Публикация статьи произведена при поддержке компании "Адм Про". Компания "Адм Про" предоставляет услуги по созданию и обслуживанию офисной ИТ инфраструктуры в Москве. Воспользовавшись предложением компании, и заказав обслуживание компьютеров организаций, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки произведут ремонт и настройку компьютерной техники, установят нужное программное обеспечение, подключат периферийные устройства и обеспечат надежную и бесперебойную работу Вашего оборудования. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить онлайн консультацию по интересующему Вас вопросу, можно на официальном сайте компании "Адм Про", который располагается по адресу http://admpro.ru/
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПОКОЛЕНИЕ В ПАМПЕРСАХ
ИЛИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО
ДОШКОЛЬНИКА
этой теме был посвящен очередной "круглый
стол" московского Клуба заведующих
—Каким я вижу современного дошкольника? Он
просто замечательный! Развитый, необыкновенно
любознательный, умный. И глазки у него хорошие,
добрые! Никаких особенных изменений по сравнению
с прошлыми десятилетиями с ним не произошло.
Просто раньше в группах было по 30 детей, а сейчас
— по 20. Вот мы и можем каждого ребеночка получше
разглядеть. Было бы меньше детей, еще лучше
узнали бы своих дошколят.
Лариса ГЕДЫМА, заведующая ГОУ № 2281
—Вряд ли можно утверждать, что наши
воспитанники остались прежними. Ребенок нового
века создан телевизором. Он с малолетства
сталкивается с таким потоком информации, который
детям прежних поколений и не снился. Поэтому
нынешний дошкольник более эрудированный. Но у
этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме
эрудированности, мы все отмечаем повышенную
эмоциональность наших воспитанников. И это не
всегда положительное качество. Дети часто
реагируют на самые незначительные события
слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И
агрессивны. Агрессия — это ведь тоже эмоция.
Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших
детей — обычное явление: если в чем-то с
приятелем не согласен, сразу драться начинает.
Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ №
1887
—Я хотела бы поддержать свою коллегу, но
сделать несколько иной акцент в теме.
Нервозность — это следствие общего
неблагополучного состояния здоровья. Понятие
«здоровье» многоплановое. Нельзя разделять
здоровье физическое, психическое и социальное.
Если хоть одна составляющая отклоняется, человек
уже не здоров. А у нас с социальным здоровьем
наших воспитанников не все в порядке: большой
процент семей классифицируется как
неблагополучные, а там, где растет достаток, за
достатком не успевает уровень культуры. Как
следствие, дети из таких семей часто не понимают
элементарных общепринятых норм поведения.
И с физическим здоровьем много проблем: основной
контингент наших воспитанников — это дети
второй, а не первой (как раньше) группы здоровья.
Елена МОРСАКОВА, заместитель
директора ГОУ «Начальная школа—детский сад №
1633»
—Я должна согласиться с коллегами: проблемы
здоровья для наших детей стоят очень остро. Я
логопед. В течение трех лет мы в нашем детском
саду комплектуем логопедические группы. Перед
комплектованием нам приходится обследовать
детей и состояние их речи. По результатам этого
обследования практически 84% детей — это дети с
проблемами развития. То есть речь идет не просто
о неправильном произношении того или иного
звука, а о несформированности психических
процессов, к тому же осложненной эмоциональными
проблемами, ортопедическими и т.д.
Мы все чаще сталкиваемся с комбинированными
дефектами. У таких отклонений существует много
причин: и экология, и наследственность, и другие.
Но есть дефекты, зависящие от родителей и только
от их воспитательной политики.
Случается, что родители держат детей дома до 3-х
лет и дольше, но не знают толком, чем с ними надо
заниматься.
Потом они приходят к нам в детский сад и просят,
чтобы их трехлетнего ребенка учили испанскому
языку — а он элементарные вещи делать не умеет:
например, в туалет проситься. Потому что до трех
лет в памперсах ходит. Что это такое, как не
педагогическая запущенность? Это при живой,
интеллигентной маме!
