Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2001


Рабочий стол

Веселая мастерская

РАБОЧИЙ СТОЛ

ВЕСЕЛАЯ МАСТЕРСКАЯ

Занятие-игра для детей от пяти лет

Перед игрой дети делятся на две команды, которым предстоит соревноваться между собой. Команды выбирают себе название — например, имя какого-нибудь полюбившегося детям сказочного персонажа.
Варианты названий команд в том случае, если они делятся по принципу «мальчики — девочки»:

  • команда «Буратино» и команда «Мальвины»,

  • команда «Мальчик-с-пальчик» и команда «Золушки»,

  • команда «Стойкие оловянные солдатики» и команда «Дюймовочки».

  • Варианты названий смешанных команд:

  • команда «Карандаши» и команда «Самоделкины»,

  • команда «Цветики-семицветики» и команда «Аленькие цветочки»,

  • команда «Васильки» и команда «Ромашки» и т.п.

Затем выбирается жюри — «подмастерья» ведущего — Главного Мастера.
На доске или на фланелеграфе укрепляются крупные эмблемы — изображения персонажей, именем которых названы команды. Под каждым изображением — конверт для жетонов за правильные ответы в викторине. Жетоны готовятся заранее из цветного картона.

Ход игры

Часть первая. Викторина «Знаешь ли ты сказки?»

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем веселые состязания! Друг друга приветствуют две соревнующиеся команды — команда «Карандаши» и
команда «Самоделкины».
Обе команды под музыку выходят на свободное пространство групповой комнаты или на сцену. На груди у каждого игрока — эмблема команды.

Конкурс первый

Приветствие команд

Командам дается задание сочинить дружеское приветствие-пожелание другой команде.
Вариант: Команда «Самоделкины» приветствует команду «Карандаши» и желает им быть всегда прямыми, отточенными и рисовать веселые картинки.
Вариант: Команда «Карандаши» приветствует команду «Самоделкины» и желает им всегда содержать нужные для работы инструменты в порядке, не уставать и придумывать смешные поделки для ребят.
Жюри оценивает приветствие и кладет жетоны в конверты команд.

Конкурс второй

«Угадай сказочных героев»

Ведущий: Я приглашаю всех на выставку сказочных героев. Приготовьтесь отвечать на вопросы.
Команды отвечают по очереди. Какой команде начинать, выясняется при помощи жребия. Жребий вытягивается перед каждым новым этапом конкурса.
1. Ведущий показывает детям картинки с изображением сказочных героев или кукол (из картона, папье-маше, пластилина, тканей и др. материалов), изготовленных самими детьми и педагогами. Дети должны назвать имя персонажа и сказать, из какой он сказки.
2. Ведущий показывает детям предметы. Дети должны догадаться, кому из сказочных персонажей они принадлежат:
— золотой ключик (Буратино),
— ореховая скорлупка с одеяльцем в виде лепестка (кроватка Дюймовочки),
— воздушный шарик синего цвета (шарик, с которым Винни-Пух отправился за медом), два зонтика — цветной и черный (принадлежат Оле Лукойе),
— три деревянных ложки разного размера (принадлежат медведям из сказки «Три медведя»),
— скалка (принадлежит Лисичке из сказки «Лисичка со скалочкой»).
3. Ведущий предлагает детям ответить на вопросы:
— Какого цвета платье и глаза были у Мальвины из сказки А.Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»? (Глаза — хорошенькие, платье — голубое.)
— Из какого материала было сделано платье Снежной королевы в сказке Ганса Христиана Андерсена? (Изо льда.)
— Какой костюм смастерил Папа Карло для Буратино? (Курточка, штаны, башмаки, шапочка.)
— Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению?..» (Емеля из русской народной сказки.)
— Что было обязательной частью одежды Незнайки? (Шляпа.)
— Скажите, в кого превратился Гадкий утенок из сказки Ганса Христиана Андерсена? (В прекрасного лебедя.)
— На чем проделали путь в Зеленый город Незнайка и его друзья из сказочной повести Николая Носова «Незнайка и его друзья»? (На воздушном шаре).
— Перечислите друзей Дяди Федора из сказочной повести Эдуарда Успенского. (Пес Шарик, кот Матроскин, галчонок.)

