Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2001


Рабочий стол

Поколение в памперсах, или Коллективный портрет современного дошкольника

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Адм Про". Компания "Адм Про" предоставляет услуги по созданию и обслуживанию офисной ИТ инфраструктуры в Москве. Воспользовавшись предложением компании, и заказав обслуживание компьютеров организаций, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки произведут ремонт и настройку компьютерной техники, установят нужное программное обеспечение, подключат периферийные устройства и обеспечат надежную и бесперебойную работу Вашего оборудования. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить онлайн консультацию по интересующему Вас вопросу, можно на официальном сайте компании "Адм Про", который располагается по адресу http://admpro.ru/

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОКОЛЕНИЕ В ПАМПЕРСАХ
ИЛИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

этой теме был посвящен очередной "круглый стол" московского Клуба заведующих

—Каким я вижу современного дошкольника? Он просто замечательный! Развитый, необыкновенно любознательный, умный. И глазки у него хорошие, добрые! Никаких особенных изменений по сравнению с прошлыми десятилетиями с ним не произошло. Просто раньше в группах было по 30 детей, а сейчас — по 20. Вот мы и можем каждого ребеночка получше разглядеть. Было бы меньше детей, еще лучше узнали бы своих дошколят.

Лариса ГЕДЫМА, заведующая ГОУ № 2281

 —Вряд ли можно утверждать, что наши воспитанники остались прежними. Ребенок нового века создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все отмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И агрессивны. Агрессия — это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших детей — обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887 

—Я хотела бы поддержать свою коллегу, но сделать несколько иной акцент в теме. Нервозность — это следствие общего неблагополучного состояния здоровья. Понятие «здоровье» многоплановое. Нельзя разделять здоровье физическое, психическое и социальное. Если хоть одна составляющая отклоняется, человек уже не здоров. А у нас с социальным здоровьем наших воспитанников не все в порядке: большой процент семей классифицируется как неблагополучные, а там, где растет достаток, за достатком не успевает уровень культуры. Как следствие, дети из таких семей часто не понимают элементарных общепринятых норм поведения.
И с физическим здоровьем много проблем: основной контингент наших воспитанников — это дети второй, а не первой (как раньше) группы здоровья.

Елена МОРСАКОВА, заместитель директора ГОУ «Начальная школа—детский сад № 1633» 

—Я должна согласиться с коллегами: проблемы здоровья для наших детей стоят очень остро. Я логопед. В течение трех лет мы в нашем детском саду комплектуем логопедические группы. Перед комплектованием нам приходится обследовать детей и состояние их речи. По результатам этого обследования практически 84% детей — это дети с проблемами развития. То есть речь идет не просто о неправильном произношении того или иного звука, а о несформированности психических процессов, к тому же осложненной эмоциональными проблемами, ортопедическими и т.д.
Мы все чаще сталкиваемся с комбинированными дефектами. У таких отклонений существует много причин: и экология, и наследственность, и другие. Но есть дефекты, зависящие от родителей и только от их воспитательной политики.
Случается, что родители держат детей дома до 3-х лет и дольше, но не знают толком, чем с ними надо заниматься.
Потом они приходят к нам в детский сад и просят, чтобы их трехлетнего ребенка учили испанскому языку — а он элементарные вещи делать не умеет: например, в туалет проситься. Потому что до трех лет в памперсах ходит. Что это такое, как не педагогическая запущенность? Это при живой, интеллигентной маме!

Ольга ТИТОВА, логопед, детский сад № 2311

 —Из всего услышанного вырисовывается довольно грустная картина. Современный ребенок — это сплошная проблема. Даже его появление на свет — проблема для современного родителя. Общение с ним — тоже проблема. Родители этого делать не умеют и не желают. Брат или сестра у ребеночка теперь тоже редкость. Единственный друг и товарищ — телевизор. Безотказный и агрессивный. И если мы с вами говорим о неблагополучии городского ребенка, то умножьте это все на десять и получите картину в сельской местности. Мне приходится по роду занятий выезжать в деревню в Рязанской области. Это просто кошмар! Складывается впечатление, что дети — это просто никому не нужное сырье!

Мария КОВАЛЕВА,  дефектолог, ясли-сад № 2311

—Но ведь это не новые проблемы? Возможно, 15—20 лет назад мы просто боялись и не умели о них говорить. Вспомните! Доперестроечное время — время воспитания «нового типа личности», «нового советского человека». Все дети по определению ДОЛЖНЫ были быть счастливы и облагодетельствованы партией и правительством. Но страшные истории о жизни детей в северных поселках и в отдаленных деревнях, о катастрофическом росте умственной отсталости в среднеазиатских республиках, о пьющих родителях, работающих на заводах и фабриках, дерущихся и секущих детей ремнем — все это не сегодня пришло в нашу жизнь.
Быть может, мы просто увидели все это сегодня новыми глазами?
Посмотрите, несколько лет назад ни о дефектологах, ни о логопедах в детских садах вообще речи не было. Слово «невроз» — это новое слово в нашем лексиконе. Быть может, в том, что детские проблемы сегодня стоят так остро, есть не только отрицательные, но и положительные моменты? Просто мы, как говорила моя коллега Лариса Гедыма, разглядели дошкольника с близкого расстояния.

