Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2001


Мастерская

Картинки из ниток

МАСТЕРСКАЯ

КАРТИНКИ ИЗ НИТОК

Важная роль в дошкольном воспитании и обучении детей принадлежит играм и игрушкам. От того, какими игрушками окружен ребенок, во многом зависит его интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие. А игры и игрушки, созданные ребенком своими руками, особенно ценны.
Программа «Художественный труд: обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста элементам народных ремесел» разработана Надеждой Александровной МАЛЫШЕВОЙ, педагогом высшей квалификации, много лет проработавшей с детьми разных возрастов.
Программа рекомендована Министерством образования РФ. В ней разработаны занятия для детей, начиная с двухлетнего возраста и кончая последним годом обучения в начальной школе. Такой подход позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей и является основой для дальнейшего знакомства детей среднего и старшего школьного возраста с элементами дизайна.
Программа предусматривает дифференцированный подход к детям, различные формы организации выполнения задания (коллективное, групповое, индивидуальное). Используются как традиционные виды обработки материалов, так и оригинальные технологии. Многие занятия построены по методу интегрирования, что способствует решению комплексных задач: дидактических, методических, воспитательных.
Сегодня мы познакомим наших читателей с одним из разделов программы, предлагающим занятия аппликацией из ниток.

В каждом доме периодически накапливается большое количество трикотажных вещей, вышедших из употребления. Вот они и будут предметом наших исследований и игр.
Сначала подготовим трикотаж: постираем, высушим и разрежем на неширокие, но длинные кусочки.
Малышам для игры подойдет трикотаж ручной вязки: его можно растягивать и сжимать, ощупывать и пощипывать за петельки («гуси щиплют травку»). Карапузы с удивлением видят, как от лоскутка отделяется волнистая и упругая ниточка. Нитка способна растягиваться и сжиматься, напоминая игру на гармошке. Можно и спеть: «Я играю на гармошке…»

Поиграв, наклеим разноцветные нитки к картону — получился коврик для Мишки, а может, море, крона дерева или облако. Ну вот, у нас опять есть во что поиграть: несомненно, Мишке будет приятно получить в подарок замечательный коврик. А из спокойного моря можно сделать бушующее, если провести по ниткам пальцем (нитки следует приклеивать по краям картона, не растягивая).
Детям четырех лет для исследования можно предложить хлопчатобумажный трикотаж машинной вязки. Сначала обратим внимание детей на то, во что они одеты. Попробуем растянуть край юбки, шорт, футболки, колгот, — заметив, что часть изделий не растягивается, дети начинают понимать разницу между тканью и трикотажем.
В дальнейшем, играя лоскутками, дети называют цвета и отделяют однотонные кусочки от пестрых; ощупывая, определяют, гладкие они или пушистые, толстые или тонкие, теплые или холодные; растягивая, отличают трикотаж от ткани. Играя, дети заворачивают куклу и пропускают шнурок в отверстия, расположенные по краю несыпучей ткани, кожи или синтепона; распускают узкий трикотажный цилиндр (носочно-чулочные изделия), сматывая на кусочек картона или собирая нитки в «комочек».
Для удобства наденем широкий трикотажный цилиндр на пластмассовую коробочку из-под сметаны, плавленого сыра или другую форму — она будет держать трикотаж в расправленном виде и выполнять роль грузика, который при каждом натягивании нитки будет прыгать, как «лягушка». Наматывая нитку на картонку (когда дети приобрели навык), ребенок рассказывает потешку:

По дорожке Дарья шла, клубок ниточек нашла.
Клубок маленький, нитка аленька.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале.
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку взяла, потянула — порвала.

