
штатное расписание учреждения;
— равномерную представленность детей всех
основных возрастных ступеней от двух до четырех
лет, от пяти до семи и от восьми до десяти лет в
каждой группе;
— не более пятнадцати—двадцати детей в группе;
— не более четырех—шести групп в детском центре.
Принципы организации жизни группы
Поскольку разновозрастной коллектив
детской группы включает детей от 3 до 10 лет, т.е.
восьми возрастов, это обусловливает полную
сменяемость детского коллектива за 7—8 лет. Жизнь
группы строится на основе цикличности смены
времен года — годичного ритма и связанного с ним
конкретного содержания переживаемых детьми
событий. Так, например, каждый год дети встречают
весну, готовятся к ее приходу. Это отражается на
жизни группы — в играх, в чтении книг, в реальных
делах (подготовка птичьих домиков, рассады и т.д.).
События, наполняющие смыслом жизнь детей, в
каждом новом году чем-то отличаются от
прошлогодних: появляются (наряду с полюбившимися
старыми, ставшими традиционными) новые игры,
книги, темы для разговоров, проводятся экскурсии
в новые места, дети принимают участие в новых для
них видах общественно значимой деятельности
(готовят кому-то подарки, посещают кого-то,
знакомятся с кем-то) и т.д.
Организация жизни группы в течение года
определяется сменой сезонов. Каждый сезон имеет
начало, кульминацию и конец. Кульминация сезона
не всегда совпадает с его календарной серединой.
Так, кульминация осени может переживаться детьми
в ее середине (золотая осень), а может — в конце
(предзимье). Зимняя и весенняя кульминации
отнесены к середине соответствующих сезонов, а
вот сосредоточиться на летней теме можно только
в связи с приходом лета, в самом его начале, —
позже начнутся каникулы. Кульминация сезона
связана с главным сезонным праздником. Его тема
отражается и разрабатывается в событиях, которые
дети переживают как до него, так и после.
Сезоны состоят из трех месяцев. Каждый
месяц в рамках сезонной темы имеет свою подтему.
Например, для зимы это может быть зимняя сказка,
спектакль, выставка. Месяц, так же, как и сезон,
имеет кульминацию. Не всегда событие
представляет собой праздник — это может быть,
например, поездка в лес, но это событие
осознается детьми как нечто выделяющееся,
запоминающееся на фоне обычного хода жизни.
Центральное событие месяца бывает в середине или
в конце его, но не в начале. Кульминация одного из
месяцев совпадает с сезонной.
Месяц состоит из недель. Неделя, как и
более длительные календарные периоды, имеет свою
логику. У нее тоже есть своя недельная тема
(соподчиненная с месячной и сезонной) и своя
кульминация — гораздо более скромная, чем
месячная и сезонная. Иногда центральное событие
недели — это игра, чтение сказки, общая беседа и
т.д.
Неделя состоит из семи дней. В
недельной композиции каждый день имеет свой
смысл, свое место в разработке темы. В структуре
дня, так же, как и в структуре года, есть
постоянные моменты, обусловленные неизменными
факторами (моменты, отражающиеся в ежедневном
режиме), и переменные, зависящие от недельной и
дневной темы, от места дня в ходе недели.
Постоянными в режиме дня, кроме завтрака, обеда и
ужина, являются и еще некоторые организационные
моменты. Важно, чтобы все происходящее в группе,
все планы на будущее, все возникшие проблемы
регулярно обсуждались с детьми и взрослыми, для
чего ежедневно (дважды в день) собирается вся
группа. Такие сборы целесообразно делать утром и
вечером. Есть и другие традиционные,
повторяющиеся моменты ежедневной жизни,
например, чтение или рассказывание сказок перед
сном (у маленьких детей), общее пение. Для старших
детей относительно постоянными являются часы
занятий.
Кроме запланированных событий,
осуществляющихся в соответствии с планом
взрослых, возникают и неожиданные события —
встречи, обращенные к детям просьбы,
происшествия в личной жизни детей и взрослых,
события в их семьях, у их знакомых. Они должны
находить отражение в жизни группы, иногда
оттесняя заранее запланированное.
Обучение детей всех возрастов
происходит преимущественно в повседневной жизни
и в традиционных видах детской деятельности.