Марина АРОМШТАМ, главный редактор газеты «Дошкольное образование»

 —Нет. Дело не в новом видении. Изменилась среда — и социальная, и вещественная. Изменились герои детских книг и фильмов. По-моему, есть существенная разница между милым и доверчивым Чебурашкой, между обаятельным Крокодилом Геной — и теми монстрами, что без всякого риска для жизни плюхаются с двадцатого этажа небоскреба.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они печалились и радовались, делали друг другу подарки — точно так же, как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они — герои педагогического кино, педагогической литературы. А эти существа, которые не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости? Это пропаганда жестокости, которая отпечатывается в поведении современных детей. Их агрессивность намного превосходит агрессивность детей нашего поколения.

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

—Все общество сейчас построено по принципу выживания. Конкуренция — это для нас новое явление. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Что является главной ценностью для современного родителя? Прагматизм. Этому же он вольно или невольно обучает ребенка. И это не всегда плохо. Дети обучаются рациональному поведению. Рациональному в том числе и с точки зрения законов детской психики. Раскрепощенность — следствие такого психического рационализма. В годы авторитарно-дисциплинарной доктрины и мы были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, и дети это усваивали как самый важный элемент воспитания. А теперь мы заговорили о том, что главное — это индивидуальность. Современные дети проявляют свою индивидуальность гораздо свободнее, поэтому работать с ними интересней. Хотя и сложнее.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

 —Я 17 лет проработала заведующей детским садом. В кабинете у меня на маленьком журнальном столике всегда стояли игрушки, красивые и удобные для игры. Этот столик служил весьма прагматичным целям: приходит ко мне на прием мама с ребенком, и, чтобы взрослые могли спокойно вести разговор, ребенку предлагалось поиграть в игрушки.
Но оказалось, что этот столик выполняет еще и диагностическую функцию. 17 лет назад подавляющее большинство детей, заходивших ко мне в кабинет, боялись даже потрогать эти игрушки. Они рассматривали столик жадными глазами, но близко не подходили. В лучшем случае шепотом спрашивали у мамы, можно ли поиграть с игрушками. Мама — советская мама — строго говорила: «Нет, нельзя!» И даже после того, как я сама предлагала ребенку игрушку, он все равно боялся ее тронуть. Исключение составляли дети иностранцев. Они влетали в мой кабинет, сразу устремлялись к этому столику и начинали играть. Для этих детей было ясно: игрушки здесь — именно для них.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали свободно входить в кабинет, брать игрушки со столика и играть. Без всяких боязливых шепотков. Они стали вести себя нормально. Это следствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами — он их не поймет и не примет. Все воспитательное воздействие сведется к нулю или даст противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств. Этому и должен учить детский сад. И это очень трудно. Для этого у нас еще очень мало методик и очень мало практических умений. Это задачи, которые и время, и современный дошкольник ставят перед теоретиками и практиками.

Мария ЦАПЕНКО, главный специалист по дошкольному образованию Московского комитета образования

ВМЕСТО ВЫВОДА

Специалисты отмечают в современных детях активность, общительность, раскованность в поведении — и в то же время отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям. У некоторых детей отмечается скрытая или явная агрессия к окружающим.
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется.
Нынешние дети в большинстве своем достаточно развиты. Однако повышенные современные требования к ребенку в ряде престижных школ, информационная перегрузка и многочисленные занятия (некоторые родители нанимают еще и репетиторов) ведут к тому, что дети не справляются с учебной нагрузкой, явно не соответствующей их возрастным особенностям. Следствием этого являются снижение познавательных функций и потеря интереса к учебе.
В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. На предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если бы я был волшебником...» — большинство ребят просили для себя игрушки, наряды, машины, компьютер.
Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей, поэтому распространенным ответом был еще и такой: «Проводить больше времени с мамой и папой». Однако и современному ребенку свойственна доброта. Как и в прошлые годы, дети желали мира на земле, чтобы не было войн и болезней.
Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Часто встречаются апатичные дети, не проявляющие интереса к занятиям, и склонные к интеллектуальной лени.
Можно сказать, что современному ребенку свойственны самые разные черты: он и умный, и жизнерадостный, и беззаботный, и поверхностный, и общительный — в общем, противоречивый.

Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа —
детский сад» № 1649 Юго-Западного округа г. Москвы,

Людмила ГУКЛЕНГОФ,
заместитель директора по воспитательной работе

Редакция

Рейтинг@Mail.ru