СЕМЬЯ И ПРОБЛЕМЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Опыт исследования
В июне 2000 г. мы
провели социологический опрос среди шестилетних
воспитанников нашего детского сада. Выяснилось,
что о своей этнической принадлежности знают
только 56 % детей.
О том, насколько дети осведомлены о
представителях разнонационального окружения,
свидетельствуют ответы на вопрос «Какие
народности и национальности ты знаешь?».
Русские известны 87,5 % детей от числа опрошенных;
мари — 87,5 %;
чуваши — 62,5 %;
татары — 37,5 %;
мордва — 19 %;
англичане — 19 %;
китайцы — 6 %.
По полученным данным видно, что дети знают лишь
ближайшие национальные группы, но сведения о них
весьма ограничены. Основной называемый детьми
признак людей другой национальности —
особенности их одежды.
Исследование предусматривало также анализ
развития национального чувства у дошкольников:
у 31 % детей отмечается положительное
отношение ко всем этническим группам;
у 25 % детей из 8 предложенных
национальных групп выражена антипатия к 2
группам;
у 44 % детей сформировалось негативное
отношение к более чем 3 национальным группам.
В процессе опроса дети, как правило, передают в
своих ответах ту информацию, которую они слышат
от окружающих. Отрицательное отношение к
отдельным национальностям обусловлено
родительским влиянием: так, цыганами детей
запугивают, у негров отмечают цвет их кожи.
(Следует учесть, что в США более оскорбительным
считается как раз слово «негр», а не указание на
цвет кожи человека. — Прим. ред.)
Методика «Сестренки» (см. журнал «Дошкольное
воспитание», № 2, 1999 г.) помогла определить
отношение дошкольников к сверстникам иной расы.
На основе полученных ответов зафиксировано:
доброжелательное отношение — у 14 %
детей;
индифферентное отношение — у 36 % детей;
недоброжелательное отношение — у 36 %
детей.
Методика «Угости конфеткой» (опубликована там
же) направлена на оценку характера действий
ребенка в ситуации выбора:
8,1 % детей одинаково доброжелательны в
своих действиях ко всем этническим группам;
у 12,5 % детей в действиях присутствует
эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой
выбор, сконцентрировавшись на себе;
у 6 % детей в действиях выражается
предпочтение при выборе национальной группы.
Таким образом, полученные в ходе исследований
результаты еще раз подчеркнули правильность
выбора нашей проблемы — воспитания этики
межнационального общения. Но разрешение этой
проблемы возможно только при тесном
сотрудничестве с семьей.
Для изучения отношений родителей к людям своей и
других национальностей в мае 1999 г. нами была
предложена анкета, результаты которой помогли
выявить причины существующей отрицательной
оценки детьми различных национальных групп.
Приводим некоторые анкетные вопросы и
полученные ответы:
1. Раздражает ли вас, когда люди другой
национальности говорят на своем языке, а
остальные их не понимают?
Нет — 33 %; да — 67 %.
2. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
национальные — 23 %;
соседних народов — 37 %;
эстрадные — 20 %;
зарубежные — 20 %.
3. Когда вы разговариваете с ребенком о
представителях другой национальности, вы
советуете:
быть с ними настороже — 31 %;
быть терпимыми к их национальным особенностям —
29 %;
не даете никаких советов — 40 %.
По полученным результатам мы видим, что
значительная часть родителей предвзято
относится к другим этническим группам. Это
сказывается и на воспитании у детей
эмоционально-положительного отношения к людям
из их ближайшего национального окружения.
Приобщение родителей к решению проблем
межнационального общения — необходимый элемент
педагогической работы. Однако важно найти
правильные формы взаимодействия с семьей.
При анкетировании родителей на вопрос: «Какими
формами взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете
предпочтение?» — были предложены следующие
варианты ответов (при выборке в 100 семей):
посещение семьи на дому — 8 %;
общее родительское собрание — 17 %;
групповые родительские собрания с воспитателями
— 30 %;
групповое родительское собрание с приглашением
специалистов — 58 %;
клубы — 74 %;
совместные мероприятия (в игровых и
соревновательных формах) — 86 %;
лекционная форма — 15 %;
индивидуальные консультации, беседы с
воспитателями, специалистами — 72 %;
родительские собрания с включением открытых
мероприятий — 67 %.
По полученным результатам мы сделали
следующие выводы: наиболее приемлемыми формами
взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и
соревновательные . Лекционная форма
(монологическое выступление) родителями не
воспринимается. В связи с экономической
нестабильностью большинство родителей
отказывается от посещения их семьи педагогами.
За время опытно-экспериментальной работы нами
были разработаны формы взаимодействия семьи и
ДОУ, которые способствовали сближению и
самораскрытию родителей.
Наталья ТЕНТЮРИНА,
психолог МОУ № 3 «Шанавыл»