Событийная сторона жизни организована таким
образом, что в ней постоянно появляется
необходимость прибегать, например, к решению
математических задач, писанию писем, составлению
и чтению планов, составлению и ориентировке в
календарях и т.д. Кроме того, у детей школьного
возраста существуют небольшие по времени, но
достаточно интересные регулярные и обязательные
занятия.
Содержание обучения
Программа «Золотой ключик» в первые
четыре года работы учреждения имеет некоторые
особенности, связанные с тем, что возрастной
контингент детей изменяется. Группы не выпускают
старших детей до окончания начальной школы.
Поэтому и характер детской разновозрастной
группы как целостного организма тоже меняется.
Возрастает ее восприимчивость, способность
коллективно работать с учебным материалом,
обсуждать и осмысливать трудности и проблемы,
справляться с ними. Соответственно и материал от
года к году делается сложнее, глубже,
разнообразнее. Уровень задается возрастными
особенностями и возможностями старших детей. Но
при этом общее, совместно проживаемое событие
или дело дает возможность включения детей более
младших возрастов на любом доступном им уровне.
Поэтому сложность материала, который способен
усвоить ребенок определенного возраста,
например, четырех лет, зависит от того, сколько
лет существует его разновозрастная группа. Чем
«старше» группа, тем выше возможности обучения
входящих в нее детей соответственно возрасту
каждого.
Введение материала и отслеживание его
усвоения проводится по четырем главным
направлениям (все эти направления существуют в
каждый момент жизни ребенка любого возраста, но в
разных фазах и на разных уровнях овладения тем
или иным учебным материалом они выстраиваются в
ту или иную иерархию):
— умение организовывать свое
собственное пространство в зависимости от целей
деятельности;
— умение ориентироваться во времени, умение
разворачивать, строить последовательность
действий, планировать;
— умение действовать с разными материалами,
пользоваться их свойствами и особенностями в
собственной деятельности;
— развитие способности анализировать
собственную деятельность, рефлексировать,
осмыслять себя субъектом этой деятельности.
В каждый из четырех лет работы
комплекса «Золотой ключик» одно из
перечисленных направлений становится как бы
главным, выходит на первый план — при
неразрывной связи с остальными.
Для первого года работы — это
opиeнтиpoвание в пространстве, построение своего
пространства группой детей вместе со взрослыми и
каждым ребенком индивидуально, освоение
пространства группы, всего детского комплекса,
участка, прилегающей местности.
Эта задача решается с помощью специально
разработанных методических средств. К ним
относится в первую очередь составление детьми
разнообразных планов, схем, макетов, органично
входящих в содержание жизни детской группы.
Например, дети идут на осеннюю экскурсию в
ближайший парк и потом, вернувшись, вспоминая
прогулку и обсуждая случившиеся за ее время
события, составляют большой план-макет своего
пути, отмечая на нем с помощью разнообразных
подручных материалов свой путь: встречающиеся
дома, заборы, деревья, большую лужу или канаву,
место, где кто-то упал, нашел красивый камушек и
т.д. Этот план не покидает группу несколько
недель. Он постепенно обрастает подробностями.
Ребята отмечают на нем свой подъезд и подъезд
своей бабушки, приятеля, маминых знакомых,
клумбы, а потом близлежащие магазины, киоск с
мороженым, ручеек, площадку, где играют в
классики, и т.д.
Это обобщенная схема собственного
пространства каждого ребенка и всей группы в
целом. Наряду с ней появляются схемы поменьше.
Ребята приглашают гостей из другой группы и к
приглашению (письменному) прикладывают план, как
пройти к ним в группу. Прежде чем составить такой
план, специальная компания разведчиков делает
«на местности» его проект — «крок». Или дети
получают письмо от доброй волшебницы, содержащее
план, по которому надо на участке найти секрет, —
и тогда начинается что-то интересное. Чуть позже,
в октябре—ноябре первого года работы, ребята
занимаются театральными постановками и при этом
создают планы и макеты сценического
пространства, декораций, зрительного зала.
Делаются и макеты: афиши, программы, билеты в
театр, — а это тоже пространство — пространство
листа. Выставка произведений изобразительного
искусства также связана с пространственными
задачами: с созданием экспозиционного
пространства, организацией плоскости стен, ее
декоративного решения. Дети рисуют плакаты к
выставке и пригласительные билеты.
