Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2001


Рабочий стол

Сила воображения, природа и диагностика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ:
ПРИРОДА И ДИАГНОСТИКА

Продолжение. Начало см. в №7/2001

5. «День рождения гномика»

(методика разработана в соавторстве с Г.К. Уразалиевой)
Возраст: 6—7 лет.

Цель: По логике построения и проведения эта методика аналогична предыдущей. Как и предыдущая, она имеет своей целью оценку способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование (ее мы рассматриваем как важнейшую творческую способность). Отличие же — в усложнении содержания методики с учетом возрастных особенностей детей.

Материалы: веревочка, маленький игрушечный самолетик, платочек, кусочек пластилина, небольшая трубочка, мыльница с мылом.

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе в случайном порядке разложены вышеназванные предметы. Пока не обращая на них внимания, психолог рассказывает ребенку сказочную историю.

В одной комнате жили два веселых гномика. Но один из гномиков жил внизу, на полу, а другой — наверху, на самой дальней полке большого книжного шкафа. Поэтому, когда гномики беседовали, им приходилось громко-громко кричать, чтобы услышать друг друга. А вот вместе поиграть да порезвиться они уже не могли — слишком большое расстояние их разделяло. Так каждый день гномики и перекрикивались.
Однажды у того гномика, что жил наверху, наступил день рождения, и он решил пригласить на праздник своего друга. Друг тоже знал об этом и заранее приготовил подарок. Вот только как ему попасть с пола на полку, чтобы успеть на праздник? Опечалился наш гномик — уж очень ему хотелось поздравить друга. И тут он увидел добрую фею. Говорит гномику фея: «Не печалься, дружок, я тебе помогу». «Неужели ты поднимешь меня наверх?» — обрадовался гномик. «Нет, — ответила фея, — если ты по-настоящему любишь своего друга, то сделаешь это сам. А для этого я дам тебе несколько вещей, которыми ты можешь пользоваться, как хочешь. Но запомни: не все эти вещи смогут выручить тебя, а лишь те из них, которые волшебные. Попробуй сам выбрать такие волшебные вещи».
На этом психолог прерывает рассказ и обращает внимание ребенка на предметы, лежащие на столе. «Именно эти вещи, — говорит он, — и дала гномику фея. Какие из них ты бы выбрал на месте гномика, чтобы попасть на день рождения к другу?» После того как ребенок указывает на необходимые, с его точки зрения, предметы, психолог просит его обосновать свой
выбор.

Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и способы их обоснования. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

1) Ребенок считает, что гномик должен выбрать веревочку или самолетик. Веревочку он предлагает употребить по типу «бросания лассо», чтобы гномик смог затем подняться по ней, как по канату, наверх, а самолетик использовать в его привычной функции. Ребенок, таким образом, пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора, — 1 балл.

2) Ребенок предлагает выбрать платочек и использовать его в качестве «ковра-самолета». Здесь имеет место элементарное умственное преобразование объекта на основе его символического замещения. При этом ребенок проводит внешнюю аналогию с хорошо известным ему по сказкам предметом — ковром-самолетом, вновь не выходя за пределы ситуации выбора, — 2 балла.

3) По мнению ребенка, гномик должен выбрать либо кусок пластилина, либо трубочку и мыльницу с мылом. Первое решение заключается в том, чтобы из пластилина сделать «ступеньки», которые надо прикрепить к стенке шкафа. Второе решение состоит в том, чтобы с помощью трубочки и мыла надуть мыльный пузырь и использовать его как «воздушный шар». У ребенка возникает установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается им в задачу на преобразование. — 3 балла.

6. «Ссора»

(методика разработана в соавторстве с В.Б. Синельниковым)
Возраст: 5—6 лет.

Цель: оценка умения превращать второстепенный признак в ключевой в условиях непосредственного выбора.

Материал: картинка с изображением комнаты с окошком: на столе — готовые подраться кошка и собака, под столом — клетка, в углу — щетка, внизу — мышиная норка.

Инструкция к проведению. Психолог обращается к ребенку: «Пожалуйста, посмотри внимательно на эту картинку и скажи, кто на ней нарисован? — и после ответа ребенка: Правильно, это собака и кошка. А что они делают?». Ребенок может ответить по-разному: разговаривают, играют, ссорятся, дерутся и т.д. Далее психолог говорит: «Эти кошка и собака живут в одной комнате и не ладят друг с другом. Они ссорятся и вот-вот подерутся. Давай подумаем, как их остановить. В комнате есть клетка, щетка, мышиная норка (показывает на картинке). Посмотри и подумай, что нам может пригодиться и почему?»

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются ответы детей, оцениваемые по трехбалльной системе:

* Отсутствие ответа — 0 баллов.

* Неспособность осмыслить исходную ситуацию задачи как ситуацию выбора:
Ребенок предлагает «Растащить их», «Дать собаке косточку, а кошке — мясо», «Сказать им: не деритесь» и т.п. — 1 балл.

* Решение по типу непосредственного выбора «сильного признака»: «Собаку посадить в клетку», «Прогнать (побить) щеткой» и т.д. — 2 балла.

* Выбор второстепенного признака и его превращение в ключевой с точки зрения целостного преобразования ситуации: «мышка вылезет из норки, кошка за ней погонится и ссора прекратится» — 3 балла.

В протоколе отражается выбор ребенка, приводится его аргументация.

Примечание. В некоторых случаях дети предлагают посадить в клетку птичку, чтобы «отвлечь внимание» кошки. В общей форме такое решение должно быть квалифицировано как творческое. Однако выполнение данного тестового задания предполагает опору именно на второстепенный («слабый») признак, к которым клетку отнести нельзя. Поэтому подобное решение следует оценивать 2 баллами, что, повторим, не отрицает его творческого характера вообще. Это отражает многоплановость тех творческих задач, которые реально возникают перед человеком. Применительно к различным типам таких задач функцию ключевых могут выполнять как «сильные», так и «слабые», второстепенные признаки.

7. «Девочка или мальчик?»

(модификация методики К.Дункера)
Возраст: 6—7 лет.

Цель: оценка способности к мысленному эксперементированию в ситуации выбора.

Инструкция к проведению. Ребенку рассказываются истории следующего содержания.

В одном городе жил мальчик, который очень любил всех разыгрывать. Один раз он переоделся девочкой: надел на себя платье, повязал платок и в таком виде стал разгуливать по городу. Но у всех, с кем он встречался, возникало подозрение: не мальчик ли это?
Далее ребенку задается вопрос, как это могли бы проверить и тем самым развеять свои сомнения: а) продавщица в магазине игрушек,
б) дети, играющие во дворе, в) учитель в школе, г) мама мальчика.

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются способы выполнения задания (применительно к каждому случаю), оцениваемые по двухбалльной системе:

* Отсутствие ответа — 0 баллов.

* Попытки решения задачи прямым («экспериментальным») путем, предполагающим непосредственное выявление признаков заданных альтернатив («внимательнее посмотреть», «снять платок» и т.д.), — 1 балл.

* Решение задачи опосредованным («экспериментальным») путем — моделирование условий, при которых значимые (для данного случая) свойства альтернатив смогут проявиться наиболее ярко: продавщица может предложить мальчику быстро раздеть и одеть куклу; дети — сыграть в какую-нибудь игру девочек; учитель — сесть и позаниматься за столом у окна, через которое видно, как другие ребята играют в футбол; мама — помочь приготовить обед или помыть посуду и т.д. — 2 балла.

Владимир КУДРЯВЦЕВ,
доктор психологических наук

Владимир Кудрявцев

Рейтинг@Mail.ru