Ольга ТИТОВА, логопед, детский сад №
2311
—Из всего услышанного вырисовывается
довольно грустная картина. Современный ребенок
— это сплошная проблема. Даже его появление на
свет — проблема для современного родителя.
Общение с ним — тоже проблема. Родители этого
делать не умеют и не желают. Брат или сестра у
ребеночка теперь тоже редкость. Единственный
друг и товарищ — телевизор. Безотказный и
агрессивный. И если мы с вами говорим о
неблагополучии городского ребенка, то умножьте
это все на десять и получите картину в сельской
местности. Мне приходится по роду занятий
выезжать в деревню в Рязанской области. Это
просто кошмар! Складывается впечатление, что
дети — это просто никому не нужное сырье!
Мария КОВАЛЕВА, дефектолог,
ясли-сад № 2311
—Но ведь это не новые проблемы? Возможно, 15—20
лет назад мы просто боялись и не умели о них
говорить. Вспомните! Доперестроечное время —
время воспитания «нового типа личности», «нового
советского человека». Все дети по определению
ДОЛЖНЫ были быть счастливы и
облагодетельствованы партией и правительством.
Но страшные истории о жизни детей в северных
поселках и в отдаленных деревнях, о
катастрофическом росте умственной отсталости в
среднеазиатских республиках, о пьющих родителях,
работающих на заводах и фабриках, дерущихся и
секущих детей ремнем — все это не сегодня пришло
в нашу жизнь.
Быть может, мы просто увидели все это сегодня
новыми глазами?
Посмотрите, несколько лет назад ни о
дефектологах, ни о логопедах в детских садах
вообще речи не было. Слово «невроз» — это новое
слово в нашем лексиконе. Быть может, в том, что
детские проблемы сегодня стоят так остро, есть не
только отрицательные, но и положительные
моменты? Просто мы, как говорила моя коллега
Лариса Гедыма, разглядели дошкольника с близкого
расстояния.
Марина АРОМШТАМ, главный редактор
газеты «Дошкольное образование»
—Нет. Дело не в новом видении. Изменилась
среда — и социальная, и вещественная. Изменились
герои детских книг и фильмов. По-моему, есть
существенная разница между милым и доверчивым
Чебурашкой, между обаятельным Крокодилом Геной
— и теми монстрами, что без всякого риска для
жизни плюхаются с двадцатого этажа небоскреба.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной
существовали отношения, которые возможны в
реальной жизни. Они печалились и радовались,
делали друг другу подарки — точно так же, как это
можем делать мы и наши дети. Поэтому они — герои
педагогического кино, педагогической
литературы. А эти существа, которые не способны
чувствовать боль… Чему они учат? Что к
человеческому телу можно относиться без всякой
жалости? Это пропаганда жестокости, которая
отпечатывается в поведении современных детей. Их
агрессивность намного превосходит
агрессивность детей нашего поколения.
Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад
№ 2311
—Все общество сейчас построено по принципу
выживания. Конкуренция — это для нас новое
явление. Надо уметь толкаться, пробиваться,
считать и просчитывать. Что является главной
ценностью для современного родителя? Прагматизм.
Этому же он вольно или невольно обучает ребенка.
И это не всегда плохо. Дети обучаются
рациональному поведению. Рациональному в том
числе и с точки зрения законов детской психики.
Раскрепощенность — следствие такого
психического рационализма. В годы
авторитарно-дисциплинарной доктрины и мы были
настроены в первую очередь на воспитание
дисциплины в детях, и дети это усваивали как
самый важный элемент воспитания. А теперь мы
заговорили о том, что главное — это
индивидуальность. Современные дети проявляют
свою индивидуальность гораздо свободнее,
поэтому работать с ними интересней. Хотя и
сложнее.
Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887
—Я 17 лет проработала заведующей детским
садом. В кабинете у меня на маленьком журнальном
столике всегда стояли игрушки, красивые и
удобные для игры. Этот столик служил весьма
прагматичным целям: приходит ко мне на прием мама
с ребенком, и, чтобы взрослые могли спокойно
вести разговор, ребенку предлагалось поиграть в
игрушки.
Но оказалось, что этот столик выполняет еще и
диагностическую функцию. 17 лет назад подавляющее
большинство детей, заходивших ко мне в кабинет,
боялись даже потрогать эти игрушки. Они
рассматривали столик жадными глазами, но близко
не подходили. В лучшем случае шепотом спрашивали
у мамы, можно ли поиграть с игрушками. Мама —
советская мама — строго говорила: «Нет, нельзя!»
И даже после того, как я сама предлагала ребенку
игрушку, он все равно боялся ее тронуть.
Исключение составляли дети иностранцев. Они
влетали в мой кабинет, сразу устремлялись к этому
столику и начинали играть. Для этих детей было
ясно: игрушки здесь — именно для них.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали
свободно входить в кабинет, брать игрушки со
столика и играть. Без всяких боязливых шепотков.
Они стали вести себя нормально. Это следствие
того, что количество запретов в нашей жизни
уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более
свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в
нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя
работать авторитарными методами — он их не
поймет и не примет. Все воспитательное
воздействие сведется к нулю или даст
противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная
ребенку, требует от него нового уровня
ответственности, умения согласовывать свои
действия с окружающими, нового уровня развития
социальных качеств. Этому и должен учить детский
сад. И это очень трудно. Для этого у нас еще очень
мало методик и очень мало практических умений.
Это задачи, которые и время, и современный
дошкольник ставят перед теоретиками и
практиками.
Мария ЦАПЕНКО, главный специалист по
дошкольному образованию Московского комитета
образования
ВМЕСТО ВЫВОДА
Специалисты отмечают в современных детях
активность, общительность, раскованность в
поведении — и в то же время отсутствие навыков
самообслуживания, пренебрежение к трудовым
поручениям. У некоторых детей отмечается скрытая
или явная агрессия к окружающим.
В своей игровой деятельности современный
ребенок предпочитает конструкторы и
компьютерные игры. Эти развивающие занятия
оказывают и противоположное воздействие: малыш
мало двигается, не общается со сверстниками,
«уходит в себя», быстро утомляется.
Нынешние дети в большинстве своем достаточно
развиты. Однако повышенные современные
требования к ребенку в ряде престижных школ,
информационная перегрузка и многочисленные
занятия (некоторые родители нанимают еще и
репетиторов) ведут к тому, что дети не
справляются с учебной нагрузкой, явно не
соответствующей их возрастным особенностям.
Следствием этого являются снижение
познавательных функций и потеря интереса к
учебе.
В эмоциональной сфере мы отмечаем, что
современные дети разучились мечтать, воображать.
Романтические настроения уступили место
прагматизму, рационализму, какой-то не по годам
взрослой практичности, даже меркантильности. На
предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если
бы я был волшебником...» — большинство ребят
просили для себя игрушки, наряды, машины,
компьютер.
Многие дети испытывают дефицит общения и
обделены вниманием родителей, поэтому
распространенным ответом был еще и такой:
«Проводить больше времени с мамой и папой».
Однако и современному ребенку свойственна
доброта. Как и в прошлые годы, дети желали мира на
земле, чтобы не было войн и болезней.
Современных детей отличают повышенная
раздражительность и возбудимость. Часто
встречаются апатичные дети, не проявляющие
интереса к занятиям, и склонные к
интеллектуальной лени.
Можно сказать, что современному ребенку
свойственны самые разные черты: он и умный, и
жизнерадостный, и беззаботный, и поверхностный, и
общительный — в общем, противоречивый.
Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа —
детский сад» № 1649 Юго-Западного округа г. Москвы,
Людмила ГУКЛЕНГОФ,
заместитель директора по воспитательной
работе