В НАРОДНУЮ КОПИЛКУ
Несмотря на различия в покрое и
материалах, костюмы разных народов имеют общие
черты.
Практически у всех народов одежда украшалась
орнаментом. Орнамент — древние заклинательные
знаки — в большинстве случаев наносился по
горловине, подолу и рукавам (то есть там, где в
одежде открывался проем, «вход» к человеку, к его
телу), служа дополнительной магической защитой
от враждебных сил.
Одежда подразделялась на будничную и
праздничную — украшенную более богатым
орнаментом. Праздничная одежда — это одежда для
ритуальных действий, поэтому для нее требовалось
больше магических знаков, чем в повседневной
жизни.
У всех народов женская одежда подразделялась по
крайней мере на два вида: одежда девушек и одежда
замужних женщин. В первую очередь это касалось
головного убора. В большинстве культур для
замужних женщин существовал запрет показывать
свои волосы чужим мужчинам. Поэтому во время
свадебного обряда женщинам меняли прическу и
надевали головной убор, полностью закрывающий
волосы.
Мужской головной убор тоже играл существенную
роль. Шапка соотносилась с небесным куполом, с
крышей, придающей целостность своему обладателю
и напоминающему, что человек подобен Божьему
Миру. Достаточно вспомнить, что шлемы русских
богатырей и купола православных церквей очень
похожи по форме.
В различных областях России существовали разные
костюмы, отличающиеся друг от друга по покрою,
цвету и используемым элементам. Интересно
проследить заимствования в элементах костюма.
Изначально и мужчины, и женщины на Руси носили
так называемое «платье», основу которой
составляла длинная рубаха. Штаны, или «порты»,
как элемент мужской одежды, были, по всей
видимости, заимствованы у кочевников, большую
часть жизни проводивших верхом. Так же и сарафан
— «сарапан» — был частью женской национальной
одежды тюркских народов. Женщины некоторых
областей России стали носить его после взятия
Иваном Грозным Казани — столицы Золотой Орды.
Марина АРОМШТАМ