Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2001


Занавес открывается

Театр и мы

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

ТЕАТР И МЫ

Российский академический молодежный театр, который во времена нашего детства мы знали как Центральный детский театр, — один из старейших отечественных театров для детей. Это театр, который, кроме собственно театральных задач — задач искусства, всегда ставил перед собой еще и задачи педагогические. Именно в этом театре более 70 лет назад была организована педагогическая часть, пытавшаяся решать нелегкую проблему воспитания юного зрителя.
Сегодня у нас в гостях Ирина ГРИГОРЬЕВА, педагог Творческой экспериментальной мастерской по работе со зрителями РАМТ.

— В вашем театре введена нижняя возрастная граница для зрителей — 5 лет. Чем это объясняется?

— В первую очередь это связано с элементарными способностями маленьких детей в течение определенного времени находиться на одном месте. А именно — сидеть и смотреть. Сказки все малыши очень любят, и все, что происходит на сцене, их занимает и трогает. Но любой самый «детский», самый доступный спектакль идет как минимум полтора часа. Пусть даже этот временной промежуток разбит антрактом. Так ведь и 40 минут нужно высидеть! 40—45 минут — это продолжительность урока, то есть «школьный» отрезок времени. Для дошкольников это тяжеловато. Вот они и начинают курсировать от зрительного зала к туалету и обратно. Главная проблема на детских спектаклях — постоянное хождение по залу. А это сильно разрушает театральную атмосферу. И виноваты в этом в первую очередь родители.

— Родители? Они должны удерживать ребенка на месте?

— Они должны готовить малыша к походу в театр и понимать, что театр сильно отличается от зоопарка и даже от цирка. Театр — это работа. Работа по восприятию, по эмоциональному переживанию. А у нас частенько как бывает? У мамы в планах не было никакого театра, но театр оказался рядом с большим магазином, который она обязательно должна была посетить. Ребенка пришлось взять с собой — оставить не с кем. Он в результате таскания по магазинам устал. И тут вдруг маме в голову приходит мысль: дай-ка я свою доченьку или сыночка развлеку! Немудрено, что ребенок будет каждые десять минут проситься в туалет или в буфет.
Бывают ситуации, когда родители обещают ребенку, что он сможет посмотреть спектакль, но не имеют заранее купленных билетов. Билеты на детские спектакли всегда в дефиците — спектаклей мало, желающих много. Родители почему-то всегда удивляются, что билетов на сегодняшний спектакль нет. А для ребенка это оборачивается горьким разочарованием, слезами, испорченным выходным днем.

— Чувствуется, что родители доставляют вам даже больше хлопот, чем дети.

— Наш театр всегда пытался свести к минимуму практику коллективных посещений спектаклей, когда 20—25 детей сопровождает один взрослый. Нам хотелось видеть детский театр местом культурного отдыха семьи: чтобы родители могли прийти сюда вместе с детьми, вместе посмотреть спектакль, вместе что-то пережить. Тогда будет о чем поговорить, что обсудить, что вспомнить.
Так ведь мамы что делают? Приведут ребенка в театр, забросят в зрительный зал, а сами — в буфет. Ребеночку, чтоб не тосковал и не страдал от голода, банан сунут. (Банан — это в лучшем случае. В худшем — какие-нибудь чипсы, чтобы хрустели на весь зал!)

— То есть родители часто не понимают, зачем и как ходить с детьми в театр?

— Совершенно не понимают. У них есть некоторое туманное представление о том, что театр — это полезно для развития. Но чем театральный спектакль отличается от просмотра телевизора, это для них уже слишком сложно. Иногда водят в театр, чтобы книжки не читать. Раз на Незнайку можно посмотреть, зачем читать? Бывают, конечно, и другие родители. Те, за которыми очень интересно наблюдать во время спектакля. Они смотрят на сцену не отрываясь — на того же Незнайку или на Щелкунчика. Даже на вопросы ребенка ответить не могут — так увлечены происходящим. По таким родителям мы обычно проверяем качество наших постановок.
Но вообще воспитание культуры родителей стоит еще более остро, чем воспитание культуры детей. Для этого мы и задумали специальный праздник посвящения в зрители. Во время праздника те, кто пришел смотреть спектакль, не сразу проходят в зрительный зал, а сначала отправляются на экскурсию по театру. Их встречают члены нашего театрального актива в костюмах сказочных персонажей (между прочим, среди них много студентов педагогических колледжей), формируют группы по 11—15 человек и рассказывают о том, как в театре надо себя вести, как что называется. С этой целью мы оформили специальную выставку — театральный мини-музей, где воочию можно было увидеть, сколько человек принимает участие в создании спектакля, как называются театральные профессии. В день праздника спектаклю предшествует специальная интермедия «Посвящение в зрители», а после окончания действия маленькие зрители встают и вместе с Духом Театра торжественно произносят клятву «настоящего театрала». Конечно, это только первые шаги, это поиск правильной стратегии. Но искать нужно…

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Кредитный Эксперт». Высококлассные специалисты компании «Кредитный Эксперт» помогут на самых выгодных условиях получить кредит наличными, в случаях, если Вы уже получали отказы банков, имеете просрочки и непогашенные кредиты, или испытываете сложности в подтверждении дохода и занятости. Узнать больше о предложении компании «Кредитный Эксперт», и сразу отправить онлайн заявку на потребительский кредит, можно по адресу http://1001credit.ru/

Марина Александровская ;
Ирина Григорьева

Рейтинг@Mail.ru