Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Рабочий стол

Как знакомить дошкольников с жизнью и обычаями разных народов России

КАК ЗНАКОМИТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИЗНЬЮ И ОБЫЧАЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ РОССИИ

 

На территории современной России проживают представители разных народов и национальностей. Как рассказать о них ребенку? В качестве модели познавательных занятий вы можете воспользоваться примерными конспектами, разработанными Светланой ФЕДОРОВОЙ, доцентом кафедры дошкольной и специальной педагогики Марийского государственного педагогического института.

 

 

Занятие1

ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ И ОБЫЧАЯМИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Цели: дать детям первоначальные знания о народе соседней Республики Татарстан. Воспитывать в них дружеские чувства, эмоционально-положительные отношения к соседнему народу.

Задачи:

  • дать знания о географическом положении, быте, труде, народном творчестве, костюме, искусстве, языке, обычаях и ценностях татарского народа;

  • развивать связную речь, память, внимание, мышление;

  • обогатить словарь детей новыми словами.

Материалы и оборудование: куклы в национальных татарских костюмах (мальчик и девочка), фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями.

Форма занятия: традиционное занятие-рассказ.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, как называется соседняя группа?

Дети (Д.): «Солнышко».

В.: Правильно. А почему группу «Солнышко» мы называем соседней?
(Предполагаемые правильные ответы детей: Потому что она рядом с нами; потому что мальчики и девочки в группе «Солнышко» — наши соседи.)

В.: Так кто такие соседи?
(Правильный ответ: Соседи — это люди, которые живут рядом с нами.)

В.: Правильно. Соседи — это люди, живущие не вместе, а рядом с нами. У каждого из нас есть соседи. Саша сидит рядом с Катей — значит, они соседи. Миша и Слава живут в одном доме — они тоже соседи, а в соседнем с ними доме живет Оля — и они с ней тоже соседи. И у Даши есть соседи, и у Толи, правда?

Д.: Да!

В.: Хорошо. А как должны вести себя соседи?
(Ответы детей: Дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.)

В.: Правильно. А вы дружите со своими соседями? Ходите друг к другу в гости?

Д.: Да!

В.: Молодцы! Есть соседние группы, соседние квартиры, соседние дома, соседние улицы, соседние города, республики, страны.
Сегодня мы поговорим о народе, живущем в соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живет, — татары. Это многочисленный народ, и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и по всей России. В том числе и в нашей республике. Столица Татарстана — город Казань. Это большой и красивый город.
Татары говорят на татарском языке. Послушайте, как звучит татарский язык в татарской песне (включается запись).

В.: «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исеммэсыс». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

Дети здороваются.

В.: Молодцы. Якши! Якши — значит хорошо. Повторите за мной.

Дети повторяют.

В.: Теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете, как можно узнать татар? (По языку, по одежде.)

В.: Правильно. Посмотрите — вот куклы: девочка и мальчик — Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?

Д.: В белую блузку, голубую юбку, синий жилет.

В.: Посмотрите, блузка Гульнары и ее юбка украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивкой. Давайте повторим еще раз вместе. Это рюшки, это воланы, это... (Показывает.)

Д.: Рюшки, воланы, сборки.

В.: Молодцы. Жилет у Гульнары красивый, бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?

Д.: Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, жилет, полосатый халат.

В.: Длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них чекмени (название обуви), а на голове — тюбетейки — маленькие шапочки.
А теперь давайте поиграем. Найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах. (Дети выполняют задание.)
А теперь я буду показывать вам части костюмов, а вы их называйте (жилет бархатный с мехом, воланы, рюшки, тюбетейка, оборка, чекмени, кушак).
Игры проводятся под татарскую музыку в свободной обстановке.

В.: Татары ходят в национальных костюмах не всегда: реже — в городах, чаще — по праздникам и в деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетах.

В Татарстане выращивают те же овощи и фрукты, что и в нашей республике. Назовите их. (Ответы детей.)

