ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
Статья опубликована при поддержке компании ООО «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ». Компания постоянно проводит всевозможные распродажи и акции на офисную мебель. Что позволяет её клиентам делать выгодные покупки, как комплектов мебели, так и отдельных её частей. Посетив официальный сайт компании http://pmcomp.ru вы сможете подробно ознакомиться с каталогом предоставляемых товаров.
Юля
была студенткой биофака и руководителем кружка
юных зоологов — судя по всему, подающим надежды
— во Дворце на Воробьевых горах. Она сразу
согласилась дать мне интервью о том, с чего
следует начинать естественно-научное
воспитание:
— У меня — восьмилетки. Приходят они ко мне на
первое занятие и видят на столе камень, куклу и
морскую свинку. Я спрашиваю: что здесь живое, а
что — нет? Они сразу отвечают. Но я прошу
доказать. Будущие ученые должны привыкать
аргументировать свои высказывания. Так и говорю:
я сейчас вас путать буду, а вы мне доказывайте,
что морская свинка — живая. Вас много, я одна.
Попробуйте меня одолеть!
Как они стараются, кричат:
— У свинки — глазки!
— И у куклы глазки.
— Свинка бегает!
— И машина «бегает» — двигается.
— Свинка — теплая.
— И мотор у машины теплый, когда работает.
И так долго. Иногда кто-нибудь скажет, что свинка
размножается. Это высший пилотаж. Но и этого
аргумента недостаточно: если от камня кусочек
отвалился, можно ли считать, что он размножился?
Был один камень, а стало «много» — два. Этим
необтертым новичкам должно стать ясно: не могут
они самостоятельно ответить на этот вопрос.
Тогда я достану микроскоп и покажу им КЛЕТКУ.
Потому что разницу между живым и неживым можно
сформулировать только в том случае, если ты
знаешь, что живое состоит из клеток.
Зачем это нужно? Да чтобы к живому формировалось
правильное отношение. Чтобы было ясно: в отличие
от куклы, с животным не всегда можно играть. Оно
устает, страдает от голода и жажды (в том числе и
по вине хозяев), ему может быть больно, оно даже
умереть может. Поэтому к живому надо относиться
бережно. Конечно, и к воде, и к земле. Но к живому —
в первую очередь. Все остальное приложится. Разве
не в этом состоит пафос экологического
воспитания?..
Мне все это очень нравится. Я вдохновенно пишу о
Юлином занятии статью. За чужими детскими
голосами слышу голоса своих
шестилеток-первоклашек. А уж Юлю так ясно себе
представляю, словно это я сама. И такое занятие у
нас получилось (на бумаге, конечно) — стройное,
красивое, последовательное, что невозможно
удержаться от соблазна воплотить его в жизнь.
Почему бы нам в классе не поговорить на тему о
живом и неживом, например, на следующей неделе? Да
нет, прямо завтра!
— Мы вчера в нашей азбуке записали замечательное
слово — «жизнь». И я просила вас поразмыслить над
очень серьезным вопросом: что такое «живое» и чем
оно от «неживого» отличается? Готовы к
обсуждению?
Многие готовы: успели подумать. Так и рвутся в
бой. Что там полагается по сценарию? Глазки, ушки?
Может двигаться?..
— Я знаю, живое — это в чем есть жизнь.
— Как это?
— Ну, то, что внутри, оно невидимое.
— И я знаю. Живое — это то, что может умереть.
...Крутой вираж. Где же глазки?
— Стоп! Давайте
сначала поиграем. Я буду называть разные слова, а
вы просто отвечаете: «живое» — «неживое». Начали!
— Стол.
— Неживой.
— Окно.
— Неживое.
— Цветок.
— Живой.
— Машина.
— Неживая.
— Дерево.
— Живое.
— Камень.
— Неживой.
— Пианино.
— Живое.
— Пианино?
Настойчиво и единогласно:
— Живое!
— Почему?
— Оно — из
дерева. А дерево — живое.
— Но ведь и стол из дерева. Вы говорите — он
неживой.
— В пианино музыка живет. А вы сами говорили —
музыка ЖИВАЯ.
— Тогда и магнитофон живой?
— Неживой. Он — холодный.
Вот тебе и раз! И, главное, бьют в точку. Вообще про
музыку как-то сложно возражать. Мне по крайней
мере. Попробуем с другой стороны.
— Хорошо, а земля?
— Неживая... Нет, живая! На ней вон сколько всего
растет. Это же из нее растет!
— А вода?
— И вода живая.
Она же поет. А все, что поет, — живое. Музыка —
живая.
— У живого есть душа.
— Но как же это определить?
— Так почувствовать можно!
Ах так, ну ладно!
— Тогда скажите, а кукла — живая?
Без тени сомнения:
— Днем — неживая, а ночью — живая. Ночью все
куклы оживают, потому что они похожи на людей.
Уж не мое ли это персональное творчество? Прощай,
естественно-научность!
— А кукла может умереть?
— Сломаться?
— Ну да, если какой-нибудь грубиян оторвет ей
голову.
— Тогда она уже ночью не оживет!
— Да, хороший разговор! — говорит еще один —
очень умный. Видно, что размялся и сейчас хочет
поставить точки над «i». — А вообще-то ведь и
камень может ожить... Если очень захотеть... Все
может превращаться.
День окончен. Подвожу итоги. Обнаруживаю, что я
почти счастлива.
Юля — замечательный биолог, тонкий и вдумчивый
педагог. Но дети у нее — восьми-девяти лет. А
между шестилетним и девятилетним — целая жизнь,
целая эпоха. Стоит ли торопиться вносить
естественно-научную «ясность» в сознание детей,
если эта «ясность» еще противоречит устройству
их собственного, яркого и колоритного
мифологического мира?
Быть может, суть экологического воспитания
заключается не в том, чтобы сообщать все новые и
новые сведения, писать все новые и новые
программы, а в том, чтобы позволить ребенку как
можно полнее пережить ощущение ЖИВОГО — живого
неба, живой воды, живой земли.
Ведь и мы, взрослые, втайне тоскуем по анимализму
архаических времен. И уж если оказываемся в лесу
или у моря, то бессознательно воспринимаем их как
единое существо, живое целое — «Лес», «Море».
Слышим же мы, как они поют? А ведь то, что поет, —
ЖИВОЕ.
Марина АРОМШТАМ