Во втором полугодии пространственная
ориентировка приобретает новое качество:
начинаются игры-путешествия по карте. Это четыре
путешествия: на Северный полюс, в Африку, в
Японию, к американским индейцам. Игры большие,
многодневные, с прокладыванием маршрута по
карте, «пересаживанием» с одного вида транспорта
на другой, приключениями и трудностями. В итоге
все дети, даже самые маленькие, получают
представление о четырех сторонах света, об
экзотических культурах разных народов и о
способах передвижения людей в разных
климатических условиях. У старших детей эти
знания довольно конкретные и подробные, а у
младших — более отрывочные, но у всех — образные,
эмоционально насыщенные.
Весной, когда позволяет погода,
дальнейшее развитие работы с пространством
предполагает соединение ориентировки по карте и
на реальной местности. Дети идут в поход,
пользуясь картой и компасом, ориентируясь по
сторонам света. Пусть поход небольшой, займет
всего полдня, но он настоящий: с костром, печеной
картошкой, песнями и приметами, говорящими о том,
где север, а где юг (к примеру, раннецветущие
растения любят южный склон пригорка). После
похода дети составляют «свою» карту,
отличающуюся от схемы, по которой они шли, где
отмечают все находки, впечатления, события.
К концу первого учебного года старшие
дети уже хорошо ориентируются в пространстве
здания детского комплекса, участка, прилегающей
местности; они ориентируются на знакомой
местности по сторонам света (по солнцу), знают,
каковы признаки южного склона (стороны дома,
опушки) по сравнению с северным; умеют изобразить
графически на схеме комнату, путь по знакомой
местности, декорации на сцене для спектакля;
определяют стороны света по карте, могут на
физической карте полушарий показать путь на
Северный полюс, в Африку, в Японию, в Америку.
Младшие знают, что такое план, и узнают
на нем знакомые схематические изображения
предметов и природных объектов; на знакомом
плане показывают объекты, имеющие к ним прямое
отношение (свой дом, подъезд, дорогу, по которой
ходят в сад, и т.д.), пытаются схематически
изображать пространственное расположение
предметов; строят (на маленьком, соразмерном их
росту, поле) макеты декораций, кукольные комнаты
и т.д. Знают, что солнце всегда всходит на востоке,
а заходит на западе. Знают основные признаки
климатических зон (Северный полюс, Африка) и
экзотических культур (Япония, Африка, индейцы).
У детей всех возрастов к концу года
образуется «их собственное» пространство, в
котором они могут свободно действовать и
ориентироваться. Это пространство отлично, с
одной стороны, от микропространства
(пространство жизни насекомых, сказочных
маленьких человечков, в котором «большими»
человеческими руками действовать трудно, но
очень интересно) и, с другой, от
макропространства (планеты Земля, стран,
континентов).
Развитие детей на первом году идет и по
трем остальным из выделенных нами линий. Так, уже
в первые дни и недели работы дети начинают
активно ориентироваться во времени —
планировать свой день, неделю, составлять
календари, учатся успевать к назначенному сроку,
самостоятельно назначать сроки для исполнения
разных дел.
Все детские занятия и события в группе
обязательно включают продуктивную деятельность
с разными материалами. В течение года ребята
овладевают различными материалами для
изодеятельности, конструирования, различными
способами действия с ними.
Второй год существования комплекса
отличается тем, что на первый план выходит
«временная» составляющая. Это временное
измерение действительности проходит на самых
разных уровнях: от микроинтервалов (сколько раз
ты пропрыгаешь за полминуты, простоишь ли ты на
одной ноге минуту и т.п.) до большого
исторического времени.
В группах на втором году их существования
появляется «Ось Времени», на которой отмечают
все точки, куда дети «попадают, путешествуя на
машине времени». Это и мир пещерных людей, и
Рождество Христово, и будущее с его космическими
путешествиями, и, конечно, настоящее время.
Особая работа связана с началом русской истории
— в детском комплексе празднуется годовщина
Бородина. Изучение начал истории совпадает с
открытием в комплексе первого класса.
Исторический материал — один из основных для
изучения математики.
Кроме исторического времени, дети в
комплексе занимаются делами, требующими
планирования, разворачивания во времени. Это
серьезные многодневные игры в киностудию, работа
сценаристов, режиссеров, актеров,
художников-мультипликаторов и т.д.