В.: Правильно. В татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар — мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепешки-кабатма, блины-киймак, пироги с начинкой — бялиш. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников — Сабантуй. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней. Поэтому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц и поговорок. Еще один герой татарских преданий — богатырь Идегей. Татары — смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера-ювелиры и делают очень красивые и своеобразные украшения из металла. Посмотрите: все это сделали татарские мастера (показывает иллюстрации).

В.: Сегодня мы познакомились с татарским народом. Расскажите, что вы узнали о соседней республике? (Ответы детей.)

В.: Молодцы, все правильно. И самое главное, что вы сегодня узнали, — это то, что Татарстан — это соседняя с нашей республика, а татары — наши соседи, и поэтому мы должны дружить друг с другом, помогать друг другу.

Занятие 2

(продолжение Занятия 1)

Цель: познакомить детей с жизнью представителей ближайшего национального окружения — татарского народа.

Задачи:

  • дать общие сведения о татарском народе;

  • приобщать к традиционной культуре татарского народа;

  • развивать в детях чувство уважения к другим национальностям.

Материалы: национальный костюм татар.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня я получила письмо. Давайте прочитаем его вместе?

Дети (Д.): Давайте.

В.: Вот слушайте:
«Я пишу вам это письмо издалека. Я хочу, чтобы вы ждали моего приезда.
Кто я — сейчас не скажу. Напишу лишь, что зовут меня Гульнара и я скоро приеду к вам».

В.: Как вы думаете, что за гость едет к нам? (Ответы детей.)

Раздается стук в дверь.

В.: Ой, ребята, кто-то стучится к нам.

В группу входит воспитатель в татарском костюме — Гульнара.

Гульнара (Г.): Салам алейкум, дети! Здравствуйте! Ребята, вы получили мое письмо, которое я вам послала?

Дети (Д.): Да.

Г: Ребята, я приехала к вам, чтобы рассказать о своей республике и о ее народе.

В.: Значит, тебя зовут Гульнара?

Г.: Да, меня зовут Гульнара. А приехала я к вам из Республики Татарстан, и по национальности я — татарка.

В.: Гульнара, на тебе такой красивый костюм, расскажи о нем, пожалуйста.

Г.: Да, такой наряд надевают женщины-татарки. Мы носим особые платья, повязанные фартуком, а на голове — национальный головной убор — калфак. А еще мы любим разные украшения, которые придают наряду красоту.

В.: Очень красивый у тебя наряд.

Г.: Спасибо. А еще я хочу рассказать вам о том, что татары — трудолюбивый и энергичный народ, и благодаря этому в Татарстане хорошо развита промышленность. Ну а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. Один из наших главных праздников — это Сабантуй. Ребята, как вы думаете, что самое важное, когда устраивается праздник? (Ответы детей.)

Г.: Верно, это песни и танцы. И я хочу исполнить для вас татарский танец (танцует).

В.: Дети, правда, красивый танец?

Д.: Да!

Г.: У татар, как и у любого другого народа, есть свои национальные блюда. Одно из самых известных блюд называется «чак-чак». А еще во время праздников татары устраивают разные веселые игры и развлечения. В одну из таких игр я и предлагаю вам поиграть. Эта игра называется

«Лисички и курочки»

Ход игры:

На одном конце площадки — куры и петушки, на противоположном — лисички. Куры и петушки ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лиса, петушки кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, а лисичка бросается за ними, стараясь задеть любого из игроков. Если водящему не удается задеть никого, то он снова водит.

В.: Ну что, ребята, понравилась игра?

Д.: Да!

В.: Ребята, давайте поблагодарим нашу гостью за интересный рассказ и пригласим в гости снова.

Д.: До свидания!

Занятие 3

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИЗНЬЮ И ОБЫЧАЯМИ МАРИЙСКОГО НАРОДА

Цель: Подготовить детей к дальнейшему получению знаний о народе своей республики, о соседних народах, о народах ближнего и дальнего зарубежья.

