ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?
Национальное сознание, национальное
самосознание, культура межнационального
взаимодействия — сегодня вряд ли кто-нибудь
усомнится в актуальности этих понятий.
Межнациональные конфликты как следствие
отсутствия культуры межнациональных отношений
— печальная реалия сегодняшнего дня. Один из
путей выхода из кризисных ситуаций в
межнациональных отношениях — этическое
воспитание, сориентированное на межнациональное
общение, причем начиная с самого раннего
дошкольного возраста.
Как показывают исследования отечественных
авторов, трех-четырехлетний ребенок уже вступает
в первую стадию политического развития, когда у
него зарождается чувство национального
самосознания. Но в этом возрасте его еще
характеризуют эмоциональная отзывчивость,
открытость, доверчивость и отсутствие этических
стереотипов, что позволяет ему вступать в
свободное общение с людьми разных
национальностей.
Задача гуманистической педагогики —
сформировать у детей доброжелательное,
уважительное отношение к представителям других
этнических коллективов, приобщить дошкольников
к культурным ценностям разных народов.
Эффективность педагогической деятельности
зависит от сотрудничества детского сада с
семьями воспитанников, потому что именно семья
предопределяет стартовое развитие личности и
поведение ребенка в будущем.
Однако, как показывает опыт, прежде чем
планировать работу с детьми и с родителями,
необходимо обратиться к самим педагогам: и они
нуждаются в знакомстве с этнокультурным
материалом, и им необходимо расширять свои
знания в области межкультурного общения.
Предлагаем вашему вниманию рабочие материалы по
этой теме.
Современные методы работы
образовательного учреждения с семьей по
воспитанию этики межнационального общения
МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ
Задача:
ориентировать воспитателей на изучение
современных достижений
психолого-педагогической науки и методической
литературы по данной теме, способствовать
знакомству с различными подходами к решению
педагогических проблем в работе с семьей.
Форма проведения: педагогический ринг
— состязаются две команды воспитателей.
Домашнее задание:
ознакомиться с перечнем литературы по данной
проблеме;
провести тестирование детей, сделать анализ
межличностного общения в межнациональном
коллективе;
составить банк идей по рассматриваемой проблеме.
Критерии оценок:
общая эрудиция;
профессиональные знания, умения, навыки;
умение выйти из затруднительного положения;
четкость, точность.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Вопросы командам
(Задаются поочередно — то одной, то другой
команде. В случае затруднений у одной команды
слово передается соперникам. Каждый правильный
ответ оценивается одним очком.)
Что является основой культуры
межнационального общения? (Терпимость,
толерантность.)
Дошкольный возраст характеризуется отсутствием
этических стереотипов. Что это значит?
Что, по-вашему, является причиной отрицательных
проявлений у детей к людям других
национальностей?
Раскройте принцип подбора народных сказок и
художественной литературы, используемых для
воспитания у детей доброжелательного отношения
к людям разных национальностей.
Каким образом может быть обеспечено право
ребенка на национальную самобытность в вашей
группе?
В чем заключается подготовка воспитателя,
организующего общение детей с людьми иных
национальностей?
В каком возрасте дети способны правильно
определить свою этническую принадлежность?
Назовите педагогические условия, позволяющие
рассматривать сказку как эффективное средство
воспитания добрых чувств к людям разных
национальностей.
Тестовые
задания
(Выполняются индивидуально каждым
воспитателем. Количество правильных ответов
каждой анкеты суммируется в общее число баллов
команды. Правильные варианты ответов выделены
курсивом.)
Кому принадлежат слова о том, что счастье всего
мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка?
Варианты ответов:
а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) А.М. Горькому.
В каком году Генеральная Ассамблея ООН
провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.;
б) 1959 г.;
в) 1966 г.
В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла
Конвенцию о правах ребенка?
а) 1967 г.;
б) 1982 г.;
в) 1989 г.
Кто первым поставил вопрос о правах ребенка?
а) К.Н. Венцель;
б) А.С. Макаренко;
в) Н.К. Крупская.
Возрождение национальных культур
способствует:
а) национализму;
б) шовинизму;
в) развитию национального самосознания.
Ребенок впитывает родную культуру благодаря:
а) семье;
б) школе;
в) телевизионным передачам.
Жюри подводит предварительные итоги.
ВТОРОЙ ЭТАП
Решение
проблемных ситуаций
1. В вашу группу приходит ребенок. Надо ли
выяснить у него, какой он национальности, и
сообщать об этом детям в группе?
2. Дети в группе высмеивают речь ребенка,
принадлежащего к национальному меньшинству и
делающего ошибки в русской речи. Ваши действия по
отношению к ребенку, к его семье.
Анализ выполнения домашнего задания
(проводится совместно с психологом)
Ознакомление педагогического коллектива с
результатами тестирования детей на предмет
выяснения характера межличностного общения в
межнациональном коллективе.
Жюри оценивает ответы и подводит итоги ринга.
Старший воспитатель: Задача
педагогического коллектива нашего детского сада
— воспитывать у детей доброжелательное,
уважительное отношение к людям других
национальностей. Одним из важнейших условий,
способствующих решению поставленной задачи,
является наше сотрудничество с семьями наших
воспитанников.
Воспитателям предлагается обсудить
возможные формы работы с родителями.
В результате совместного обсуждения
предлагается провести предварительное
анкетирование родителей, которое могло бы
заинтересовать их поставленными проблемами.
Научный руководитель оценивает результаты
педагогического совещания, анализирует их и
делает выводы.
Ирина ПЕТРОВА,
старший воспитатель МОУ № 3 «Шанавыл»