Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Педагогическое ассорти

Семья и проблемы межнационального общения

СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Опыт исследования

В июне 2000 г. мы провели социологический опрос среди шестилетних воспитанников нашего детского сада. Выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают только 56 % детей.
О том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности и национальности ты знаешь?».

Русские известны 87,5 % детей от числа опрошенных;
мари — 87,5 %;
чуваши — 62,5 %;
татары — 37,5 %;
мордва — 19 %;
англичане — 19 %;
китайцы — 6 %.

По полученным данным видно, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены. Основной называемый детьми признак людей другой национальности — особенности их одежды.

Исследование предусматривало также анализ развития национального чувства у дошкольников:

  • у 31 % детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам;

  • у 25 % детей из 8 предложенных национальных групп выражена антипатия к 2 группам;

  • у 44 % детей сформировалось негативное отношение к более чем 3 национальным группам.

В процессе опроса дети, как правило, передают в своих ответах ту информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, у негров отмечают цвет их кожи. (Следует учесть, что в США более оскорбительным считается как раз слово «негр», а не указание на цвет кожи человека. — Прим. ред.)
Методика «Сестренки» (см. журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1999 г.) помогла определить отношение дошкольников к сверстникам иной расы. На основе полученных ответов зафиксировано:

  • доброжелательное отношение — у 14 % детей;

  • индифферентное отношение — у 36 % детей;

  • недоброжелательное отношение — у 36 % детей.

Методика «Угости конфеткой» (опубликована там же) направлена на оценку характера действий ребенка в ситуации выбора:

  • 8,1 % детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам;

  • у 12,5 % детей в действиях присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе;

  • у 6 % детей в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.

Таким образом, полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора нашей проблемы — воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве с семьей.
Для изучения отношений родителей к людям своей и других национальностей в мае 1999 г. нами была предложена анкета, результаты которой помогли выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп.
Приводим некоторые анкетные вопросы и полученные ответы:

1. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

Нет — 33 %; да — 67 %.

2. Какие песни и танцы вам больше нравятся?

национальные — 23 %;
соседних народов — 37 %;
эстрадные — 20 %;
зарубежные — 20 %.

3. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

быть с ними настороже — 31 %;
быть терпимыми к их национальным особенностям — 29 %;
не даете никаких советов — 40 %.

По полученным результатам мы видим, что значительная часть родителей предвзято относится к другим этническим группам. Это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к людям из их ближайшего национального окружения.

Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения — необходимый элемент педагогической работы. Однако важно найти правильные формы взаимодействия с семьей.

При анкетировании родителей на вопрос: «Какими формами взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете предпочтение?» — были предложены следующие варианты ответов (при выборке в 100 семей):

посещение семьи на дому — 8 %;
общее родительское собрание — 17 %;
групповые родительские собрания с воспитателями — 30 %;
групповое родительское собрание с приглашением специалистов — 58 %;
клубы — 74 %;
совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) — 86 %;
лекционная форма — 15 %;
индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами — 72 %;
родительские собрания с включением открытых мероприятий — 67 %.

По полученным результатам мы сделали следующие выводы: наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные . Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.

За время опытно-экспериментальной работы нами были разработаны формы взаимодействия семьи и ДОУ, которые способствовали сближению и самораскрытию родителей.

Наталья ТЕНТЮРИНА,
психолог МОУ № 3 «Шанавыл»

Наталья Тентюрина

Рейтинг@Mail.ru