Задачи:

  • актуализировать и систематизировать стихийно накопленные знания по теме;

  • повторить и закрепить знания о названии своей страны и ее столицы;

  • дать детям общие первоначальные знания об истории, культуре и быте марийского народа;

  • воспитывать любовь к родному краю, дружеские чувства к народам других национальностей.

Материалы и оборудование: кукла в национальном марийском костюме, фотографии и иллюстрации, карта России и РМЭ, картофелины, магнитофон, дискеты с записями.

Предварительная работа: присутствие детей на утреннике в подготовительной группе, посвященном марийскому краю, участие в конкурсах и играх.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, недавно у нас в группе появилась новая кукла. Ее зовут Айвика. Посмотрите, какое интересное у нее платье. Вы помните, откуда у нас эта кукла?

Дети (Д.): Да! Нам подарили ее на празднике!

В.: Правильно, вы тогда так хорошо играли, что Айвика захотела остаться в нашей группе. Это кукла не простая, а особенная. И она неспроста появилась у нас в группе именно после этого праздника. У Айвики есть своя история, которую я сегодня вам расскажу.
У каждого человека есть своя Родина: и у Саши, и у Вити, и у Маши, и у меня, и у Айвики — у всех. Родина — это место, где человек родился. Все мы родились в одной стране. Как она называется?

Д.: Россия.

В.: Правильно. Наша страна называется Россия. Вот как она выглядит на карте (показывает).
Вы уже знаете, что у каждой страны есть главный город — столица. Как называется главный город нашей страны?

Д.: Москва!

В.: Да. Россия — наша Родина, а Москва — ее столица. Вы уже знаете, что в России много республик, в которых живут очень много разных народов. Поэтому Россию можно назвать нашей большой Родиной. У нас с вами есть и малая Родина — это республика, в которой мы все с вами живем. Кто знает, как называется наша республика?

Д.: Республика Марий Эл.

В.: Правильно! Мы с вами живем в Республике Марий Эл. У нашей республики тоже есть главный город. Как он называется?

Д.: Он называется Йошкар-Ола.

В.: Молодцы! Столица Республики Марий Эл — город Йошкар-Ола, в котором мы и живем. В Йошкар-Оле живет и наша Айвика.
А знаете ли вы, что значит Марий Эл и Йошкар-Ола? Марий Эл в переводе с марийского языка означает Марийский край, а Йошкар-Ола — Красный, или Красивый, город. На марийском языке говорят марийцы, марийский народ.
Много-много лет назад в нашем крае жили люди, которые работали на этой земле, защищали ее от врагов. Это были древние предки нашей Айвики и других марийцев, живущих в нашей республике. У них были свои праздники, свои обычаи, свой язык. Человека, мужчину на этом языке звали мари, и поэтому всех людей стали называть марийцами, или марийским народом, а свою землю, свою Родину они называли Марийским краем — Марий Эл. Марийский народ много трудился, для того чтобы его родина становилась богаче и краше.
Сейчас марийцы живут в Республике Марий Эл вместе с другими народами: русскими, татарами, чувашами и другими. И у нас в детском саду, и среди ваших соседей и друзей есть марийские, русские, чувашские мальчики и девочки.
Наш край богат лесами, озерами. В лесах водятся разные животные. Назовите их.

Д.: Лиса, заяц, волк, еж, медведь, лось.

В.: Правильно. А в озерах водится рыба. Какая?

Д.: Окунь, карась, щука, плотва.

В.: Да. А чем еще богат наш край?

Д.: У нас в лесах есть грибы, ягоды, орехи.