Конкурс третий

Сказочная пантомима
(домашнее задание)

Ведущий предлагает командам без слов изобразить эпизод из какой-нибудь сказки. Игроки противоположной команды должны догадаться, что это за сказка и какие персонажи изображаются.
Оцениваются правильный ответ и мастерство изображающей команды.

Часть вторая. «Попугай ищет друзей»

Индивидуальная самостоятельная работа
Раздаются хлопанье крыльев и громкие слова «Прр-рр-ривет!». Появляется кукла-попугай.

Попугай:
Если сможешь, угадай:
Мое имя — …
Дети: Попугай!
Ведущий: Здравствуй, дружок!
Попугай (вздыхая): Не здравствуй!
Ведущий: Это почему же?
Попугай: Потому что я не «дружок». Не дружок, не дружок — совершенно одинок! Нет у меня друзей!
Ведущий: Поэтому ты такой печальный? (Попугай кивает.) Знаешь, я думаю, дети смогут тебе помочь. Они тебя знают по сказкам и любят. (Обращается к детям.) Вспомните, дети, в каких сказках вы встречались с попугаем? (В сказке Корнея Чуковского «Доктор Айболит и его друзья», в сказке Григория Остера «Зарядка для хвоста».) Сколько попугаев было в сказке Григория Остера? Целых тридцать восемь! (Обращается к Попугаю.) Наши дети занимаются в «Веселой мастерской». Они умеют самые неприглядные вещи превращать в сказочных персонажей. Ты и оглянуться не успеешь, как у тебя окажется много друзей-попугайчиков. Вот таких. (Показывает образец.) Дети сделают их из… капсул от шоколадных яиц! Сделаем, дети?
Дети: Да!
Ведущий: Тогда садитесь на свои рабочие места. Давайте с вами вспомним, как нужно правильно обращаться с ножницами, клеем, бумагой, как нужно сидеть при работе.
Дети повторяют «правила рабочего человека».
Ведущий: Наступает самый ответственный кон-курс — изготовление попугая. Он так и называется — «Смастери игрушку».
Сначала давайте рассмотрим игрушку и обсудим, какой материал нам потребуется для работы.
Дети рассматривают образец. Для работы необходимы: пластиковая капсула, цветная бумага, клей.
Ведущий: Давайте вместе составим план работы.
Составление плана и обращение к технологической карте, на которой указан порядок выполнения работы.
Технологическая картаВедущий: Перед работой давайте с вами сделаем зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим…
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
Приступаем к работе.

Дети работают. Звучит тихая музыка.
Ведущий: Сейчас вы все должны быть собранными, внимательными, аккуратными, правильно сидеть. Ведь от расположения деталей будет зависеть характер вашей игрушки!
Дети заканчивают работу и выставляют игрушки на столах.

Часть третья. Подведение итогов

Ведущий: Наступил момент, когда мы с подмастерьями и с Попугаем будем оценивать ваши работы. Давайте устроим выставку ваших изделий по
командам.
Жюри рассматривает попугайчиков. Все игроки получают по жетону за сделанную работу. Дополнительные жетоны выдаются за «выдающийся характер» сделанного попугайчика. Выбираются самый веселый, самый грустный, самый задиристый, самый яркий попугай и т.п. Все жетоны складываются в общий конверт команды.
Ведущий: Ваши попугайчики очень понравились нашему гостю: теперь он не будет грустить. Надеюсь, и вам весело было соревноваться? А сейчас подмастерья посчитают жетоны, полученные каждой командой. Посмотрим, кто же победил.
Подмастерья подсчитывают жетоны. Команды награждаются медалями «Веселой мастерской». Дети могут обменяться поделками.
Ведущий: А вот вам домашнее задание. Подумайте, какие еще игрушки можно сделать из такой капсулы? Попробуйте дома самостоятельно смастерить игрушку и принесите ее на следующее занятие. Я думаю, что у нас получится целый театр игрушек. Наша сказочная «Веселая мастерская» сегодня закрывается. До встречи на следующем занятии!

Галина АЛЕХИНА,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества и досуга,
г. Усмань Липецкой области

 

Галина Алехина

Рейтинг@Mail.ru