Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Разное

Знаем ли мы друг друга?

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?

Национальное сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия — сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится в актуальности этих понятий. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с самого раннего дошкольного возраста.
Как показывают исследования отечественных авторов, трех-четырехлетний ребенок уже вступает в первую стадию политического развития, когда у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
Задача гуманистической педагогики — сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов.
Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем.
Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.
Предлагаем вашему вниманию рабочие материалы по этой теме.

Современные методы работы образовательного учреждения с семьей по воспитанию этики межнационального общения

 МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ

Задача: ориентировать воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по данной теме, способствовать знакомству с различными подходами к решению педагогических проблем в работе с семьей.

Форма проведения: педагогический ринг — состязаются две команды воспитателей.

Домашнее задание:

ознакомиться с перечнем литературы по данной проблеме;
провести тестирование детей, сделать анализ межличностного общения в межнациональном коллективе;
составить банк идей по рассматриваемой проблеме.

Критерии оценок:

общая эрудиция;
профессиональные знания, умения, навыки;
умение выйти из затруднительного положения;
четкость, точность.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Вопросы командам

(Задаются поочередно — то одной, то другой команде. В случае затруднений у одной команды слово передается соперникам. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.)

Что является основой культуры межнационального общения? (Терпимость, толерантность.)
Дошкольный возраст характеризуется отсутствием этических стереотипов. Что это значит?
Что, по-вашему, является причиной отрицательных проявлений у детей к людям других национальностей?
Раскройте принцип подбора народных сказок и художественной литературы, используемых для воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Каким образом может быть обеспечено право ребенка на национальную самобытность в вашей группе?
В чем заключается подготовка воспитателя, организующего общение детей с людьми иных национальностей?
В каком возрасте дети способны правильно определить свою этническую принадлежность?
Назовите педагогические условия, позволяющие рассматривать сказку как эффективное средство воспитания добрых чувств к людям разных национальностей.

Тестовые задания

(Выполняются индивидуально каждым воспитателем. Количество правильных ответов каждой анкеты суммируется в общее число баллов команды. Правильные варианты ответов выделены курсивом.)

Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка?

Варианты ответов:

а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) А.М. Горькому.

В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г.;
б) 1959 г.;
в) 1966 г.

В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1967 г.;
б) 1982 г.;
в) 1989 г.

Кто первым поставил вопрос о правах ребенка?

а) К.Н. Венцель;
б) А.С. Макаренко;
в) Н.К. Крупская.

Возрождение национальных культур способствует:

а) национализму;
б) шовинизму;
в) развитию национального самосознания.

Ребенок впитывает родную культуру благодаря:

а) семье;
б) школе;
в) телевизионным передачам.

Жюри подводит предварительные итоги.

ВТОРОЙ ЭТАП

Решение проблемных ситуаций

1. В вашу группу приходит ребенок. Надо ли выяснить у него, какой он национальности, и сообщать об этом детям в группе?
2. Дети в группе высмеивают речь ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству и делающего ошибки в русской речи. Ваши действия по отношению к ребенку, к его семье.

Анализ выполнения домашнего задания
(проводится совместно с психологом)

Ознакомление педагогического коллектива с результатами тестирования детей на предмет выяснения характера межличностного общения в межнациональном коллективе.

Жюри оценивает ответы и подводит итоги ринга.

Старший воспитатель: Задача педагогического коллектива нашего детского сада — воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение к людям других национальностей. Одним из важнейших условий, способствующих решению поставленной задачи, является наше сотрудничество с семьями наших воспитанников.

Воспитателям предлагается обсудить возможные формы работы с родителями.
В результате совместного обсуждения предлагается провести предварительное анкетирование родителей, которое могло бы заинтересовать их поставленными проблемами.
Научный руководитель оценивает результаты педагогического совещания, анализирует их и делает выводы.

Ирина ПЕТРОВА,
старший воспитатель МОУ № 3 «Шанавыл»

Ирина Петрова

Рейтинг@Mail.ru