Разбив детей на две группы, можно устроить соревнование «Какая команда больше смотает ниток». (В этом случае ширина трикотажных цилиндров должна быть одинаковой.)
Распускать трикотаж машинной вязки детям поможет игра «Гуси щиплют травку» или «Фокус-покус». Представив себя фокусником или волшебником, ребенок творит «чудеса»: был кусочек — и нет его, одни нитки остались.
Заготовив нужное количество ниток разного цвета, назовем их цвета. Разделим нитки на равные части (вначале это делает педагог, затем дети) и скатываем из них «шарики» и «жгутики» — это готовые элементы. Они понадобятся для наших игр. Комбинируя готовые элементы, ребенок сможет выполнить сложные композиции без особых усилий.
На картон нанесем густой клей ПВА, в виде круга. В центр его положим нитяной шарик одного цвета, пять других по цвету шариков уложим вокруг него (заодно посчитаем их). Прижмем ладошкой, расскажем считалочку или потешку — и весенний цветок готов.

Усложняя работу, используем трикотажный «рулик» и нитки, полученные от его распускания. Фоном будет цветной картон. Нарисуем клеем овал, уложим на него «рулик» — это будет туловище зайки. Последовательно рисуем клеем голову, ушки, лапки. Приклеиваем «рулики». Заполним нитками пространство между «руликами», предварительно нанеся клей. Приклеим глазки, носик и ротик — получился беленький зайка.
Весной зайцы меняют белую шубку на серенькую, а наш зайка не успел ее переодеть — придется ему посидеть в норке и почитать «Сказки дремучего леса» Тамары Крюковой.

14.jpg (15928 bytes)

Дети старшей группы учатся усложнять композицию, приклеивая «готовые элементы» по линиям рисунка. Для этого периодически наносят клей и укладывают на него жгутики и шарики, скатанные из ниток (клей лучше наносить пластмассовой палочкой кисточки, что позволит ограничить количество клея, наносимого ребенком на работу).
Для поделок подойдут крупные детские рисунки или рисунки из раскрасок. Их следует перевести на цветной картон. Готовую работу сушим под прессом. Вот какой у нас получился весенний вернисаж: «Бабочка», «Золотая рыбка», «По народным мотивам», «Первая гроза», «Дерево».
Дети 6—7 лет уверенно держат ножницы и действуют ими, разрезая пучки ниток на «ломтики». Этот способ мы используем для получения плавного или мозаичного перехода от одного к другому гармонирующему цвету.

Сделаем готовые элементы — «фрукты» и «вазы». В дальнейшем они могут стать хорошим обучающим материалом по сложной теме «Композиция в натюрморте».
Приготовим шаблоны: согнув кусочек плотной бумаги определенного размера, наметим линию контура вазы и вырежем по ней. Разогнем шаблон, нанесем линии и точки, по которым будем выклеивать нитки.
Приготовим нитки нужного цвета и фактуры («шарики», «жгутики», «ломтики»).
Намазав шаблон клеем, прикладываем «готовые элементы» и прижимаем их палочкой, немного сдвигая, если это нужно. Добиваемся плотного, ровного настила ниток. Поделку сушим под прессом.
«Фрукты» и «вазы» получаются разнообразными по цвету, форме и орнаменту. Каждый ребенок, выполняя эту работу, создает свою вазу или фрукт, работая с натуры или по представлению.
Выставка работ в конце таких занятий обязательна. Здесь дети могут сравнить свои творения, выбрать понравившуюся работу, объяснить, почему им понравилась эта поделка, а не другая.

Составляем композицию «Натюрморт», свободно перемещая готовые элементы на фоне (предварительно мы рассматривали репродукции картин на тему «натюрморт» и обсуждали особенности составления композиции, а теперь добиваемся наилучшего их расположения). Удачные композиции приклеиваем, сушим под прессом. Панно, выполненное руками самих детей, — прекрасное оформление интерьера детского учреждения.

Надежда МАЛЫШЕВА,
педагог ГОУ «Начальная школа —
детский сад» № 1626 г. Москвы

 

Надежда Малышева

Рейтинг@Mail.ru