В.: Правильно. С древних времен марийцы занимались охотой, рыболовством, собирали ягоды, грибы. Разводили пчел, держали коров, овец, свиней, кур, уток, гусей. В огородах выращивали картошку, рожь, лен, коноплю. В старину из конопли и льна марийцы ткали ткань, из которой потом шили одежду.
Праздничная одежда марийского народа была белого цвета, и ее украшала красивая вышивка. Посмотрите на платье Айвики.
На праздники марийцы всегда надевали самую нарядную одежду. А праздники в марийских деревнях были веселые: с угощениями, играми, состязаниями, почти как на нашем утреннике. Мальчики и мужчины соревновались в ловкости и силе, девочки и девушки демонстрировали свое умение и мастерство в вышивке, в приготовлении национальных кушаний. Самые известные из марийских блюд — вареники-подкоголи, блины-команмелна, ватрушки-перемеч. Помните, эти угощения были на утреннике?
Ну, и, конечно, на праздниках были песни и танцы. Помните, как на утреннике девочки и мальчики пели марийские песни и танцевали марийские танцы?

Д.: Да!

В.: А какая игра на празднике больше понравилась?

Д.: С картошкой.

В.: Давайте сейчас поиграем в эту игру. Помните правила?
Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают между лбами одну картофелину и пляшут под марийскую музыку. Картофелину нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.

В.: Ну вот, молодцы. Вам понравилось?

Д.: Да!

В.: И Айвике понравилось. У Айвики есть бабушка, она живет в деревне и приглашает вас к себе в гости через неделю. Хотите в гости к бабушке Айвики?

Д.: Да.

В.: Хорошо, но, чтобы узнать, на самом ли деле вы ее друзья, она обязательно спросит вас про то, о чем я вам сегодня рассказала, — про историю Айвики. Поэтому давайте все вспомним.

Как называется наша республика?
Как называется ее столица?

Занятие 4

КАК ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ОБЫЧАЯМИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

Задачи:

  • Дать детям знания о жизни чувашей, об их быте, языке, обычаях.

  • Воспитывать уважительное отношение к этому народу.

  • Развивать речь детей, активное внимание.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту девочку и этого мальчика. Кто вспомнит, о каком народе мы узнали на предыдущем занятии?

Дети (Д.): О марийцах.

В.: А сегодня мы узнаем еще об одном народе — чувашах. Чуваши живут в Чувашской Республике. Они разговаривают на чувашском языке. Столица Чувашии — город Чебоксары. В старину чуваши, как и марийцы, занимались земледелием. Они сеяли рожь, овес, ячмень.

Каких домашних животных держат в нашей республике?

Д.: Коров, свиней.

В.: А еще овец, лошадей. У чувашей такие же животные. Чуваши, как и марийцы, занимаются пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой — по-чувашски она называется камаха. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати. Посуду чуваши изготовляли из глины и дерева. Посмотрим на одежду чувашей. Вы видите, что она отличается от марийской одежды? Рубашка у чувашских мальчиков называется «кепе», а у мари — «тувыр», чувашские штаны называются «стел», а марийские — «йолаш». Чувашские девушки носят платье и передник, на голове у них не
платок, а головной убор, который называется «сурпан». Чувашские девушки с детства учились шить и вышивать и поэтому становились искусными мастерицами. Чуваши очень любили украшать резьбой (показ и объяснение) мебель, деревянную посуду, ворота. У чувашей есть много сказок, пословиц, поговорок, песен и танцев. Чуваши пели песни во время посиделок, хороводов, гуляний и праздников. Они играли на таких инструментах, как волынка, гусли, барабан и гармонь. У них есть очень хорошая колыбельная песня «Засыпай, сынок». Хотите послушать

Чуччи-чуччи, чуландай,
Глазки крепко закрывай.
Старый вяз кору припас
Тебе на колыбельку.
Мягкий лен, белый лен
Подарил постельку.
Гибкая рябина
Качалку подарила,
Липа — веревочку,
Яблоня — крючок.
Чуччи-чуччи, баиньки,
Засыпай, сынок!

Через некоторое время детям задаются вопросы:

Как называется столица Чувашии?
Чем занимаются чуваши?
Вы бы хотели съездить в гости в Чувашию?

Что бы вы сделали, если бы в нашу группу пришел мальчик-чуваш?

Светлана Федорова

Рейтинг@Mail.ru