К концу второго года старшие дети (в
том числе первоклассники) имеют обобщенное
представление об историческом времени, об
основных вехах истории человечества
(первобытный человек — Древний мир — Рождество
Христово — Древняя Русь — XIX век — наше время —
будущее). Они приблизительно знают число
поколений, сменяющихся за век (с начала XIX века по
настоящее время), соотносят на уровне
наглядности век с тысячелетием и со своим
собственным возрастом.
Исторические сведения у детей
привязаны к географическим. Они знают, где обитал
пещерный человек, где была Древняя Палестина
(родина Христа), где была Древняя Русь, где
Бородинское поле. Они умеют планировать
действие, разворачивающееся по их замыслу,
следовать этому плану и сличать результат с
исходным замыслом.
Младшие имеют образные конкретные
представления об эпохах, в которые они
«путешествовали».
У всех детей в соответствии с
возрастом появляется умение оперировать своим
собственным временем, отдавать себе отчет,
быстро или медленно они выполняют какое-то дело,
успевать сделать нечто в необходимый интервал
времени (наглядно задаваемый с помощью песочных
часов). Дети имеют представление о том, что такое
минута, пять, десять минут, полчаса, час, что можно
успеть за это время.
На третьем году главными становятся
действия с разными материалами, продуктивная
деятельность, конкретные ее способы, которые
осваивают дети. Все это происходит на фоне
углубления и расширения знаний и умений в
пространственной ориентировке.
Основным содержанием обучения в этом
году является более углубленное проникновение в
разные исторические эпохи: в Россию пушкинского
времени, непосредственно связанную с
Отечественной войной 1812 года, уже известной
детям, и в мифологическую культуру Древней
Греции, связанную с Пушкинской эпохой общностью
Муз.
При изучении этих эпох дети, уже
имеющие значительный для их возраста запас
знаний и впечатлений, начинают воспроизводить
дела, занятия и ремесла, характерные для этих
эпох. Иногда это почти буквальное
воспроизведение (со стихосложением, рисованием
акварелью и, по возможности, керамикой), а иногда
— игра (инкрустация по дереву, народные промыслы,
такие, как плетение из лыка, бересты,
флорентийская мозаика и т.д.).
Итогом года является сложившееся у
старших детей достаточно ясное представление о
разных областях искусства, в том числе народного,
и ремесел, а также первый опыт работы с
различными материалами — деревом, соломой,
глиной, лыком, кусочками смальты.
Младшие дети также приобретают
подобный опыт на уровне своего возраста. Все дети
учатся действовать с различными материалами,
сообразуясь с их свойствами, подбирать для
незнакомых материалов соответствующие
инструменты и способы работы, адекватно
использовать их в соответствии с замыслом.
Четвертый год работы — заключительный
для вводного периода. Это год, когда главным
делается развитие у детей способности
анализировать свои действия, рефлексировать их и
по необходимости корректировать. Эти цели
достигаются с помощью формирующих методик,
направленных на обучение ребенка выделять себя и
свою деятельность в общем потоке
жизнедеятельности, отделять себя от другого,
вставать по отношению к другому в различные
личностные позиции. Все эти формирующие
воздействия производятся на содержании,
включающем те формы и способы деятельности,
которые дети приобрели за три предшествующих
года. При этом происходит погружение в новые для
них культуры: культуру Древнего Египта и в
русскую историю времен Петра Великого.
Расширяются и географические знания детей (за
счет более конкретных знаний о разных странах и
климатических зонах).
Организация начальной школы
Обучение школьников в комплексе
«детский сад — начальная школа» по программе
«Золотой ключик» имеет ряд особенностей,
отличающих его от массовой школы. Суть этих
отличий — попытка создания необходимых условий
для формирования у каждого школьника
полноценной учебной деятельности.
В массовой школе учебная деятельность
в ее развитом виде появляется у незначительного
меньшинства детей (по данным разных авторов, от 10%
до 15% к подростковому возрасту). Целенаправленно
развивать ее как самостоятельную форму детской
деятельности не позволяет господство
фронтальных методов обучения. Если же у ребенка
не складывается его собственная учебная
деятельность, то он не может стать
самостоятельным субъектом учения, а остается
только более или, чаще, менее усердным
исполнителем учебных действий. Ребенок не
приобретает самой важной способности, которую
должна дать ему школа, — способности
самостоятельно учиться. Он только делает (или не
делает) то, что предписывает ему взрослый. Именно
это положение вещей и порождает большинство
проблем и трудностей современной школы.
