Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2001


Рабочий стол

Живое и неживое

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ

Статья опубликована при поддержке компании ООО «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ». Компания постоянно проводит всевозможные распродажи и акции на офисную мебель. Что позволяет её клиентам делать выгодные покупки, как комплектов мебели, так и отдельных её частей. Посетив официальный сайт компании http://pmcomp.ru вы сможете подробно ознакомиться с каталогом предоставляемых товаров.

Юля была студенткой биофака и руководителем кружка юных зоологов — судя по всему, подающим надежды — во Дворце на Воробьевых горах. Она сразу согласилась дать мне интервью о том, с чего следует начинать естественно-научное воспитание:
— У меня — восьмилетки. Приходят они ко мне на первое занятие и видят на столе камень, куклу и морскую свинку. Я спрашиваю: что здесь живое, а что — нет? Они сразу отвечают. Но я прошу доказать. Будущие ученые должны привыкать аргументировать свои высказывания. Так и говорю: я сейчас вас путать буду, а вы мне доказывайте, что морская свинка — живая. Вас много, я одна. Попробуйте меня одолеть!
Как они стараются, кричат:
— У свинки — глазки!
— И у куклы глазки.
— Свинка бегает!
— И машина «бегает» — двигается.
— Свинка — теплая.
— И мотор у машины теплый, когда работает.
И так долго. Иногда кто-нибудь скажет, что свинка размножается. Это высший пилотаж. Но и этого аргумента недостаточно: если от камня кусочек отвалился, можно ли считать, что он размножился? Был один камень, а стало «много» — два. Этим необтертым новичкам должно стать ясно: не могут они самостоятельно ответить на этот вопрос. Тогда я достану микроскоп и покажу им КЛЕТКУ. Потому что разницу между живым и неживым можно сформулировать только в том случае, если ты знаешь, что живое состоит из клеток.
Зачем это нужно? Да чтобы к живому формировалось правильное отношение. Чтобы было ясно: в отличие от куклы, с животным не всегда можно играть. Оно устает, страдает от голода и жажды (в том числе и по вине хозяев), ему может быть больно, оно даже умереть может. Поэтому к живому надо относиться бережно. Конечно, и к воде, и к земле. Но к живому — в первую очередь. Все остальное приложится. Разве не в этом состоит пафос экологического воспитания?..
Мне все это очень нравится. Я вдохновенно пишу о Юлином занятии статью. За чужими детскими голосами слышу голоса своих шестилеток-первоклашек. А уж Юлю так ясно себе представляю, словно это я сама. И такое занятие у нас получилось (на бумаге, конечно) — стройное, красивое, последовательное, что невозможно удержаться от соблазна воплотить его в жизнь. Почему бы нам в классе не поговорить на тему о живом и неживом, например, на следующей неделе? Да нет, прямо завтра!
— Мы вчера в нашей азбуке записали замечательное слово — «жизнь». И я просила вас поразмыслить над очень серьезным вопросом: что такое «живое» и чем оно от «неживого» отличается? Готовы к обсуждению?
Многие готовы: успели подумать. Так и рвутся в бой. Что там полагается по сценарию? Глазки, ушки? Может двигаться?..
— Я знаю, живое — это в чем есть жизнь.
— Как это?
— Ну, то, что внутри, оно невидимое.
— И я знаю. Живое — это то, что может умереть.
...Крутой вираж. Где же глазки?
— Стоп! Давайте сначала поиграем. Я буду называть разные слова, а вы просто отвечаете: «живое» — «неживое». Начали!
— Стол.
— Неживой.
— Окно.
— Неживое.
— Цветок.
— Живой.
— Машина.
— Неживая.
— Дерево.
— Живое.
— Камень.
— Неживой.
— Пианино.
— Живое.
— Пианино?
Настойчиво и единогласно:
— Живое!
— Почему?
— Оно — из дерева. А дерево — живое.
— Но ведь и стол из дерева. Вы говорите — он неживой.
— В пианино музыка живет. А вы сами говорили — музыка ЖИВАЯ.
— Тогда и магнитофон живой?
— Неживой. Он — холодный.
Вот тебе и раз! И, главное, бьют в точку. Вообще про музыку как-то сложно возражать. Мне по крайней мере. Попробуем с другой стороны.
— Хорошо, а земля?
— Неживая... Нет, живая! На ней вон сколько всего растет. Это же из нее растет!
— А вода?
— И вода живая. Она же поет. А все, что поет, — живое. Музыка — живая.
— У живого есть душа.
— Но как же это определить?
— Так почувствовать можно!
Ах так, ну ладно!
— Тогда скажите, а кукла — живая?
Без тени сомнения:
— Днем — неживая, а ночью — живая. Ночью все куклы оживают, потому что они похожи на людей.
Уж не мое ли это персональное творчество? Прощай, естественно-научность!
— А кукла может умереть?
— Сломаться?
— Ну да, если какой-нибудь грубиян оторвет ей голову.
— Тогда она уже ночью не оживет!
— Да, хороший разговор! — говорит еще один — очень умный. Видно, что размялся и сейчас хочет поставить точки над «i». — А вообще-то ведь и камень может ожить... Если очень захотеть... Все может превращаться.
День окончен. Подвожу итоги. Обнаруживаю, что я почти счастлива.
Юля — замечательный биолог, тонкий и вдумчивый педагог. Но дети у нее — восьми-девяти лет. А между шестилетним и девятилетним — целая жизнь, целая эпоха. Стоит ли торопиться вносить естественно-научную «ясность» в сознание детей, если эта «ясность» еще противоречит устройству их собственного, яркого и колоритного мифологического мира?
Быть может, суть экологического воспитания заключается не в том, чтобы сообщать все новые и новые сведения, писать все новые и новые программы, а в том, чтобы позволить ребенку как можно полнее пережить ощущение ЖИВОГО — живого неба, живой воды, живой земли.
Ведь и мы, взрослые, втайне тоскуем по анимализму архаических времен. И уж если оказываемся в лесу или у моря, то бессознательно воспринимаем их как единое существо, живое целое — «Лес», «Море».
Слышим же мы, как они поют? А ведь то, что поет, — ЖИВОЕ.

Марина АРОМШТАМ

Марина Аромштам

Рейтинг@Mail.ru