Согласно концепции обучения, лежащей в основе
программы «Золотой ключик», учебная
деятельность в своем развитии проходит
несколько этапов. Для разных этапов характерно
преобладание разных форм работы с детьми. В
рамках одной только классно-урочной организации
обучения реализовать эти формы работы
практически невозможно.
Важнейшими формами работы с детьми
младшего школьного возраста являются
индивидуальные занятия и культивирование у
детей делового сотрудничества, партнерских
взаимоотношений. Без реализации этих этапов
подход к такой сложной
коллективно-распределенной деятельности, какой
является учебная деятельность, также невозможен.
Практика обучения детей по программе
«Золотой ключик» показала, что единственный
надежный путь к формированию качественной,
содержательной, актуальной для самих детей
учебной деятельности лежит через
культивирование деловых, партнерских
взаимодействий в процессе учебы. А это возможно
только через предварительное партнерство с
обучающим взрослым, через индивидуальное
обучение. В первые школьные месяцы
индивидуальная работа с каждым ребенком — это не
факультативное дополнение, а самая необходимая
форма обучения, без которой нет пути к другим,
более сложным для ребенка формам. Впоследствии,
на протяжении всего обучения в начальной школе,
индивидуальные формы обучения не теряют своей
актуальности, изменяясь не столько
количественно, сколько качественно. У каждого
ребенка должна быть возможность и повседневная
практика построения познавательного общения с
обучающим его взрослым, отдельно от коллективной
работы в классе. Это общение содержательно
усложняется, меняется его роль и место в
целостном процессе обучения, но оно не исчезает,
а, напротив, усложняется и развивается.
При обучении по программе «Золотой
ключик» индивидуальная работа с детьми не
является дублированием, «разжевыванием» для не
очень понятливого ребенка того, что он усвоил на
уроке. Дети, даже самые медлительные, берут из
коллективного урока все то, что заложено в него
учителем в соответствии с программой. Но дело в
том, что многое, в том числе овладение
конкретными навыками, не закладывается в
содержание урока. Первоначально урок служит,
скорее, не местом, где дети реально познавательно
развиваются, а местом, где осваивается
собственно урочная форма общения и деятельности,
где отрабатываются уже приобретенные детьми
знания и умения, где дети имеют возможность
осознать, что они уже способны делать все вместе.
А вот те способности, которые осознаются и
закрепляются в форме урока, вначале
закладываются в индивидуальной работе с детьми и
в работе детей малыми группами, иными словами, в
партнерском, деловом общении со взрослыми и
сверстниками.
Кроме индивидуальной работы с детьми, работы с
микрогруппами детей и проведения уроков
(комплексных, не разделенных по предметам), у
учителей начальной школы, работающих по
программе «Золотой ключик», есть еще один
чрезвычайно важный вид работы. Это работа в
группах, где живут ученики их классов с младшими
детьми и воспитателями.
Дело в том, что сценариями-конспектами
жизни группы детского комплекса предусмотрено
участие школьников во всех делах и событиях. Это
участие почти всегда носит характер продолжения
обучения, закрепления полученных в школе знаний
и умений, а иногда и создания проблемных
ситуаций, средства для разрешения которых они
могут найти в школе. Все эти задачи могут быть
сложными для воспитателей, не владеющих в полной
мере материалом и методиками для работы со
школьниками, поэтому требуется непосредственное
участие учителя в жизни группы.
Кроме того, занятия ручным трудом,
изобразительной деятельностью, музыкой и
танцами, физической культурой, иностранным
языком, ознакомление с окружающим миром носят
сквозной относительно класса и группы характер и
также требуют участия учителей. Даже если по
какой-то из перечисленных дисциплин в комплексе
имеется специалист, учителя все равно
периодически принимают участие в занятиях своих
детей, чтобы эта работа на ограничивалась только
занятиями со специалистом, но переходила в
повседневную жизнь и учебную работу детей.
В связи с вышеописанной организацией
учебного процесса в комплексе «Золотой ключик»
часы работы учителей определяются не по
предметам, а по формам работы с детьми:
комплексные занятия-уроки, индивидуальная
работа с детьми, работа в детских группах.
Учебный план
Учебный план детского учреждения,
работающего по программе «Золотой ключик»,
складывается из нескольких составляющих. Это
часы, отведенные на:
1) базовый компонент обучения;
2) школьный компонент обучения;
3) экспериментальный компонент обучения.
Учреждения работают в режиме полного
рабочего дня, поэтому часть учебных часов
выносится на послеобеденное время и относится к
функционированию группы продленного дня. Эти
часы — четвертая составляющая учебного плана.
В учебном плане отражено время,
которое необходимо для обучения детей с 4 лет до
9—10 лет (3-й класс). Обучение осуществляют учителя,
специалисты и воспитатели учреждения. У детей
дошкольного возраста учебные часы проходят в
группах в форме специально организованных дел и
событий, предусматривающих овладение учебным
материалом. Начиная с шестилетнего возраста, для
детей проводятся специальные занятия и уроки, на
которых они постоянно овладевают учебной
деятельностью и материалами школьной программы.
Вместе с тем не только дошкольники, но и
школьники младших классов совершают часть
учебной работы в ходе специально организованной
практики, требующей от детей актуализации и
совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных на уроках.
Учебный план учебно-воспитательных
комплексов, работающих по программе «Золотой
ключик»
Группа продленного дня Воспитатель —
30 часов
Программа «Золотой ключик»
соответствует основным требованиям «Программы
воспитания и обучения в детском саду» и учебному
плану 1—4-х классов общеобразовательной школы.
Помимо этого, дети изучают
в области естественных наук:
1) начала алгебры;
2) введение в теорию графов;
3) элементы конечной математики;
4) элементарные физические явления и зависимости;
5) начала биологии и экологии;
6) основы физической географии;
в области гуманитарных наук:
1) историю культуры своего народа;
2) мифологию;
3) иностранные языки;
в области искусства:
1) элементарное музицирование;
2) знакомство с нотной грамотой;
3) многоголосное пение под аккомпанемент и а
капелла;
4) знакомство с разными материалами и техниками
изобразительного искусства;
5) знакомство с разными направлениями и жанрами
народного и профессионального искусства.
Закончив обучение в детском центре,
дети будут владеть полноценной учебной
деятельностью, а это значит, что они научатся:
— принимать и удерживать учебную
задачу;
— самостоятельно выделять и усваивать общие
способы решения задач;
— адекватно оценивать и контролировать себя и
свою деятельность;
— владеть рефлексией и саморегуляцией
деятельности;
— использовать законы логического и понятийного
мышления;
— пользоваться теоретическими обобщениями;
— владеть разнообразными формами общения;
— участвовать в коллективно-распределенных
видах деятельности;
— самостоятельно и творчески включаться в
различные жизненные ситуации.
В области естественных наук ученик
должен уметь:
— формулировать и решать задачи с
использованием 4 действий арифметики, вычислять
площадь геометрических фигур путем разложения
их на простейшие геометрические фигуры и тела
(прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды);
— знать основные свойства и возможности
применения основных материалов (дерева, металла,
пластмассы и т.д.);
— иметь навык работы с основными природными
материалами (простейшая обработка дерева, лепка
из глины, плетение из лозы и тростника);
— ориентироваться по сторонам света; знать
основные приметы смен времен года и погоды, уметь
ориентироваться в незнакомой местности (в лесу, в
поле и т.д.), уметь находить ориентиры и приметы
местности;
— знать основные различия между растительным и
животным миром, основные закономерности их
развития, уметь высаживать растения и иметь
навык ухода за растениями и животными.
В области гуманитарных наук ученик
должен уметь:
— письменно и устно задавать вопросы;
— уметь писать изложение по тексту и сочинение о
событии (в 20—50 предложений), уметь устно изложить
небольшой сюжет;
— быть знакомым с буквенной и цифровой
клавиатурой и уметь набрать с ее помощью текст;
— уметь ориентироваться в незнакомом городе,
связно излагать свои просьбы;
— уровень знания иностранного языка должен
позволить ученику изложить свои простейшие
нужды и дать возможность ориентироваться за
границей.